Судья Драничникова И.Н. Дело №33а-523/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«06» апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Лукоянова А.Н.,
при секретаре Агафоновой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0026-01-2021-001317-55, №2а-845/2021) по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2021 года (с учетом определения того же суда от 08 февраля 2022 года об исправлении описки), которым административное исковое заявление ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленного письмом от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-543, обязании повторно рассмотреть поданное им заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом 1 группы, на основании постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 23 июня 2009 года состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 20 января 2020 года он обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в соответствии с проектом межевания территории. Письмом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 29 января 2020 года №028-65/угр-1-261 в удовлетворении вышеуказанного заявления ему отказано со ссылкой на пункт 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) на том основании, что определением Димитровского районного суда г. Костромы от 11 октября 2019 года, вынесенным в рамках административного дела №, в отношении территории, находящейся в границах земельного участка с условным кадастровым номером №, приняты меры предварительной защиты в виде запрета на совершение действий по постановке на кадастровый учет и резервированию земельных участков для муниципальных нужд. Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года в удовлетворении его административного иска к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженном в письме от 29 января 2020 года №028-65/угр-1-261, отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года отменено, признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного уведомлением от 29 января 2020 года №028-65/угр-1-261, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» возложена обязанность повторно рассмотреть его (ФИО1) заявление от 20 января 2020 года. 10 марта 2021 года во исполнение решения суда комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в его адрес направлено уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду со ссылкой на пункт 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) и подпункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации на том основании, что земельный участок с условным кадастровым номером № по проекту планировки с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно. Согласно проектной документации земельный участок с условным кадастровым номером № площадью 1 172 кв.м имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, способ образования земельного участка – образование из земель государственной собственности, каких-либо обременений и ограничений в отношении данного земельного участка не имеется. Согласно проекту межевания земельный участок с условным кадастровым номером № не может выступать объектом местного значения, и документация по планировке территории в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде не предусматривает размещения объектов местного значения в границах испрашиваемого земельного участка. Таким образом, резервирование вышеуказанного земельного участка для муниципальных нужд с целью передачи его гражданам, имеющим трех и более детей, не подразумевалось, а основания, указанные в обжалуемом уведомлении, для отказа в предварительном согласовании земельного участка не соответствуют закону. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и все требования действующего законодательства для реализации такого права им соблюдены. Оснований к отказу в предварительном согласовании земельного участка, регламентированных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в данном случае не имеется. Кроме того, Административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) не распространяет свое действие на правоотношения, возникающие между гражданами, обладающими правом на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и соответствующими государственными органами. В результате незаконного отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка нарушены его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе на улучшение жилищных условий не реже 1 раза в 15 лет, предоставление доступного и комфортного жилья.
Также ФИО1 обратился в суд с административными исковыми заявлениями к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года №028-65/угр-20-544 и от 31 марта 2021 года №028-65/угр-14-864, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, указав в обоснование своих требований аналогичные доводы.
Определением Димитровского районного суда г. Костромы от 14 июля 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административные дела №2а-845/2021 и №2а-854/2021 по административным исковым заявлениям ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года №028-65/угр-20-544 и №028-65/угр-1-543, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства. Административному делу присвоен номер 2а-845/2021.
Определением Димитровского районного суда г. Костромы от 10 августа 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административные дела №2а-845/2021 и №2а-911/2021 по административным исковым заявлениям ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года №028-65/угр-20-544, от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-543, от 31 марта 2021 года №028-65/угр-14-864, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства. Административному делу присвоен номер 2а-845/2021.
В ходе рассмотрения административного дела ФИО1 уточнил заявленные требования, просил признать незаконными повторное рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20 января 2020 года №028-65/угр-1 и от 12 марта 2020 года №028-65/угр-20, а также рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 16 марта 2021 года №028-65/угр-15 в соответствии с Административным регламентом администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746, не предусматривающим предварительное согласование предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства; повторные отказы комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами №, оформленные письмами от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-543 и №028-65/угр-20-544; отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером №, оформленный письмом от 31 марта 2021 года №028-65/угр-14-864; обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № по <адрес> в г. Калининграде для индивидуального жилищного строительства, учитывая его первоочередное право на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подготовить и рассмотреть проекты постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами № для индивидуального жилищного строительства.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа «Город Калининград».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Полагает, что резолютивная часть решения суда не соответствует установленным в описательной части решения суда обстоятельствам, а именно судом указано, что он обратился с тремя самостоятельными исками к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», вместе с тем из резолютивной части решения суда неясно, какой из трех административных исков оставлен без удовлетворения. Он является малоимущим гражданином, однако, судом первой инстанции данное обстоятельство не было принято во внимание, что позволило при вынесении решения суда не применять пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункт 6 пункта 1 статьи 3 Устава городского округа «Город Калининград». Суд первой инстанции неправильно определил суть заявленных административных исковых требований и не истребовал доказательств в обоснование доводов, указанных административным ответчиком в отзыве, в части того, что спорные земельные участки подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. Представитель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», в свою очередь, от участия в судебном заседании посредством применения видеоконференц-связи отказался. Между тем в проект межевания территории в составе утвержденного проекта планировки территории, куда входят спорные земельные участки, административным ответчиком время от времени вносятся изменения. Вывод суда о том, что проектом планируется размещение 32 объектов индивидуальной жилой застройки – индивидуальных жилых домов для граждан, имеющих трех и более детей, и размещение иных объектов индивидуальной жилой застройки проектом планировки не предусматривается, не соответствует действительности, поскольку проект планировки территории содержит 265 земельных участков, из которых для индивидуальной жилой застройки предназначено лишь 67 земельных участков, не считая земельных участков, застроенных индивидуальными жилыми домами. Ссылка в решении суда на Административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746, является необоснованной, поскольку данным документом не регламентированы действия и процедуры по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на данный акт в своем решении, суд незаконно исключил его (ФИО1) из данной категории лиц.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом 1 группы (том 1 л.д. 20), зарегистрирован по месту жительства в г. Калининграде, фактически проживает и зарегистрирован по месту пребывания в г. Костроме (том 1 л.д. 21), с 23 июня 2009 года состоит в администрации городского округа «Город Калининград» на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (том 5 л.д. 186).
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13 января 2020 года №14 утверждена документация по планировке территории «Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б.Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде», на которой планируется образование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
20 января 2020 года ФИО6 от имени ФИО1 обратился в МКУ городского округа «Город Калининград» «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по <адрес> в г. Калининграде с условным кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д. 22-23), в удовлетворении которого ФИО1 отказано.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 29 января 2020 года №028-65/угр-1-261, обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером № по проекту межевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного уведомлением от 29 января 2020 года №028-65/угр-1-261, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 20 января 2020 года (том 1 л.д. 34-43).
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-543 во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года по результатам повторного рассмотрения заявления от 20 января 2020 года ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка по <адрес> в г. Калининграде с условным кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа указано, что пунктом 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746, установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Согласно указанному перечню земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде, утвержденному постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13 января 2020 года №14, земельный участок с условным кадастровым номером № подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей (том 1 л.д. 24-25).
12 марта 2020 года ФИО6 от имени ФИО1 обратился в МКУ городского округа «Город Калининград» «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по <адрес> в г. Калининграде с условным кадастровым номером № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства (том 2 л.д. 102-103), в удовлетворении которого ФИО1 отказано.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 03 сентября 2020 года ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2020 года №028-65/угр-20-960, обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером № по проекту межевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 03 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2020 года №028-65/угр-20-960, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 12 марта 2020 года (том 2 л.д. 113-121).
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-544 во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года по результатам повторного рассмотрения заявления от 12 марта 2020 года ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка по <адрес> в г. Калининграде с условным кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа приведены доводы аналогичные указанным в уведомлении от 10 марта 2021 года №028-65/угр-1-543 (том 2 л.д. 104-105).
15 марта 2021 года и 16 марта 2021 года ФИО1 обратился в ГКУКО «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по <адрес> в г. Калининграде с условным кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 31 марта 2021 года №028-65/угр-14-864 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельных участков с условными кадастровыми номерами № по <адрес> в г. Калининграде для индивидуального жилищного строительства по приведенным выше основаниям (том 4 л.д. 34-35).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил из того, что спорные земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой имеется проект планировки территории с проектом межевания, предусматривающий размещение объектов индивидуального жилищного строительства исключительно для граждан, имеющих трех и более детей. Размещение иных объектов индивидуального жилищного строительства проектом планировки не предусматривается. Градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания граждан, а документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, предполагает реализацию планов, как правило, в долгосрочной перспективе. В настоящем случае у административного ответчика не было оснований для удовлетворения заявлений административного истца и согласования предоставления земельных участков вразрез с положениями проекта планировки территории.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ).
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.
К одному из оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка относится то, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Аналогичное основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрено в пункте 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746.
Согласно подпункту 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, указано, что по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Административным истцом не оспорено, что испрашиваемые им земельные участки с условными кадастровыми номерами № находятся в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде и что проект планировки данной территории с проектом межевания в его составе, в соответствии с которым земельные участки предназначены для размещения индивидуальных жилых домов и подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, утвержден постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13 января 2020 года №14. ФИО1 к указанной категории граждан не относится.
Несогласие ФИО1 с отказами в предварительном согласовании предоставления земельных участков сводится, в том числе к тому, что земельные участки, предназначенные для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не могут считаться объектами местного значения, в связи с чем отказы в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании подпункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ являются необоснованными. Вместе с тем данные доводы административного истца основаны на ошибочном толковании закона.
Согласно пункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Названный Федеральный закон относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулируют жилищное строительство.
Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Калининградской области определены Законом Калининградской области от 21 декабря 2006 года №105.
Согласно пункту 4 статьи 3, статье 7 названного Закона регулирование земельных отношений в Калининградской области осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
В статье 16.1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года №105 урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, территория в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, а отображенные в проекте планировки и проекте межевания этой территории в числе других земельные участки с условными кадастровыми номерами № являются объектами местного значения.
Поскольку на испрашиваемых ФИО1 земельных участках в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории «Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде» планируется размещение индивидуальных жилых домов, и эти земельные участки подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, отказы комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в предварительном согласовании предоставления земельных участков административному истцу, не относящемуся к указанной категории граждан, соответствует положениям подпункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея – ул. Онежская – ул. Платова – ул. Малая Лесная – ул. Б. Окружная 3-я – железная дорога – ул. Островского в г. Калининграде, утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13 января 2020 года №14, оспаривался ФИО1 в судебном порядке, решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 октября 2020 года, вступившим в законную силу 03 февраля 2021 года, ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что Административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746, на основании которого ему административным ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, не распространяется на правоотношения с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка, являются несостоятельными.
Из содержания Административного регламента, утвержденного постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 08 декабря 2017 года №1746, следует, что регулируемый им порядок оказания муниципальной услуги предусматривает предоставление администрацией городского округа «Город Калининград» муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) (пункт 1.1). Получателями муниципальной услуги являются юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), если земельный участок не образован или границы земельного участка подлежат уточнению (пункт 1.2). При этом Административный регламент не содержит положений о неприменении его к лицам, имеющим право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков.
Как указывалось выше, представитель ФИО1 - ФИО6, как и сам ФИО1, заинтересованный в предоставлении земельных участков в аренду без торгов, обращались в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), образование которых предусмотрено проектом планировки территории с проектом межевания.
Обращения рассмотрены в порядке, предусмотренном названным Административным регламентом, в соответствии с поступившими заявлениями ФИО1 и его представителя.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Совокупность указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу отсутствует, оспариваемые решения вынесены в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления. Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 не представлено, при том, что обязанность доказывания данного обстоятельства в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Доводы ФИО1 в апелляционной жалобе о том, что суд при разрешении административного дела неправильно истолковал нормы материального права, не применил нормы материального права, подлежащие применению, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков мотивированы.
Из содержания обжалуемого судебного акта усматривается, что судом рассмотрены три административных иска ФИО1, объединенных в одно производство, подробное изложение заявленных исковых требований приведено в описательной части решения. Резолютивная часть решения содержит вывод об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в целом.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ и являющихся безусловным основанием к отмене суда первой инстанции, по административному делу не установлено.
В остальном доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой доказательств, исследованных судом, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2021 года (с учетом определения того же суда от 08 февраля 2022 года об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: