ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5240/18 от 10.08.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Альштадт С.Н. Дело №33а-5240/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Ломтевой Л.С.,

судей Федотовой Н.П., Драчева Д.А.,

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 10 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 25 мая 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконным предписание от 27.02.2018 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства выданное ФИО1 ФИО10 Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск».

Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия

установила:

ФИО1 является собственником земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ...

14.02.2018 г. Отделом контроля использования муниципального имущества и земель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск в рамках муниципального земельного контроля проведено обследование земельного участка ФИО1 по адресу: .... По результатам обследования составлен акт, согласно которому установлено использование ФИО1 земельного участка площадью около ... кв.м, по адресу: ... без правоустанавливающих документов.

27.02.2018 г. ФИО1 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому ФИО1 предписано устранить нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 01.04.2018 года.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск об оспаривании предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 27.02.2018 года. Считает, что выданное предписание является незаконным, поскольку с 1993 года в фактическом пользовании ФИО1 в границах огороженных забором находится земельный участок площадью ... кв.м. Спорный участок всегда находился в пользовании семьи. Также в предписании не указаны действия, которые должен совершить ФИО1 для устранения нарушений земельного законодательства.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме с учетом доводов апелляционной жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.

На основании пояснительной записки от 17.01.2018 № 09.02.04 в рамках осуществления муниципального земельного контроля ведущим специалистом отдела контроля использования муниципального имущества и земель Департамента ФИО2 был обследован земельный участок по адресу: ....

По результатам обследования составлен акт от 14 февраля 2018 года, которым установлено, что земельный участок площадью около ... кв.м по адресу: ..., находится в едином ограждении с земельным участком по адресу: .... На территории участка высажены кусты, плодово-ягодные деревья, небольшая деревянная хозяйственная постройка. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и жилой дом по указанному адресу отсутствуют. Земельный участок площадью ... кв.м с кадастровым номером ... по адресу: ... предоставлен на праве собственности от 06.10.2016 ФИО1 Был сделан вывод о направлении информации о выявленном правонарушении в Рыбинский отдел Управления Росреестра для привлечения нарушителя к административной ответственности, предусмотренной ст. ... КоАП РФ, и в отдел учета и регистрации имущественных прав для дальнейшего рассмотрения.

По результатам рассмотрения акта начальником отдела контроля использования муниципального имущества и земель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск ФИО3 на имя ФИО1 на основании ст. 71 ЗК РФ вынесено предписание от 27.02.2018 г. об устранении выявленных нарушений ч. 1 ст. 25, 26, ст. 76 ЗК РФ, ФИО1 предложено устранить указанное нарушение в установленном законодательством РФ порядке в срок до 01 апреля 2018 г.

Статьей 71 ЗК РФ установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (п. 1); государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 2).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пп. 5 п. 5 ст. 71 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1 государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Подпунктом «а» п. 2 Положения, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

В соответствии с п. 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 № 486, государственный земельный надзор осуществляется: - В форме проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки; - Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушении; систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства; - Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством; - Проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.

Согласно ст. 72 ЗК РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Полномочия органов, осуществляющих муниципального земельного контроль, и порядок их взаимодействия с органами государственного земельного надзора перечислены в пунктах 3, 5 - 8 ст. 72 ЗК РФ, которыми предусмотрено следующее: органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

При этом, отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 17 которого предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Вместе с тем, указанные положения ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ распространяются в силу ст. 1 указанного Федерального закона только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что ст. 72 ЗК РФ, а также другие федеральные законы не предоставляют права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, в отличии от должностных лица, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, которые в силу пп. 5 п. 5 ст. 71 ЗК РФ имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.

Положениями п. 2 ст. 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Вместе с тем, п. 2 ст. 72 ЗК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля, но не предоставлять дополнительные права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства. Органы местного самоуправления, принимая в соответствии с нормативным правовым актом субъектов РФ, нормативный правовой акт о муниципальном земельном контроле органа местного самоуправления также должны руководствоваться положениями ст. 72 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Решения муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 31.08.2017 № 261 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 29.07.2010 № 40 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Рыбинск» муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Рыбинска осуществляется Администрацией города Рыбинска в лице Департамента имущественных и земельных отношений в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в городском округе город Рыбинск, утвержденным решением Муниципального Совета.

Проанализировав положения ст. 72 ЗК РФ, Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск, утв. распоряжением Администрации городского округа г.Рыбинск от 22.02.2013 г. № 132, исходя из функций Отдела контроля и использования муниципального имущества и земель Департамента имущества и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск, суд пришел к правильному выводу, что обследование земельного участка ФИО1 было произведено в рамках осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с предоставленными полномочиями.

Учитывая установленные судом обстоятельства применительно к вышеизложенным нормам закона, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск при вынесении в отношении ФИО1 предписания об устранении выявленных нарушений от 27.02.2018 г. , вышел за пределы полномочий, предоставленных ст. 72 ЗК РФ, которой органам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, не предоставлено право выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом, следует иметь ввиду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое административным истцом предписание является незаконным.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Ссылка в жалобе на п. 3.4 Положения об отделе контроля и использовании муниципального имущества и земель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск, согласно которому в обязанности отдела входит принятие мер в рамках возложенных полномочий к устранению нарушений земельного и гражданского законодательства, в связи с чем вынесение предписания, по их мнению, и является такой мерой, подлежит отклонению, как противоречащая ст. ст. 71, 72 ЗК РФ.

В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, в связи с чем основаниями для отмены решения суда являться не могут.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 25 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи