ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5242/2022 от 30.08.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Орлова Ю.В. Дело № 33а-5242/2022

УИД 76RS0017-01-2021-000863-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,

судей Малахова В.А., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

30 августа 2022 года

административное дело по апелляционной жалобе Ушакова Модеста Александровича на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 01 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Ушакова Модеста Александровича в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области задолженность по:

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 7,88 руб.;

- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 2640 руб., в т.ч. за 2017г. – 1320,00 руб., за 2018г. – 1320,00 руб., пеня в размере 860,31 руб.;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2017г. в размере 287 руб., пеня в размере 137,13 руб.,

на общую сумму 3932,32 руб.».

Заслушав доклад судьи Громовой А.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Ушакову М.А., в котором просила взыскать с административного ответчика в доход бюджета задолженность:

- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 7.88 руб.

- по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 2640 руб., в том числе, за 2017 г. – 1320 руб., за 2018 г. – 1320 руб., пеня в размере 860,31 руб.

- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2017 г. в размере 287 руб., пеня в размере 137,13 руб., на общую сумму 3932,32 рублей.

В административном иске указано, что Ушаков М.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области.

Согласно сведениям, предоставляемым органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, налогоплательщик имеет в собственности объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении.

Инспекцией были сформированы налоговые уведомления и направлены налогоплательщику по почте: 06.10.2016 г. № от 13.09.2016 г.; 05.10.2017 г. № от 13.01.2017 г.; 22.08.2018 г. № от 14.08.2018 г.; 02.08.2019 г. № от 25.07.2019 г.

В установленный законом срок налогоплательщик задолженность по налогам не уплатил.

Должнику были направлены требования об уплате налога:

- № от 07.02.2019 г. на сумму налогов 1607,00 руб., а также пеней в размере 26,81 руб., начисленных в соответствии со ст.75 НК РФ за период с 04.12.2018 г. по 06.02.2019 г. на недоимку по налогам;

- № от 10.07.2019 г. на сумму пеней в размере 966,49 руб., начисленных за период с 02.12.2016 г. по 09.07.2019 г. на недоимку по налогам;

- № от 11.02.2020 г. на сумму налогов в размере 1320,00 руб., пеней в размере 19,38 руб., начисленных за период с 03.12.2019 г. по 10.02.2020 г. на недоимку по налогам.

Остаток задолженности по требованиям составляет 3932,32 рублей.

В целях взыскания числящейся задолженности 08.09.2020 г. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

11 сентября 2020 г. мировой судья судебного участка №1 Ярославского судебного района Ярославской области вынес судебный приказ о взыскании с налогоплательщика вышеуказанной задолженности.

17 ноября 2020 г. мировым судьей судебного участка №1 Ярославского судебного района Ярославской области вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступлением возражений от Ушакова М.А. относительно исполнения судебного приказа.

Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец Ушаков М.А.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. В апелляционной жалобе указывается на нарушение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя административного истца по доверенности Мерзлову Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил того, что Ушаков М.А. как собственник объектов налогообложения в 2017, 2018 г.г. являлся плательщиком транспортного и земельного налога, который в установленные законом сроки не уплатил в полном объеме, требования об уплате налога и пени не исполнил.

С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и положениях закона.

Из материалов дела усматривается, что в спорный налоговый период Ушаков М.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый номер Также Ушаков М.А. является собственником транспортных средств: экскаватор в период с 27.02.2009 г. по 18.11.2020 г., , гос.рег.знак , в период с 28.09.2013 г. по 07.12.2016 г., с 27.01.2020 г.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 НК РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В соответствии со статьей 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе жилого дома, иного здания, строения, сооружения, помещения.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган на основании сведений, полученных из регистрирующих органов, направил в адрес Ушакова М.А. путем почтового отправления налоговые уведомления от 13 сентября 2016 года № , от 13 января 2017 года № , от 14 августа 2018 года № , от 25 июля 2019 года № , о необходимости уплаты транспортного и земельного налога за 2015, 2017, 2018 годы.

Неисполнение обязанности по уплате налогов явилось основанием для выставления Ушакову М.А. требований:

по состоянию на 11 февраля 2020 года по транспортному налогу за 2018 год в размере 1320 руб., а также по пени в размере 19,38 руб., начисленные за период с 3 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года;

по состоянию на 10 июня 2019 года по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 329,49 руб. за период с 14 февраля 2018 года по 9 июля 2019 года, по пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 138,17 руб. за период с 14 февраля 2018 года по 9 июля 2019 года, по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 299,33 руб. за период с 14 февраля 2018 года по 9 июля 2019 года, по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 51,92 руб. за период с 7 февраля 2019 года по 9 июля 2019 года, по пени по земельному налогу (сельские поселения) за 2015 год в размере 121,06 руб. за период с 23 декабря 2016 года по 9 июля 2019 года, по пени по земельному налогу (сельские поселения) за 2017 год в размере 11,28 руб. за период с 7 февраля 2019 года по 9 июля 2019 года, по пени по земельному налогу (городские поселения) за 2014 год в размере 7,88 руб. за период с 2 октября 2015 года по 1 декабря 2015 года;

по состоянию на 7 февраля 2019 года по транспортному налогу за 2017 год в размере 1320 руб., а также пени в размере 22,02 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 6 февраля 2019 года, по земельному налогу (сельские поселения) за 2017 год в размере 287 руб., а также по пени в размере 4,79 руб. за период с 4 декабря 2018 года по 6 февраля 2019 года.

8 сентября 2020 года Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Ярославского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ушакова М.А. земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 7,88 руб., транспортного налога с физических лиц: налог в размере 2640 руб., в т.ч. за 2017 г. – 1320,00 руб., за 2018 г. – 1320,00 руб., пеня в размере 860,31 руб., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2017 г. – 287 руб., пени – 137,13 руб.

Требования направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика почтовым отправлением, однако Ушаковым М.А. своевременно исполнены не были.

Выданный мировым судьей судебный приказ от 11 сентября 2019 года отменен 17 ноября 2020 года в связи с поступившими от ответчика возражениями. С административным иском налоговый орган обратился в районный суд 13 апреля 2021 года – в установленный законом шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

В силу п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

К апелляционной жалобе Ушаковым М.А. приложены квитанции об уплате налогов и сборов за спорный налоговый период, которые проверены административным истцом на предмет погашения имеющейся задолженности.

Из пояснений налогового органа и карточек «Расчеты с бюджетом» следует, что сумма платежа от 26 октября 2021 года в размере 2416 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2020 год; сумма платежа от 26 октября 2021 года в размере 1316 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2018 год; сумма платежа от 26 октября 2021 года в размере 1316 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2019 год; сумма платежа от 26 октября 2021 года в размере 315 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по земельному налогу за 2020 год; сумма платежа от 26 октября 2021 года в размере 267 руб. была зачтена в счет погашения задолженности по земельному налогу за 2018 год.

Кроме того, административный истец пояснил, так как в КРСБ Ушакова М.А. на момент вынесения решения судом первой инстанции имелась в том числе недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1320 руб., судом вынесено решение о взыскании данной суммы. Вместе с тем, налоговой инспекцией проведена работа по сверке платежей после вынесения решения суда, в результате которой найдена техническая ошибка – задвоение начислений налога по транспортному налогу, в связи с тем, что при приеме сведений, осуществляющих государственную регистрацию, транспортное средство было занесено дважды. На данный момент ошибка устранена, задвоенные суммы стонированы, карточка расчета с бюджетом приведена в соответствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Мерзлова Н.В. пояснила, что оснований ко взысканию с Ушакова М.А. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в сумме 1320,00 руб. не имелось.

В связи с изложенным, с Ушакова М.А. подлежала взысканию задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 7,88 руб.; по транспортному налогу с физических лиц: за 2017г. – 1320,00 руб., пеня в размере 860,31 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2017г. в размере 287 руб., пеня в размере 137,13 руб.

Указанные суммы задолженности правомерно взысканы судом первой инстанции, так как имеющаяся задолженность была погашена Ушаковым М.А. 24 июня 2022 года, т.е. после вынесения судебного акта по административному делу.

В то же время, в части взысканной с Ушакова М.А. задолженности судебная коллегия полагает необходимым решение суда не приводить в исполнение, так как на момент рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции недоимка по налогам за Ушаковым М.А. не числится.

При этом оснований к удовлетворению административного иска о взыскании с Ушакова М.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1320,00 руб. не имеется.

В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с Ушакова М.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а

Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2021 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Ушакова Модеста Александровича в пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области задолженность по:

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 7,88 руб.;

- транспортный налог с физических лиц: за 2017г. – 1320,00 руб., пеня в размере 860,31 руб.;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2017г. в размере 287 руб., пеня в размере 137,13 руб.,

на общую сумму 2612,32 руб.

Решение не приводить в исполнение в части взыскания вышеуказанных сумм.

Взыскать с Ушакова М.А. государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части решение Ярославского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова М.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи