ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5257/19 от 05.03.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-5257/2019 Судья: Соколова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 05 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6841/2018 по апелляционной жалобе администрации Московского района Санкт-Петербурга на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2018 года, принятое по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца ФИО6, представителя административного ответчика – ФИО7, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения №... от <дата> об отказе в выдачи свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просили обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение, признать за семьей право многодетной семьи.

В обоснование требований административный истец указала, что <дата> обратилась с заявлением в Администрацию Московского района Санкт-Петербурга через СПб ГКУ МФЦ о признании семьи административного истца многодетной. <дата> ею было получено решение отдела социальной защиты населения Администрации Московского района Санкт-Петербурга №... от <дата> об отказе в выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге ввиду отсутствия такого права, поскольку на дату обращения несовершеннолетние дети ФИО8, <дата> года рождения, ФИО9,<дата> года рождения, проживают в <адрес>, где обучаются в автономной некоммерческой организации «Общеобразовательная школа-интернат «Дубравушка». Административный истец считает решение администрации Московского района незаконным, поскольку школа-интернат, в которой обучаются ее дети, не является местом их жительства. Местом жительства несовершеннолетних является место их регистрации совместно с родителями в Санкт-Петербурге.

В ходе рассмотрения дела в административное дело в качестве административного соистца вступил ФИО6.

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2018 года требования административного иска удовлетворены: признано незаконным решение отдела социальной защиты населения Администрации Московского района Санкт-Петербурга №490 от <дата> об отказе в выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге; на администрацию Московского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по признанию за семьей ФИО4 и ФИО6 прав многодетной семьи и выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.

Административный истец ФИО6, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Административный истец ФИО4 о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в суд не явилась, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства, не представила.

В соответствии с ч.6 ст.226, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО6 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке с <дата>, имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО8, <дата> года рождения, ФИО9, <дата> года рождения, ФИО10, <дата> года рождения.

Семья Костинбой в указанном составе зарегистрирована и проживает по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, кор.4, <адрес>.

<дата>ФИО4 обратилась через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении ее семье статуса многодетной и выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив необходимые документы.

Решением администрации Московского района Санкт-Петербурга №490 от 25.05.2018 ФИО4 отказано в выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге по причине отсутствия права, а именно, на дату обращения семья ФИО4 не может считаться многодетной, так как старшие дети не проживают в семье заявителя, проживают в <адрес> и обучаются в автономной некоммерческой организации «Общеобразовательная школа-интернат «Дубравушка».

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от <дата> N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Порядок присвоения статуса многодетной семьи, а также меры социальной поддержки многодетной семьи в Санкт-Петербурге определены Социальным кодексом Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от <дата>№...) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№... «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее также Постановление).

Согласно абзаца 26 статьи 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга многодетной семьей признается семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет.

Порядок выдачи свидетельств многодетной семье в Санкт-Петербурге определен в Приложении №... постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№... «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее – Порядок).

Для получения свидетельства один из законных представителей (единственный законный представитель) детей из многодетной семьи от себя лично или от имени всех членов многодетной семьи представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания заявление о выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге по форме, утвержденной Комитетом. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены),2) документы, содержащие данные органов регистрационного учета, в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания каждого члена многодетной семьи в Санкт-Петербурге), 3) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены), и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, 4) документы, подтверждающие наличие в семье детей, 5) свидетельство о регистрации (расторжении) брака. Выдача свидетельства многодетной семьи является государственной услугой, порядок предоставления которой регламентирован Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге, утвержденным распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 06.05.2015 N 130-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге". В соответствии с данным Административным регламентом, Социальным кодексом Санкт-Петербурга, а также постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" принятие решений о выдаче свидетельства многодетной семьи отнесено к полномочиям администрации района. Таким образом, Администрация Московского района Санкт-Петербурга была уполномочена рассмотреть заявление административного истца и принять оспариваемое решение. ФИО4 к заявлению были приложены все требуемые документы, что административным ответчиком не оспаривалось. Согласно пункта 8 указанного Порядка администрация района принимает решение о предоставлении свидетельства или об отказе в его предоставлении в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в администрацию района в случае, если указанные документы не требуют проверки содержащихся в них сведений. При осуществлении запроса документов в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Порядка срок принятия решения о предоставлении свидетельства или об отказе в его предоставлении продлевается до 20 рабочих дней.Основаниями для отказа в назначении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, согласно пункту 2.3 Приложения 1 к Постановлению предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, является: отсутствие у заявителя права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей; предоставление неполных и (или) недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.Поводом для отказа в выдаче свидетельства многодетной семьи в Санкт-Петербурге послужил тот факт, что старшие дети ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по мнению административного ответчика, не проживают в семье родителей, поскольку проходят обучение в Автономной некоммерческой организации «Общеобразовательная школа-интернат «Дубравушка», расположенной в <адрес>. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что временное пребывание детей по месту получения образовательных услуг не изменяет их место жительство, несовершеннолетние дети имеют регистрацию по месту жительства своих родителей, что отвечает требованиям, предъявляемым к многодетным семьям, иное место жительство несовершеннолетних, утрата ими попечения со стороны родителей, не установлены, что свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемого отказа. Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции считает возможным согласиться.Главой 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга определено понятие "семья" - это граждане, являющиеся законными представителями детей, и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство.В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов. Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Из представленных в материалы дела договоров об оказании платных образовательных услуг, по оказанию услуг по временному размещению обучающегося, по оказанию услуг питания обучающегося, заключенных административными истцами с Автономной некоммерческой организацией «Общеобразовательная школа-интернат «Дубравушка» следует, что несовершеннолетние ФИО8 и ФИО9 проходят обучение в данном образовательном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>, на период обучения им предоставляется возможность временного проживания на территории образовательного учреждения. Оплата обучения и проживания детей производится родителями, дети не находятся на государственном обеспечении, из семьи не изъяты. Проживание на период обучения в образовательном учреждении, выбранном родителями, не меняет их место жительства, определенное родителями. В противном случае, получение и использование мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям, зависело бы от фактического нахождения детей с родителями, что лишало бы семью возможности организации обучения и отдыха детей на период школьных каникул в различных учреждениях. Ссылка административного ответчика на возможность проведения проверки факта совместного проживания, что предусмотрено установленным Порядком судебная коллегия полагает несостоятельным. Необходимость проведения проверки факта совместного проживания законных представителей и ребенка и ведение ими общего хозяйства с последующим составлением акта по утвержденной форме, согласно пункта 2.1 Приложения №... к Постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" связана с наличием регистрации по месту жительства или пребывания в Санкт-Петербурге законных представителей и детей по разным адресам. Все члены семьи Костинбой имеют регистрацию по одному адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. При этом административным ответчиком выход в адрес для установления совместного проживания детей и родителей не производился. Оспариваемое решение нарушает права административных истцов, лишает их возможности использовать предоставляемые многодетным семьям меры социальной поддержки.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: