ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5260/2015 от 23.12.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело № 33а-5260/2015

судья Раитин А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Карабельского А.А.

судей Пичуева В.В., Смолякова П.Н.

при секретаре Федоровой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 декабря 2015 года дело по заявлению прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел РФ, УМВД России по Забайкальскому краю, МО МВД России «Акшинский» о понуждении к действию,

по апелляционным жалобам представителя МО МВД России «Акшинский» Леоновой О.В., действующей на основании доверенности и представителя Министерства внутренних дел РФ, УМВД России по Забайкальскому краю Прокофьевой Н.В., действующей на основании доверенности,

на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 16 октября 2015 года, которым постановлено: заявление удовлетворить в полном объеме. Обязать МО МВД России «Акшинский» в срок до 31 декабря 2017 года: оборудовать изолятор временного содержания камерой для свиданий, обеспечить лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания возможность еженедельной помывки путем приведения душевой кабины в соответствии с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оборудовать в изоляторе временного содержания комнату отдыха сотрудников, исключить приготовление к подаче и разогрев пищи и напитков в санпропускнике изолятора временного содержания, обеспечить раздельное содержание в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений путем введения в эксплуатацию двух дополнительных камер, обеспечить соблюдение при содержании лиц, отбывающих административный арест нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на человека, ввести в эксплуатацию дополнительную камеру изолятора временного содержания для содержания лиц, отбывающих административный арест, обеспечить в следственном кабинете ИВС МО МВД России «Акшинский» безопасные условия проведения следственных действий и исключить возможность посягательства на участников следственных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых.

Обязать УМВД России по Забайкальскому краю выделить МО МВД России «Акшинский» денежные средства в размере, необходимом для приведения изолятора временного содержания МО МВД России «Акшинский» с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об отбывании административного ареста.

Обязать Министерство внутренних дел РФ профинансировать УМВД России по Забайкальскому краю для выделения МО МВД России «Акшинский» денежные средства в размере, необходимом для приведения ИВС МО МВД России «Акшинский» с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об отбывании административного ареста.

Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор прокуратуры Акшинского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой Акшинского района Забайкальского края проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации ИВС МО МВД России «Акшинский». В результате проверки выявлен ряд нарушений федерального законодательства: Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста» от 26 апреля 2013 года. Считает, что не выполнение требований федерального законодательства, нарушает гарантированные права и законные интересы лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников ИВС МО МВД России «Акшинский». Просил обязать МО МВД России «Акшинский» в срок до 1 декабря 2016 года: оборудовать изолятор временного содержания камерой для свиданий, - обеспечить лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания возможность еженедельной помывки путем приведения душевой кабины в соответствии с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - оборудовать в изоляторе временного содержания комнату отдыха сотрудников, - исключить приготовление к подаче и разогрев пищи и напитков в санпропускнике изолятора временного содержания, - обеспечить раздельное содержание в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений путем введения в эксплуатацию двух дополнительных камер, - обеспечить соблюдение при содержании лиц, отбывающих административный арест нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на человека, - ввести в эксплуатацию дополнительную камеру изолятора временного содержания для содержания лиц, отбывающих административный арест, - обеспечить в следственном кабинете ИВС МО МВД России «Акшинский» безопасные условия проведения следственных действий и исключить возможность посягательства на участников следственных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых.Обязать УМВД России по Забайкальскому краю выделить МО МВД России «Акшинский» денежные средства в размере, необходимом для приведения изолятора временного содержания МО МВД России «Акшинский» с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об отбывании административного ареста. Обязать Министерство внутренних дел РФ профинансировать УМВД России по Забайкальскому краю для выделения МО МВД России «Акшинский» денежные средства в размере, необходимом для приведения ИВС МО МВД России «Акшинский» с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об отбывании административного ареста.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель МО МВД России «Акшинский» Леонова О.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что у прокурора не имелось прав на обращение с данным иском, поскольку подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, а также сотрудники ИВС способны обратится в суд за защитой своих прав самостоятельно. Обращает внимание на то, что в ИВС, площадь которого составляет 111, 52 кв.м., помещения, которые могли бы быть переоборудованы под комнату для свиданий, душевую комнату, комнату для разогрева пищи, мойки и хранения посуды, комнату для отдыха сотрудников, а также под дополнительные камеры для подозреваемых и обвиняемых, а также для содержания лиц, отбывающих административный арест, в ИВС отсутствуют. Кроме того, отмечает, что 14 января 2015 года в МВД РФ направлена информация о включении строительства ИВС МО МВД России «Акшинский» с лимитом наполнения 20 мест на 2019 год. Проведение реконструкции здания ИВС в настоящее время нецелесообразно, поскольку строительство и реконструкция здания с учетом требований бюджетного, градостроительного законодательства, а также законодательств, касающегося размещения заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой многоэтапный процесс, на что потребуется более года при условии выделения денежных средств из федерального бюджета в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел РФ, УМВД России по Забайкальскому краю Прокофьева Н.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что у прокурора не имелось прав на обращение с данным иском, поскольку подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, а также сотрудники ИВС способны обратится в суд за защитой своих прав самостоятельно.Требования прокурора о возложении обязанности оборудовать комнату отдыха сотрудников ИВС, не связано с соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС, а относится к защите прав сотрудников МО МВД России «Акшинский», проходящих службу в ИВС. Обращает внимание на то, что в ИВС, площадь которого составляет 111, 52 кв.м., помещения, которые могли бы быть переоборудованы под комнату для свиданий, душевую комнату, комнату для разогрева пищи, мойки и хранения посуды, комнату для отдыха сотрудников, а также под дополнительные камеры для подозреваемых и обвиняемых, а также для содержания лиц, отбывающих административный арест, в ИВС отсутствуют. Кроме того, отмечает, что прокурором не представлено доказательств возможности оборудования ИВС дополнительными помещениями. 14 января 2015 года в МВД РФ направлена информация о включении строительства ИВС МО МВД России «Акшинский» с лимитом наполнения 20 места на 2019 год. Проведение реконструкции здания ИВС в настоящее время нецелесообразно, поскольку строительство и реконструкция здания с учетом требований бюджетного, градостроительного законодательства, а также законодательств, касающегося размещения заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд представляет собой многоэтапный процесс, на что потребуется более года при условии выделения денежных средств из федерального бюджета в полном объеме. Ссылается на то, что соблюдение требований по обеспечению раздельного содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений путем ввода в эксплуатацию двух дополнительных камер, обеспечения соблюдения при содержании лиц, отбывающих административный арест нормы санитарной площади не менее 4-х квадратных метров на человека, а также ввода в эксплуатацию дополнительной камеры для содержания лиц, отбывающих административный арест, возможно путем надлежащей организации деятельности ИВС со стороны МО МВД России «Акшинский» и относится в силу пп. 19 п.11 Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел РФ «Акшинский», утвержденного Приказом УМВД России по Забайкальскому краю от 22 июля 2011 года № 603 к полномочиям МО МВД России «Акшинский».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административных ответчиков МВД РФ и УМВД РФ по Забайкальскому краю Прокофьеву Н.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубову С. А. о том, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу и обязывая МО МВД России «Акшинский» оборудовать изолятор временного содержания в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также возлагая на УМВД России по Забайкальскому краю и МВД Российской Федерации обязанность выделить для этих целей денежные средства суд исходил из того, что помещение изолятора несоответствует требованиям действующего законодательства.

Однако суд не учел, что решение суда должно быть исполнимым, у ответчиков должна быть техническая возможность переоборудовать здание ИВС. Кроме того, обеспечение прав лиц, содержащихся в ИВС, может быть осуществлено за счет альтернативных мер.

Как установлено судом, изолятор временного содержания МО МВД России «Акшинский», расположен в здании эксплуатируемом с 1965 года. Общая площадь занимаемых ИВС помещений составляет 111, 52 кв.м.

Обосновывая свои требования несоответствием помещения ИВС требованиям закона прокурор не привел доказательств технической возможности оборудования изолятора временного содержания камерой для свиданий, душевой кабиной, оборудования комнаты отдыха сотрудников, исключения приготовления к подаче и разогреву пищи и напитков в санпропускнике изолятора временного содержания (соответственно необходимо изыскать иные площади), обеспечения раздельного содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений путем введения в эксплуатацию двух дополнительных камер, обеспечения соблюдения нормы санитарной площади, введения в эксплуатацию дополнительной камеры для содержания лиц, отбывающих административный арест, обеспечения в следственном кабинете ИВС МО МВД России «Акшинский» безопасные условия проведения следственных действий и исключить возможность посягательства на участников следственных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых, что также свидетельствует о необходимости переустройства изолятора.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчиков Прокофьева Н.В. капитальный ремонт здания проводился в 2012 году, помещение в ИВС находится в одном здании постройки 1965 года с отделом полиции. Пристроить новые помещения не имеется возможности, поскольку помещение отдела полиции не находится в отдельном изолированном месте, площадь земельного участка не позволяет произвести какую либо пристройку.

Названные объяснения представителя ответчиков подтверждаются кадастровым паспортом и техническим паспортом (л.д. 100, 103-105).

Таким образом, доказательств, подтверждающих возможность обустройства изолятора временного содержания с соблюдением требований предъявляемых законом, материалы дела не содержат.

Согласно материалам дела, 14 января 2015 года в МВД РФ направлена информация о включении строительства ИВС МО МВД России «Акшинский» с лимитом наполнения 20 мест на 2019 год.

Следовательно, ответчиками предпринимаются меры к устранению имеющихся нарушений.

При этом судебная коллегия учитывает, что истец не лишен права требовать от ответчика, соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Отдела МВД России по Акшинскому району, а также соблюдения прав других лиц, в виде альтернативных вариантов.

Так, в частности, п. 14 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», также предусматривает необходимость прохождения вновь прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта.

Кроме того, переполняемость камер или возможность содержать различную категорию лиц в разных камерах, а также исключение возможности посягательства на участников следственных действий зависит от организации работы изолятора временного содержания.

При таких обстоятельствах, в силу требований пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене и учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о понуждению к действию.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 16 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.

Заявление прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел РФ, УМВД России по Забайкальскому краю, МО МВД России «Акшинский» о понуждении к действию оставить без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Карабельский

Судьи В.В. Пичуев

П.Н. Смоляков