ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5269/2021 от 30.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Янова О.В. УИД 38RS0024-01-2021-001510-23

№ 33а-5269/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе судьи Медведевой Н.И., рассмотрев единолично частное представление прокурора города Усолье-Сибирское Бортникова И.В. на определение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. о возвращении административного искового заявления прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственный регламент,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Усолье-Сибирское обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственный регламент, указав в требованиях: обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации; обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» провести лесоустройство в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 68, статьи 70 Лесного кодекса РФ, статей 68,69 Земельного кодекса Российской Федерации; обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» после проведения лесоустроительных работ внести изменения в документы территориального планирования в части определения границ зон «городских лесов»; обязать администрацию муниципального образования «город Усолье-Сибирское» после внесения изменений в документы территориального планирования и определения границ зон «городских лесов» осуществить постановку их на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости.

Определением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2021 г. административное исковое заявление оставлено без движения по тому основанию, что из административного искового заявления невозможно установить, на каких именно территориях необходимо провести лесоустроительные работы, поскольку отсутствует разграничение лесных территорий между федеральными и муниципальными ведомствами, и, соответственно, судом не могут быть рассмотрены заявленные административные исковые требования без указания конкретных земельных участков с кадастровыми номерами.

Кроме того, обеспечить установление границ городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов было поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем проведение лесоустроительных работ относится к компетенции Правительства Иркутской области. Однако, сведений об обращении в Правительство Иркутской области либо в Росимущество Иркутской области по данному вопросу, а также о проведении данными ведомствами соответствующих мероприятий к материалам административного иска не приложено.

Соответственно, при отсутствии у административного ответчика администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» полномочий, по мнению суда, не могли рассматриваться заявленные к нему требования.

Заявителю предоставлен срок до 4 мая 2021 г. для устранения указанных в определении судьи недостатков.

Определением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. административное исковое заявление возвращено заявителю, в связи с неустранением недостатков в установленный срок.

Не согласившись с указанным определением, прокурор города Усолье-Сибирское Бортников И.В. в частном представлении просит определение судьи отменить, возвратить административное исковое заявление в суд для рассмотрения со стадии принятия к производству.

В обоснование частного представления указывает, что, возвращая административное исковое заявление прокурору, судом не указаны конкретные нарушения статей 125, 126 КАС РФ, на основании которых административное исковое заявление оставлено без движения. При этом, вынося определение о возвращении указанного административного искового заявления, суд вышел за пределы вопросов, подлежащих рассмотрению при назначении дела к разбирательству, а рассмотрел вопросы, подлежащие доказыванию и рассмотрению по существу в ходе судебного заседания. Полагает, что в соответствии с требованиями части 4 статьи 125 КАС РФ прокурором, как административным истцом, в административном исковом заявлении приведены те доказательства, которые ему известны и могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд первой инстанции не лишен возможности установить конкретное лицо, совершивших либо не совершивших установленные законодательством действия, поставить на обсуждение вопрос об их привлечении к участию в деле, в случае такой необходимости. Административным истцом в обоснование требований административного искового заявления указывалось, что в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, распложенных в границах населенных пунктов муниципального образования, является орган местного самоуправления. В административном исковом заявлении прокурором указано, что согласно информации Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу сопоставление сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенное Министерством лесного комплекса области, показало, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:31:000003:703, 38:31:000003:712 расположены вне границ земель лесного фонда. Вместе с тем, указанные земельные участки ранее частично располагались на землях лесного фонда в границах квартала 31 Усольской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества Иркутской области. В результате сопоставления сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенного Министерством лесного комплекса области, установлено, что это территория кварталов №№ 27-33, 53, 54, 65-67, 81-84 Усольской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества Иркутской области. По данным государственного лесного реестра, площадь земель заселенных пунктов, на которой расположены леса, составляет 50,065 тыс. га. Из них 1,716 тыс. га расположены в границах МО города Усолье-Сибирское. На основании запланированной документами территориального планирования деятельности осуществлено формирование жилой застройки в бывших лесных кварталах 65, 66, 81, 82, что привело к уменьшению площади городских лесов. Уточнение правовой позиции сторон, фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле, осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в целях реализации задач, определенных в статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. При этом, прокурором в административном исковом заявлении приведены достаточные данные, позволяющие идентифицировать спорные правоотношения. С учетом изложенных обстоятельств, полагает, что оснований для возвращения административного искового заявления у судьи не имелось.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представлении прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что административным истцом нарушены требования части 2 статьи 130 КАС РФ, не выполнены указания судьи об исправлении недостатков административного искового заявления и приложенных к нему документов, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами судьи по следующим основаниям.

В силу статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения (часть 1).

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 данного Кодекса (часть 2).

Как усматривается из материалов дела, определением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2021 г. административное исковое заявление прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственный регламент оставлено без движения в силу того, что из административного искового заявления невозможно установить, на каких именно территориях необходимо провести лесоустроительные работы, поскольку отсутствует разграничение лесных территорий между федеральными и муниципальными ведомствами, и, соответственно, судом не могут быть рассмотрены заявленные административные исковые требования без указания конкретных земельных участков с кадастровыми номерами. Также судом в определении указано на то, что обеспечить установление границ городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов было поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем проведение лесоустроительных работ относится к компетенции Правительства Иркутской области, однако, сведений об обращении в Правительство Иркутской области либо в Росимущество Иркутской области по данному вопросу, а также о проведении данными ведомствами соответствующих мероприятий к материалам административного иска не приложено. Соответственно, при отсутствии у административного ответчика администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» полномочий, судом не могут рассматриваться заявленные к нему требования. Административному истцу предложено в срок до 4 мая 2021 г. исправить указанные в определении недостатки. 11 мая 2021 г. в суд поступило уточненное административное исковое заявление, однако, по мнению суда, указанные в определении недостатки административным истцом не устранены.

Определением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. административное исковое заявление прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственный регламент возвращено в адрес его подателя, в связи с невыполнением требований суда, изложенных в определении суда от 4 апреля 2020 г.

Между тем, судья первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», исходя из того, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно их, в случаях когда принятие судебного акта в обжалуемой части явилось следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов мотивов), содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

Например, при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

Возвращая административное исковое заявление прокурору, судом не указаны конкретные нарушения статей 125, 126 КАС РФ, на основании которых административное исковое заявление оставлено без движения.

При этом, вынося определение о возвращении указанного административного искового заявления, суд вышел за пределы вопросов, подлежащих рассмотрению при назначении дела к разбирательству, а рассмотрел вопросы, подлежащие доказыванию и рассмотрению по существу в ходе судебного заседания.

Кроме того, в соответствии с требованиями части 4 статьи 125 КАС РФ, прокурором, как административным истцом, в административном исковом заявлении приведены те доказательства, которые ему известны и могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В определении о возвращении административного искового заявления судом указано, что определением от 4 апреля 2021 г. административное исковое заявление оставлено без движения в силу того, что из административного искового заявления невозможно установить, на каких именно территориях необходимо провести лесоустроительные работы, поскольку отсутствует разграничение лесных территорий между федеральными и муниципальными ведомствами, и, соответственно, судом не могут быть рассмотрены заявленные административные исковые требования без указания конкретных земельных участков с кадастровыми номерами.

Также судом указано, что обеспечить установление границ городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, было поручено Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ.

В определении от 12 мая 2021 г. судом сделан вывод о том, что проведение лесоустроительных работ относится к компетенции Правительства Иркутской области.

Также судом указано, что при отсутствии у административного ответчика администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» полномочий, судом не могут рассматриваться заявленные к нему требования.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд первой инстанции не лишен возможности установить конкретное лицо, совершивших либо не совершивших установленные законодательством действия, поставить на обсуждение вопрос об их привлечении к участию в деле, в случае такой необходимости.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями об оспаривании решений и действий органа установлены в статье 220 главы 22 КАС РФ, которой предусмотрено, что в нем должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1,2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); 5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). 6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), 7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие бездействие); 8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства; 9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения; 10) требование о признании незаконными решения, действия бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Административным истцом в обоснование требований административного искового заявления указывалось, что в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов.

В силу статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

При этом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, распложенных на землях населенных пунктов, на которых распложены городские леса.

Как установлено частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 122, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В силу статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, распложенных в границах населенных пунктов муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Также судом в определениях от 4 апреля 2021 г. и от 12 мая 2021 г. указано, что из административного искового заявления невозможно установить, на каких именно территориях необходимо провести лесоустроительные работы, поскольку отсутствует разграничение лесных территорий между федеральными и муниципальными ведомствами.

Вместе с тем, в административном исковом заявлении прокурором указано, что согласно информации Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, сопоставление сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенное Министерством лесного комплекса области, показало, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:31:000003:703, 38:31:000003:712 расположены вне границ земель лесного фонда. Вместе с тем, указанные земельные участки ранее частично располагались на землях лесного фонда в границах квартала 31 Усольской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества Иркутской области.

В результате сопоставления сведений о лесах, расположенных в границах МО г. Усолье-Сибирское, проведенного Министерством лесного комплекса области, установлено, что это территория кварталов №№ 27-33, 53, 54, 65-67, 81-84 Усольской дачи Усольского участкового лесничества Усольского лесничества Иркутской области.

По данным государственного лесного реестра, площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса, составляет 50, 065 тыс. га. Из них 1,716 тыс. га расположены в границах МО города Усолье-Сибирское.

На основании запланированной документами территориального планирования деятельности осуществлено формирование жилой застройки в бывших лесных кварталах 65, 66, 81, 82, что привело к уменьшению площади городских лесов.

Уточнение правовой позиции сторон, фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле, осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в целях реализации задач, определенных в статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

При этом, прокурором в административном исковом заявлении приведены достаточные данные, позволяющие идентифицировать спорные правоотношения, в связи с чем административное исковое заявление не могло быть оставлено без движения и впоследствии возвращено на основании пункта 7 части 1 статьи 129 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, определение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2021 г. об оставлении административного искового заявления без движения и определение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. о возвращении административного искового заявления не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а административное исковое заявление надлежит направить на рассмотрение в тот же суд со стадии принятия.

Руководствуясь статьями 313, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2021 г. об оставлении административного искового заявления без движения, определение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. о возвращении административного искового заявления отменить.

Материал по административному исковому заявлению прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Усолье-Сибирское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственный регламент направить в Усольский городской суд Иркутской области для рассмотрения административного искового заявления со стадии принятия к производству.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья Н.И. Медведева