ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-529 от 24.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ядвига Е.П. Дело № 33а-529 (33а-12827)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2019 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Тымченко А.М.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Дальнегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности по оборудованию стоянки для парковки автотранспортных средств инвалидов по апелляционной жалобе администрации Дальнегорского городского округа на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 8 октября 2018 года, которым на администрацию Дальнегорского городского округа возложена обязанность: в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на территории, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству стоянки для автотранспортных средств инвалидов, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя администрации Дальнегорского городского округа ФИО1, возражения прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор г. Дальнегорска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о защите прав и социальной поддержке инвалидов, установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории автомобильной стоянки, прилегающей к территории аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, места для стоянки автомобильного транспорта инвалидов не выделены. Полагает, что допущено нарушение законодательства о защите социальных прав инвалидов. Просил возложить на ООО «ХХ1 век плюс» обязанность выделить не менее 10 % мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на территории, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>; и обязать принять меры к обустройству стоянки для автотранспортных средств инвалидов, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>

С учетом уточненных требований просит возложить на администрацию Дальнегорского городского округа обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на территории, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию Дальнегорского городского округа в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству стоянки для автотранспортных средств инвалидов, прилегающей к зданию аптеки, расположенной по адресу: <адрес>

Помощник прокурора в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования.

Представитель администрации Дальнегорского городского округа возражала против удовлетворения иска, пояснив, что на указанном земельном участке оборудовать автостоянку не представляется возможным, поскольку не будет выдержано установленное СаНПиН 2.2.1./2.1.1.1200-3 минимальное расстояние от фасада жилого дома до открытой автостоянки – 10 метров.

Представитель ООО «XXI век Плюс» в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.

Представитель ООО «Кайман» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Дальнегорского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п.1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) Парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3).

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции содержится в СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Пунктом 5.2.1 Свода правил "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр (далее "СП 59.13330.2016") установлено, что на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, определять расчетом при числе мест до 100 включительно - 5%, но не менее одного места.

Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м. (п. 5.2.1); места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м. (п. 5.2.2).

Из материалов дела следует, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> расположена аптека.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор сослался на то, что на территории уже существующей автомобильной стоянки, прилегающей к территории аптеки, расположенной по адресу: <...> Октября, д.137, места для стоянки автомобильного транспорта инвалидов не выделены, просил ответчика принять меры к обустройству стоянки для автотранспортных средств инвалидов.

Удовлетворяя административные требования, суд, руководствуясь Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001, пришел к выводу о том, что, администрация Дальнегорского городского округа не исполняет возложенные на нее обязанности, предусмотренные законом по оборудованию мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, поскольку администрацией не произведены действия по выделению не менее 10% мест ( но не менее 1 места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. До настоящего времени указанные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не оборудованы в соответствии с п.3.12 СНиП 35-01-2001, дорожные знаки 6.4 «Праковка (парковочное место)» и 8.17 «Инвалиды» не установлены.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что земельный участок, расположенный в <адрес> относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок, прилегающий к зданию аптеки, для организации автостоянки (парковки) администрацией Дальнегорского городского округа не предоставлялся.

Таким образом, выводы суда о наличии на земельном участке, прилегающем к зданию аптеки, организованной в соответствии с требованиями закона автостоянки, на которой администрацией не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, являются ошибочными.

В таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определены разрывы от автостоянок и до зданий различного назначения. Согласно данной таблице минимальное расстояние от фасадов жилых домов и торцов с окнами до открытых автостоянок должно быть не менее 10 метров.

Согласно акту осмотра земельного участка от 28 сентября 2018 года, земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, расположенный в <адрес> имеет следующие параметры: ширина – 7,5 м, длина - 25 м., площадь - 187,5 кв.м. Следовательно, организовать и обустроить стоянку для автотранспортных средств на указанном земельном участке с соблюдением установленных требований о минимальном расстоянии от фасада жилого дома до автостоянки – 10 метров - не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что аптека расположена в многоквартирном жилом доме, учитывая требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, определяющие разрывы от автостоянок до фасадов жилых домов, и размер земельного участка, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности организовать и оборудовать на указанном земельном участке стоянку для автотранспортных средств инвалидов в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются обоснованными.

Доказательств обратного, суду прокурором не представлено.

Кроме того, для организации парковочных мест, стоянки транспортных средств инвалидов необходимо соблюсти еще и такие требования СП 59.13330.2016: разметку места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размерами 6,0 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомобилей инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к этим автомобилям должна быть не менее 2,5 м. (п. 5.2.4).

Вместе с тем доказательств возможности выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на указанном земельном участке с учетом указанных требований Свода Правил суду не предоставлено.

Таким образом, материалами дела подтверждено отсутствие технической возможности оборудовать на земельном участке, прилегающем к многоквартирному дому, в котором расположена аптека, автостоянку специальных автотранспортных средств для инвалидов.

Исходя из системного толкования положений ст.16 КАС РФ об обязательности судебных актов, ст.187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснения пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не соответствует положениям действующего законодательства, является неисполнимым, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 8 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Прокурору города Дальнегорска в удовлетворении административных исковых требований к администрации Дальнегорского городского округа Приморского края отказать.

Председательствующий

Судьи