ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5306/20 от 16.12.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Пичурина О.С. Дело №33а-5306/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шубина Д.В.

судей Корнюшенкова Г.В., Быстровой М.А.,

при помощнике судьи Лосиковой С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рафальской Светланы Николаевны на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2020 года, которым постановлено:

административный иск Рафальской Светланы Николаевны об оспаривании приказа Агентства по имуществу Калининградской области, - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения представителя Рафальской С.Н. Царицыной Л.В., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рафальская С.Н. обратилась в Калининградский областной суд с административным иском, указав, что проживает по адресу: <адрес>. 09 февраля 2015 года Правительством Калининградской области принято распоряжение № 14-рп «Об исключении государственного имущества Калининградской области из специализированного жилищного фонда Калининградской области», в соответствии с которым общежитие общей площадью 2 506,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> исключено из специализированного жилого фонда. Также вышеуказанным распоряжением изменено назначение государственного имущества с «жилой дом» на «многоквартирный дом». Из 52 квартир в муниципальную собственность были переданы 26 квартир, и еще 26 - остались в собственности Калининградской области, согласно приложению к приказу № 130-пр от 17.02.2015. 29 декабря 2018 года приказом № 1695-пр внесены изменения в приказ № 130-пр от 17 февраля 2015 года «О внесении изменений в реестр государственного имущества Калининградской области» слова «Многоквартирный дом» заменены словами «Многоквартирный дом. Общежитие». Полагает, что приказ № 1695-пр от 29 декабря 2018 года Агентства по имуществу Калининградской области Правительства Калининградской области «О внесении изменений в приказ Агентства по имуществу Калининградской области от 17 февраля 2015 года № 130-пр и в реестр государственного имущества Калининградской области» нарушает ее права, свободы и законные интересы. После снятия статуса общежития все проживающие на законных основаниях жильцы приобрели право на заключение с ними договоров социального найма. Однако, ни Агентство по имуществу Калининградской области, ни оперативный управляющий в лице администрации Колледжа не имеют права на заключение договоров социального найма. Понятие «Многоквартирный дом. Общежитие» отсутствует в российском законодательстве. На 29 декабря 2018 года и на 13 марта 2019 года все 26 квартир, согласно приказу № 1695-пр в отношении которых внесены изменения, заняты по договорам найма, жильцы имеют постоянную регистрацию, внесенную соответственно в поквартирные карты. Приказ №1695-пр от 29.12.2018, которым внесены изменения в реестр государственного имущества Калининградской области, издан раньше, чем распоряжение № 57-рп от 13.03.2019, которым жилые помещения по адресу: <адрес> отнесены к специализированному жилищному фонду Калининградской области, что также является нарушением законодательства. Жилые помещения в многоквартирном доме по указанному адресу являются структурно обособленными помещениям в многоквартирном доме - квартирами (п. 3 ст.16 ЖК РФ). Здание жилого дома не отвечает требованиям, соответствующим определению «Общежитие». Статус «общежитие» присваивается всему зданию, а не отдельно взятым квартирам. Какая - либо реконструкция или переоборудование здания или части здания не проводилось. Квартиры находятся на разных этажах здания, расположены не компактно, оборудовать их отдельным входом, как этого требуют правила, не представляется возможным. В 2015 году, после снятия статуса «Общежитие» на законных основаниях был изменен технический паспорт многоквартирного дома и всем комнатам в общежитии был присвоен статус «квартира». Также нарушен порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду определенный Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N42. Согласно приказу от 7 июля 2015года часть квартир, переданных в муниципальную собственность, приватизированы. Просит признать не действующим приказ № 1695-пр от 29 декабря 2018 года Агентства по имуществу Калининградской области Правительства Калининградской области «О внесении изменений в приказ Агентства по имуществу Калининградской области от 17.02.2015 № 130-пр и в реестр государственного имущества Калининградской области».

Судом постановлено изложенное выше решение.

Рафальская С.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные ей требования удовлетворить. В обоснование настаивает на том, что оспариваемый нормативный акт ухудшает ее права как нанимателя жилого помещения, поскольку изменяет его статус на помещение в общежитии. Статус служебного жилья с квартир, оставшихся в государственной собственности, был снят, что позволяет их приватизировать. Однако, собственником жилья было отказано в заключении с ней договора социального найма жилого помещения. В решении судом не дана оценка тому обстоятельству, что наименование «общежитие» не изменяет статус здания – многоквартирный дом. Административный ответчиком не указал, каким законом руководствовался при вынесении оспариваемого нормативного акта. Процедура отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду соблюдена не была.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Калининградской области от 9 февраля 2015 года №14-рп в соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» исключено из специализированного жилищного фонда Калининградской области государственное имущество Калининградской области - общежитие общей площадью 2506,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> (п. 1), изменено назначение государственного имущества с «жилой дом» на «многоквартирный дом». Агентству по имуществу Калининградской области предписано осуществить действия, направленные на реализацию пункта 1 распоряжения.

Приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 17 февраля 2015 года №130-пр изменено назначение объекта государственного имущества Калининградской области - жилого дома общей площадью 2506,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на «многоквартирный дом». Указано, что многоквартирный дом общей площадью 2483,0 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, закрепленный на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Калининградской области профессиональной образовательной организацией «Полесский техникум профессиональных технологий», состоит из структурно обособленных помещений, согласно приложению к настоящему приказу. Приказ является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и государственной регистрации прав.

Приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 7 июля 2015 года №798-пр утвержден перечень государственного имущества Калининградской области, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» согласно приложению (п.1). ГБУ КО ПОО «Полесский техникум профессиональных технологий» приказано передать имущество, указанное в пункте 1 настоящего приказа, подписать передаточный акт и представить его на утверждение в Агентство по имуществу Калининградской области; прекратить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области право оперативного управления в отношении имущества, указанного в пункте 1 приказа. Согласно перечню государственного имущества Калининградской области, являющегося приложением к приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 7 июля 2015 года № 798-пр, в муниципальную собственность муниципального образования «Полесский муниципальный район» переданы квартиры по <адрес>. Таким образом, квартира № , в которой проживает Рафальская С.Н., муниципальному образованию не передавалась.

Приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 29 декабря 2018 года №1695-пр «О внесении изменений в приказ Агентства по имуществу Калининградской области от 17.02.2015 № 130-пр и в реестр государственного имущества Калининградской области» внесены следующие изменения: в пунктах 1, 2, приложении к приказу слова «многоквартирный дом» заменены словами: «Многоквартирный дом. Общежитие» (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на здание с кадастровым номером ). Установлено наименование жилых помещений (квартир), указанных в приложении к приказу: жилое помещение в общежитии. Осуществить необходимые действия в Управлении Росреестра по Калининградской области. Согласно перечню недвижимого государственного имущества Калининградской области, являющегося приложением к приказу Агентства по имуществу Калининградской области, изменения внесены в отношении квартир

Распоряжением правительства Калининградской области от 13 марта 2019 года №57-рп вышеперечисленные жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд Калининградской области с отнесением к жилым помещениям в общежитиях.

Решением Полесского районного суда Калининградской области от 10 декабря 2019 года отказано в удовлетворении административного иска Рафальской С.Н. о признании занимающей квартиру по адресу: <адрес> на условиях социального найма и возложении на Агентство по имуществу Калининградской области обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения.

Из судебных актов по этому делу следует, что Рафальская С.Н. работала в колледже в периоды с 1988 г. по 1998 г., с 2000 г. по 2002 г., с 2003 г. по настоящее время работает в должности мастера производственного обучения, преподавателя.

С административным истцом 22 декабря 2015 года ГБУ КО ПОО «Полесский техникум профессиональных технологий» заключен договор найма, согласно которому указанное жилое помещение в общежитии предоставлено Рафальской С.Н. и членам ее семьи для временного проживания на период ее трудовых отношений – как помещение в общежитии.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилищным помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В силу ч. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 7 Закона Калининградской области от 12.07.2006 №31 "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области" специально уполномоченный орган в сфере имущественных отношений осуществляет в рамках своей компетенции полномочия собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении областных государственных унитарных предприятий и учреждений, органов государственной власти Калининградской области, имущества областной казны, а также полномочия собственника по передаче областного имущества в пользование юридическим и физическим лицам.

Постановлением Правительства Калининградской области от 09.10.2018 №597 утверждено положение об Агентстве по имуществу Калининградской области, согласно п. 1, 3 которого Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции государственным имуществом Калининградской области, в том числе земельными участками, отнесенными к собственности Калининградской области, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами, по приватизации государственного имущества Калининградской области и проведению в пределах своей компетенции разграничения государственной собственности на землю. Агентство подведомственно Губернатору Калининградской области.

Агентство осуществляет полномочия, в том числе, по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Калининградской области. Агентство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (п. п. 3 п. 8 Положения).

Из изложенного следует, что статус специализированного жилого фонда был снят со здания по адресу: <адрес>, однако, часть помещений, в том числе квартира , продолжали оставаться в государственной собственности субъекта РФ, и статус служебного жилья не утрачивали. По существу это положение было закреплено в Приказе Агентства по имуществу Калининградской области от 29 декабря 2018 года №1695-пр и Распоряжении Правительства Калининградской области от 13 марта 2019 года №57-рп. Административному истцу данная квартира была предоставлена как служебное жилье в связи с трудовыми отношениями с организацией, что соответствует критериям обеспечения граждан жильем в специализированном жилом фонде, права на проживание в нем на основании договора социального найма и приватизацию его она не приобрела, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемым Приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 29 декабря 2018 года №1695-пр права и законные интересы Рафальской С.Н. не нарушены, что исключает удовлетворение заявленных административных исковых требований.

Оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Доводы административного истца о якобы имевшем место нарушении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, правового значения не имеют, поскольку таковая процедура не имела место при издании Приказа Агентства по имуществу Калининградской области от 29 декабря 2018 года №1695-пр, так как и до этого момента квартира в <адрес> статуса помещения в общежитии не утрачивала.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, процессуальных нарушений, способных повлечь отмену решения суда, не выявлено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: