Судья 1 инстанции Глебова Е.П. УИД 38RS0035-01-2021-000753-62
Судья-докладчик Медведева Н.И. № 33а-5314/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Усовой Н.М., Гусаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1332/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Тимошкину В.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа
по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе административного ответчика Тимошкина В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного искового заявления указано, что Тимошкин В.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. 24 декабря 2018 г. Тимошкиным В.А. представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 год (корректировка № 4) регистрационный номер 728798587. Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акт камеральной проверки № 10-25/206 от 8 апреля 2019 г., дополнение к акту № 10-25/1 от 26 августа 2019 г. По результатам камеральной проверки вынесено решение от 16 июня 2020 г. № 09-10/1089, согласно которому налогоплательщику доначислен НДФЛ за 2017 год в размере 13 525 351 руб., пени в размере 2 216 354,19 руб., а также Тимошкин В.А. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа 500 руб. Тимошкин В.А. обратился в УФНС России по Иркутской области с апелляционной жалобой на указанное решение. 23 июля 2020 г. решением УФНС России по Иркутской области апелляционная жалоба Тимошкина В.А. оставлена без удовлетворения. 3 ноября 2020 г. Тимошкин В.А. обратился с административным иском в Октябрьский районный суд г. Иркутска о признании решения налогового органа незаконным. 3 декабря 2020 г. решением Октябрьского районного суда г. Иркутска в удовлетворении иска Тимошкину В.А. отказано. На основании пункта 1 статьи 101.2, пункта 2 статьи 70 НК РФ налоговым органом 17 августа 2020 г. выставлено требование № 381130383, которым предлагалось до 30 сентября 2020 г. уплатить налог на доходы физических лиц за 2017 год, пени, штраф. На текущий момент Тимошкин В.А. задолженность не оплатил.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Тимошкина В.А. в пользу ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 13 525 351 руб., пени за период с 17 июля 2018 г. по 16 августа 2020 г. в размере 2 339 998,44 руб., штраф в размере 500 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30 марта 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе административный ответчик Тимошкин В.А. просит судебное решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском шестимесячного срока обращения в суд.
Приводя свой порядок исчисления процессуальных сроков, в обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что при проведении камеральной налоговой проверки в отношении налогоплательщика процессуальные сроки на обращение в суд исчисляются с учетом процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, и при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшаются сроки в отношении процедур принудительного взыскания.
Обращает внимание на то, что положения абзаца 2 пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, а также статьи 46 НК РФ распространяются на налогоплательщика – индивидуального предпринимателя либо юридическое лицо, принудительное взыскание с физических лиц осуществляется по правилам статьи 48 НК РФ, в более упрощенном порядке и в более короткие сроки, которые обязан проверить суд.
Считает необоснованными решения о продлении рассмотрения материалов налоговой проверки, которые ухудшили положение налогоплательщика, так как он длительное время находился в правовой неопределенности и за это время значительно увеличилась пеня. При этом судом первой инстанции эти решения не исследовались.
Кроме того, указывает, что в момент приостановления исполнения решений налогового органа, Октябрьским районным судом г. Иркутска 30 марта 2021 г. принято решение о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, тем самым полагает, что суд вышел за рамки предъявленных требований налогового органа.
В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Ионова О.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И., выслушав представителя административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Марченко М.Д., административного ответчика Тимошкина В.А. и его представителя Кулинич А.А., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2 статьи 217.1 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ предусмотрено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, право собственности на который получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом
3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, при продаже имущества.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 87 НК РФ). При обнаружении налоговым органом нарушений законодательства по результатам проверки составляется акт налоговой проверки, который вручается налогоплательщику (абз. 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ).
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней (абз.2 пункта 8 статьи 101 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тимошкин В.А. является наследником имущества отца – индивидуального предпринимателя Т., умершего Дата изъята
Согласно представленной Тимошкиным В.А. уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год и копиям документов, приложенных к декларации, налогоплательщик получил доход в размере
110 219 410 руб. от продажи движимого и недвижимого имущества (земельные участки, транспортные средства, железнодорожный погрузочно-выгрузочный путь, нежилое здание склада, кирпичное нежилое строение трансформаторной подстанции, бункер бестарного хранения), ранее полученного в порядке наследования. Поскольку имущество находилось в собственности Тимошкина В.А. менее трех лет, подавая декларацию он уменьшил сумму облагаемых НДФЛ доходов на сумму расходов на погашение долговых обязательств наследодателя в размере 105 541 164,51 руб., в том числе: по договорам займа наследодателя с индивидуальными предпринимателями, физическими и юридическими лицами; по кредиторской задолженности, возникшей по договорам поставки и по кредитным обязательствам наследодателя перед банком.
В связи с представлением Тимошкиным В.А. 24 декабря 2018 г. уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акт налоговой проверки № 10-25/206 от 8 апреля 2019 г., дополнение к акту налоговой проверки № 10-25/1 от 26 августа 2019 г.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении Тимошкина В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в неуплате налога на доходы физических лиц в размере 13 525 351 руб., а также начислена пеня в размере 2 216 354,19 руб.
Решением УФНС России по Иркутской области от 23 июля 2020 г.
№ 26-17/013835@ апелляционная жалоба Тимошкина В.А. на вышеуказанное решение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями налоговых органов, Тимошкин В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконными акта налоговой проверки № 10-25/206 от 8 апреля 2019 г., решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения от 23 июля 2020 г. № 26-17/013835@.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 3 марта 2021 г., административное исковое заявление Тимошкина В.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Иркутской области о признании незаконными акта налоговой проверки № 10-25/206 от 8 апреля 2019 г., решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Иркутской области об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения от 23 июля 2020 г. № 26-17/013835@ оставлено без удовлетворения.
17 августа 2020 г. налоговым органом Тимошкину В.А. выставлено требование № 381130383 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 13 525 351 руб., пени по доходу физических лиц в сумме 4 556 352,63 руб. и штрафу в сумме 500 руб. со сроком уплаты до 30 сентября 2020 г.
Указанное требование направлено должнику 19 августа 2020 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений № 608-14258 от 19 августа 2020 г.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафу в предусмотренный налоговым требованием срок административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, пени, штрафа, установив, что процессуальный срок обращения с заявленными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Тимошкина В.А. задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафу.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом процессуального срока на обращение с настоящим административным иском отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 апреля 2017 г. № 790-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Мельинвест» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которая, в частности, предполагает вынесение уполномоченным органом по итогам проведенных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом указанной нормой определяются в том числе сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения. Данные сроки призваны ограничить право налогового органа на продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и тем самым направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.
В свою очередь, нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Уточненная налоговая декларация за НДФЛ за 2017 г. (регистрационный номер 728798587) была представлена административным ответчиком 24 декабря 2018 г.
Из материалов дела усматривается, что камеральная налоговая проверка по данной уточненной декларации проведена налоговым органом с 24 декабря 2018 г. по 25 марта 2019 г., т.е. в установленные пунктом 2 статьи 88 НК РФ сроки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ).
Акт камеральной налоговой проверки составлен налоговым органом в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки 8 апреля 2019 г.
Акт камеральной налоговой проверки от 8 апреля 2019 г. № 10-25/206, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 3 июня 2019 г. № 514 получены Тимошкиным В.А. 4 июня 2019 г. лично, что подтверждается подписью налогоплательщика в Акте (л.д. 124).
Нарушение срока вручения акта камеральной налоговой проверки от 8 апреля 2019 г., установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ не свидетельствует о нарушении налоговым органом сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.
Согласно положению пункта 6 статьи 100 НК РФ со дня получения акта налогоплательщик в течение одного месяца может представить письменные возражения по данному акту. При этом к возражениям налогоплательщик вправе приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Из вступившего в силу решения № 09-10/1098 от 16 июня 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения усматривается, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки, письменных возражений по акту камеральной налоговой проверки, представленных Тимошкиным В.А. в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ (вх. № 012277 от 3 июля 2019 г.), состоялось 4 июля 2019 г. в присутствии налогоплательщика.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к Акту налоговой проверки № 10-25/1 от 26 августа 2019 г.
Дополнение к Акту налоговой проверки № 10-25/1 от 26 августа 2019 г. и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 30 августа 2019 г. Тимошкиным В.А. получено лично 2 сентября 2019 г., что подтверждается его подписью в дополнении к Акту (л.д. 109).
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Из вступившего в силу решения № 09-10/1098 от 16 июня 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также усматривается, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки, письменных возражений по дополнению к Акту камеральной налоговой проверки, представленных Тимошкиным В.А. (вх. № 016686 от 4 сентября 2019 г.), состоялось 2 октября 2019 г. в присутствии налогоплательщика.
В целях вынесения объективного решения по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом были приняты решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки: № 10-25/132 от 2 октября 2019 г., № 10-25/147 от 1 ноября 2019 г., № 10-25/154 от 29 ноября 2019 г., № 10-25/182 от 27 декабря 2019 г., № 10-25/15 от 24 января 2020 г., № 10-25/17 от 21 февраля 2020 г., № 09-10/46 от 20 марта 2020 г., № 09-10/68 от 18 мая 2020 г.
Указанные решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки были истребованы судом апелляционной инстанции, исследованы и приобщены к материалам административного дела, поэтому доводы апелляционной жалобы в данной части не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки: № 10-25/132 от 2 октября 2019 г., № 10-25/147 от 1 ноября 2019 г., № 10-25/154 от 29 ноября 2019 г., № 10-25/182 от 27 декабря 2019 г., № 10-25/15 от 24 января 2020 г., № 10-25/17 от 21 февраля 2020 г., № 09-10/46 от 20 марта 2020 г., № 09-10/68 от 18 мая 2020 г. приняты уполномоченным на то должностным лицом заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области не более чем на месяц, как усматривается их содержания в целях вынесения объективного решения, не оспорены, не отменены либо незаконными не признаны.
Согласно пункту 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).
Апелляционная жалоба Тимошкина В.А. поступила в УФНС России по Иркутской области 10 июля 2020 г., решение № 26-17/013835@ об оставлении указанной апелляционной жалобы без удовлетворения принято УФНС России по Иркутской области 23 июля 2020 г. в установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ сроки.
С учетом изложенного у судебной коллегии отсутствуют основания полагать, что при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий и требований пункта 2 статьи 88, пункта 1 статьи 100, пунктов 1, 6 и 9 статьи 101, пункта 10 статьи 101.4, пункта 3 статьи 140 НК РФ.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении Тимошкина В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в неуплате налога на доходы физических лиц в размере 13 525 351 руб., этим же решением начислены пени и наложен штраф.
Решением УФНС России по Иркутской области от 23 июля 2020 г.
№ 26-17/013835@ апелляционная жалоба Тимошкина В.А. на вышеуказанное решение оставлена без удовлетворения, решение № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ вступило в законную силу 23 июля 2020 г.
17 августа 2020 г. налоговым органом Тимошкину В.А. выставлено требование № 381130383 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 13 525 351 руб., пени по доходу физических лиц в сумме 4 556 352,63 руб. и штраф в сумме 500 руб. со сроком уплаты до 30 сентября 2020 г.
Указанное требование направлено должнику 19 августа 2020 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений № 608-14258 от 19 августа 2020 г. и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, требование № 381130383 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени по доходу физических лиц и штрафа в сумме 500 руб. со сроком уплаты до 30 сентября 2020 г. направлено административному ответчику 19 августа 2020 г. до истечения 20 рабочих дней со дня вступления решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. в силу.
В соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 НК РФ в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК РФ материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.
Решением № 15-01 от 17 февраля 2021 г. заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска исполнение решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении Тимошкина В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, пени, и штрафа № 381130383 приостановлено в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 НК РФ в связи с направлением материалов в следственные органы.
Постановлением старшего следователя четвертого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ от 26 марта 2021 г. в возбуждении уголовного дела отказано.
Решением № 15-01 от 7 апреля 2021 г. заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска возобновлено исполнение решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении Тимошкина В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, пени, и штрафа № 381130383.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции исполнение решения № 09-10/1089 от 16 июня 2020 г. о привлечении Тимошкина В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, пени, и штрафа № 381130383 было возобновлено.
В силу статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В указанный в требовании № 381130383 срок – 30 сентября 2020 г. налог, пени и штраф налогоплательщиком не были уплачены.
В силу части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 г., указано, что пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
При этом необходимо иметь в виду, что в случае, когда физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями налогового органа (таможенного органа), то есть имеется спор о праве, то в таком случае налоговый орган (таможенный орган) может обратиться в суд только в порядке искового производства.
Тимошкин В.А. был не согласен с начислением ему налога на имущество физических лиц, пени, штрафа, в связи с чем обжаловал решение налогового органа о начислении указанных обязательных платежей в вышестоящую налоговую инспекцию и в суд, поэтому судебная коллегия приходит к выводу, что между сторонами очевидно имеется спор о праве, соответственно налоговый орган мог обратиться в суд только в порядке искового производства.
Срок исполнения требования № 381130383 был установлен до 30 сентября 2020 г., в Октябрьский районный суд г. Иркутска настоящее административное исковое заявление поступило 8 февраля 2021 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции, т.е. в установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана правильная оценка.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30 марта 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Н.М. Усова
Л.В. Гусарова