ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5316/2024 от 05.02.2024 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Белоусова М.А. Дело <данные изъяты>а-5316/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Белой С.Л., Постыко Л.С.,

при помощнике судьи Терехове С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Квиленкова А. Е. к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконными действий (бездействия) по рассмотрению заявления о постановке на жилищный учет, об обязании рассмотреть заявление,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Квиленкова А.Е.Апарина Д.В., представителя администрации г.о.Красногорск – Соляновой С.А.,

установила:

Квиленков А.Е. обратился в суд с административным иском к Администрации г. о. <данные изъяты> о признании незаконными действий и бездействия по рассмотрению заявления о постановке на жилищный учет; об обязании рассмотреть заявление о постановке на жилищный учет по существу с принятием соответствующего правового решения.

В обоснование требований указывалось, что административный истец обратился в Администрацию городского округа <данные изъяты> с заявлением о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из трех человек: Квиленков А. Е., Квиленкова И. М., Квиленков А. А., в соответствии с положениями Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

На заявление получен ответ от <данные изъяты> в виде разъяснений положений действующего законодательства.

Административный истец ссылался, что правового решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет Администрация по его заявлению не принимала, по существу заявление рассмотрено не было, на рассмотрение жилищной комиссией не предавалось, чем было нарушено право административного истца на рассмотрение заявления жилищной комиссией по существу и принятия соответствующего правового решения, которое, в случае несогласия с ним, заявитель мог бы обжаловать в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, административный истец не согласен и самим содержанием разъяснений, данных в ответе, а именно в той части, что на жилищный учет могут приниматься не только малоимущие граждане, но и граждане, определенные Федеральным законом (статья 40 Конституции РФ, пункт 3 статьи 49 и пункт 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ). Так, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не как малоимущие, без учета предписания части статьи 49 ЖК РФ, в их случае учитывается лишь нуждаемость в жилье.

По мнению административного истца, что также не основаны на законе выводы Администрации, что к данным правоотношениям необходимо применять положения <данные изъяты> «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Кроме этого, Администрация в своих разъяснениях не указала, какие документы заявитель не представил, обязанность по представлению которых возложена на него.

Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа <данные изъяты> просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам 6, 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В силу статьи 22 названного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона Российской Федерации гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части 1 статьи 14 и пунктами 2, 3 части 1 статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части 1 статьи 14; пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации один раз (пункт 7 статьи 17 указанного Закона).

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 декабря 2020 года), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Законом Московской области от 12 декабря 2005 N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что учет граждан для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании данного закона, с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях таких граждан, признание их малоимущими не требуется, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 1). На учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет (статья 2). С целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту своего жительства посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, действующий на территории Московской области (далее - многофункциональный центр), а также в иных формах по выбору гражданина в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 1 статьи 2.1). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня регистрации заявления (часть 5 статьи 2.3).

Постановлением администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> N 286/2 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Пунктом 16.3 Административного регламента предусмотрено, что при поступлении в Администрацию от Заявителя Запроса иными способами (посредством почтовой связи, по адресу электронной почты, на личном приеме) предоставление Муниципальной услуги осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Административным регламентом. Документы, необходимые для предоставления Муниципальной услуги, прилагаемые к Запросу, оформляются в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

При этом регистрация Запроса, принятого в Администрации, осуществляется в день обращения Заявителя (поступления Запроса), решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, оформляется в соответствии с подразделом 12 настоящего Административного регламента и направляется Заявителю по электронной почте, почтовым отправлением либо выдается Заявителю в срок не позднее 30 (Тридцати) минут с момента получения от Заявителя документов (при обращении лично), результат предоставления Муниципальной услуги оформляется в соответствии с подразделом 6 настоящего Административного регламента и направляется Заявителю по электронной почте, почтовым отправлением либо выдается Заявителю в зависимости от способа обращения.

Согласно пункту 2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются:

13.2.1.3. несоответствие документов, указанных в подразделе 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.

13.2.2. в случае обращения с целью, указанной в подпункте 6.1.1 пункта 6.1 настоящего Административного регламента:

13.2.2.1. не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

13.2.2.3. представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела у усматривается, что <данные изъяты>Квиленков А.Е. через своего представителя по доверенности Апарина Д.В., обратился в Администрацию городского округа <данные изъяты> с письменным заявлением, в котором просил принять на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из трех человек: Квиленков А. Е., Квиленкова И. М., Квиленков А. А..

В заявлении указал, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, что подтверждается удостоверением установленного образца серии АЮ <данные изъяты>.

К заявлению были приложены следующие документы:

- заверенная копия удостоверения АЮ <данные изъяты>;

- выписка из домовой книги архивная от <данные изъяты>;

- выписка из домовой книги от <данные изъяты>

- заверенные копии паспортов на Квиленкова A.E. и Квиленкову И.М.;

- заверенная копия св-ва о браке;

- заверенная копия св-ва о рождении Квиленкова A.A.;

- копия СНИЛС на Квиленкова А.Б.;

- справка <данные изъяты>;

- выписка из Приказа от <данные изъяты><данные изъяты>;

- заверенная копия доверенности на представителя.

Администрация, рассмотрев обращение, направила заявителю ответ <данные изъяты>ТГ-6572 от <данные изъяты>г. в порядке Федерального закона №59-ФЗ от <данные изъяты>г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», а также административного регламента «Рассмотрения обращений граждан в администрации г.о. Красногорск», утвержденным распоряжением <данные изъяты> от <данные изъяты>г.

Рассматривая требования, городской суд указал, что при обращении <данные изъяты> в суд, установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок в отношении бездействия по заявлению от <данные изъяты> не пропущен.

Признавая незаконным оспариваемое бездействие, городской суд исходил из того, что в тексте ответа Администрации не содержится ответа по существу поставленного вопроса, представленные заявителем документы на предмет их относимости и достаточности для постановки на жилищный учет администрацией не исследовались, заявителю в ответе не разъяснено, каких именно документов не хватает для разрешения вопроса по существу. В нарушение действующего Административного регламента, Администрацией решения по существу вопроса принято не было, решение об отказе в приеме документов в соответствии с подразделом 12, уведомления о принятии на учет, решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги в соответствии с подразделом 6, Администрацией не принималось. В данном случае заявитель был лишен права получить результат предоставления испрашиваемой им услуги, предусмотренный регламентом.

Городским судом были отклонены доводы, изложенные администрацией в письменном отзыве, в том числе о несоответствии заявления установленной регламентом форме, поскольку данное обстоятельство не могло служить основанием для рассмотрения поданного Квиленковым А.Е. заявления в порядке Федерального закона №59-ФЗ.

В качестве способа защиты нарушенных прав административного истца городской суд возложил обязанность на Администрацию г. о. Красногорск повторно рассмотреть заявление Квиленкова А. Е. от <данные изъяты> о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по существу поставленного в нем вопроса.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

При обращении <данные изъяты> в суд сроки для подачи административного иска административным истцом не нарушены, с учетом ответа от <данные изъяты>.

Какого-либо решения по заявлению административного истца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения именно за счет федерального бюджета (л.д.37-38) администрацией г.о. не принималось.

Фактически спорный ответ дан применительно к общему порядку, предусмотренному для постановки на учет в целях обеспечения жильем по договорам социального найма.

Следовательно, вопреки доводам в апелляционной жалобе, оспариваемое бездействие администрации г.о., нарушающее права административного истца, имеет место.

Вместе с тем, с учетом содержания ответа от <данные изъяты> судебная коллегия полагает необходимым отметить, что поскольку административный истец имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирует весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете, то общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный вышеназванных <данные изъяты> (в частности, признание малоимущим), на данную категорию не распространяется.

Доводы представителя администрации г.о. о необходимости представления заявления только по установленной форме подлежат отклонению. В указанном ответе от <данные изъяты> на указанное нарушение администрация г.о. не ссылалась. Кроме того, стороной административного ответчика не указано, отсутсвие каких именно сведений в заявлении административного истца препятствует его рассмотрению по существу.

При этом следует отметить, что положениями части 1 статьи 2.1 названного <данные изъяты> допускается подача заявления посредством государственной информационной системы <данные изъяты> «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) <данные изъяты>» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, действующий на территории <данные изъяты>, а также в иных формах по выбору гражданина в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Положениями названного Федерального закона предусмотрена необходимость обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. Сведений о том, какими нормами федерального законодательства предусмотрено осуществление государственной услуги в электронной форме, представителем администрации г.о. не названо.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи