ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-532/2022 от 04.02.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело № 33а-532/2022

судья Балабанова Н.В.

(1-я инст. М-1039/2021)

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита 04 февраля 2022 года

Забайкальский краевой суд, в составе председательствующего судьи Каверина С.А., рассмотрев частную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Веслополовой Т.Л. на определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Семенову М. А. о взыскании обязательных платежей и санкций оставлено без движения,

установил:

16 ноября 2021 года Межрайонная ИФНС России №8 по Забайкальскому краю обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, просила взыскать с Семенова М. А., как налогоплательщика:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты>

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> рублей;

- транспортный налог с физических лиц: налог в размере <данные изъяты>. (л.д. 2-3)

Определением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года настоящее административное исковое заявление оставлено без движения в связи с несоответствием положениям ч.ч.1, 2 ст.287, ч.7 ст.125, п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ, поскольку расчет обязательных платежей, а также пени, которые просит взыскать административный истец с административного ответчика, в административном исковом заявлении не приведен, приложенные к иску расшифровка задолженности и расчеты сумм пени, включенных в требования по уплате, не подписаны. К административному исковому заявлению приложен список внутренних почтовых отправлений, согласно которому в адрес административного ответчика направлено исковое заявление, при этом отсутствуют сведения о направлении приложенных к нему документов. Доказательства наличия у административного ответчика приложенных к иску документов, также не представлены. Заявителю предложено в срок до 20 декабря 2021 года устранить указанные недостатки заявления. (л.д.24)

С указанным определением не согласился представитель Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - по доверенности Веслополова Т.Л., в частной жалобе просит определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года отменить, административное исковое заявление направить в тот же суд для разрешения вопроса о принятии к производству. В обоснование своей позиции указывает, что налоговым органом в адрес административного ответчика ранее были направлены налоговые уведомления и требования об уплате налогов, к ним прилагаются списки на отправку заказных писем, в связи с чем, полагает, что у налогоплательщика Семенова М.А., фактически, имеются все документы, приложенные к административному иску. Указанные обстоятельства, по мнению представителя заявителя, свидетельствуют о надлежащем исполнении Межрайонной ИФНС России №8 по Забайкальскому краю требований ст.ст.125-126 КАС РФ. Обращая внимание на позднее направление судом первой инстанции оспариваемого определения, просит восстановить пропущенный срок для подачи частной жалобы. (л.д.40-41, 47-49)

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций установлены в ст.287 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст.287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Исходя из положений приведенных норм административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обращаясь в суд с административным иском должен руководствоваться частью 7 статьи 125 КАС РФ, ему необходимо представить документы, подтверждающие направление копий административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении этой корреспонденции. Бремя доказывания факта направления сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Вышеуказанные нормы действующего законодательства, обеспечивающие реализацию задач административного судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 КАС РФ), не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителей в указанных ими аспектах.

При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действительно, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявлений и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Как верно было установлено судом первой инстанции, к административному исковому заявлению был приложен список внутренних почтовых отправлений, согласно которому в адрес административного ответчика направлено исковое заявление, при этом сведения о направлении приложенных к нему документов отсутствуют. Доказательства наличия у ответчика приложенных к административному иску документов, также не представлены.

Представитель административного истца в частной жалобе указала на то, что административному ответчику было направлено административное исковое заявление, уведомления и требования были направлены ранее, у налогоплательщика Семенова М.А., фактически, имеются все документы. Между тем, вышеуказанное свидетельствует о том, что у административного ответчика приложенные к исковому заявлению документы имеются не в полном объеме.

Кроме того, в силу пунктов 2 и 5 ч.1, ч.2 ст.287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Приведенные положения процессуального закона устанавливают обязанность налогового органа при подаче административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций приводить в нем соответствующий расчет задолженности.

Более того, в расчетах взыскиваемой суммы налоговый орган должен указывать период, за который образовалась задолженность, поскольку в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты налогоплательщиками самостоятельно страховых взносов налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.1 ст.130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Поскольку приложение к административному иску уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих вручение административному ответчику копии административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций и приложенных к нему документов, является обязательным в силу прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 287 и в пункте 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, а также учитывая предусмотренную законодателем обязанность налогового органа указывать в административном иске в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 КАС РФ наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет, суд первой инстанции пришел к верному выводу об оставлении административного искового заявления без движения с предоставлением разумного срока для устранения допущенных недостатков.

Поскольку имеются предусмотренные действующим законодательством основания для оставления административного искового заявления без движения, определение судьи Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года отмене не подлежит.

Доводы частной жалобы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Веслополовой Т.Л., выражающие несогласие с судебным актом, не опровергают выводов суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого определения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.311, 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Веслополовой Т.Л., без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Судья: