ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5363/19 от 20.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Сорокина Т.Ю. № 33а-5363/2019

Судья-докладчик Бутина Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу административных истцов Налунина А. С., Нежкина Г. С. на определение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от Дата изъята об оставлении без движения коллективного административного искового заявления Налунина А. С., Нежкина Г. С. к администрации Оекского муниципального образования о признании незаконными действий администрации Оекского муниципального образования

установила:

Налунин А.С., Нежкин Г.С. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к администрации Оекского муниципального образования о признании незаконным ответа на обращение жителей с. Оек, в связи с тем, что ответ дан не по существу поставленных вопросов, а также по причине нарушения срока дачи ответа.

Определением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от Дата изъята коллективное административное исковое заявление оставлено без движения со ссылкой на то, что данное административное исковое заявление не отвечает требованиям ст. ст. 125, 126, 130, а также части 2 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В частной жалобе административные истцы Налунин А.С., Нежкин Г.С. просят определение отменить как незаконное и необоснованное. Указывают, что по указанному нарушению они обращались в прокуратуру Иркутского района и в прокуратуру Иркутской области, однако, ни одна из прокуратур не приняла никаких мер, кроме пересылки заявлений друг другу и обычных отписок. Оспариваемым определением нарушено право административных истцов на обращение в суд за защитой прав, свобод и законных интересов. Досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

Возражений на частную жалобу не поступило.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, о времени и месте рассмотрения жалоб, без проведения устного разбирательства, а также без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Обсудив доводы частной жалобы, проверив представленный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 г. № 508-О, от 19 июня 2007 г. № 389-О-О и от 15 апреля 2008 г. № 314-О-О).

Согласно части 1 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 названного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок не исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 КАС РФ (часть 2 указанной выше статьи).

Оставляя без движения коллективное административное исковое заявление, судья исходил из того, что истцами не указаны дата и место их рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны). Судья также указал, что истцам следует конкретизировать, каким образом оспариваемыми действиями нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов. Кроме того, со ссылкой на часть 2 статьи 42 КАС РФ судья указал, что коллективный административный иск подан двумя административными истцами, в то время как коллективным административным иском считается иск, поданный группой не менее двадцати лиц.

Судебная коллегия считает правильными выводы судьи в части несоблюдения административными истцами требований процессуального законодательства о необходимости указания в исковом заявлении даты и места рождения, номера телефона, факсов, адреса электронной почты (при их наличии) административных истцов, а также в части несоблюдения условия о присоединении к требованию не менее двадцати лиц.

Согласно части 1 статьи 125 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

Исходя из содержания административного иска дата и место рождения, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты (при их наличии) административного истцами не указаны.

Кроме того, как следует из материала, административными истцами по делу указаны только Налунин А.С., Нежкин Г.С., однако, текст искового заявления содержит сведения о том, что он коллективный.

Согласно части 2 статьи 42 КАС РФ административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц. Присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

Как указано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 КАС РФ), а также требование об указании лица или нескольких лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, и условие о том, что ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц (части 2, 3 статьи 42 КАС РФ).

В случае несоблюдения таких требований и названного выше условия коллективное административное исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 130 КАС РФ), возвращено (статья 129 КАС РФ). В определении об оставлении коллективного административного искового заявления без движения в связи с несоблюдением условия о присоединении двадцати лиц к требованию должно быть разъяснено, что лица, подавшие данное заявление, имеют право на индивидуальное обращение в суд с административным исковым заявлением в случае, если в установленный судьей срок к коллективному административному иску не присоединится достаточное число лиц.

Исходя из указанных норм права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что судьей обоснованно коллективное административное исковое заявление оставлено без движения, с предложением исправить указанные выше недостатки.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами судьи в части наличия оснований для оставления административного искового заявления без движения по причине того, что истцам следует конкретизировать, каким образом оспариваемыми действиями нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, какие негативные правовые последствия для них повлек оспариваемый ответ, поскольку данные обстоятельства подлежат выяснению в порядке подготовки к судебному разбирательству.

Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на законность и обоснованность принятого судьей определения об оставлении коллективного административного иска без движения.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что определение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от Дата изъята является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от Дата изъята об оставлении без движения административного искового заявления Налунина А. С., Нежкина Г. С. к администрации Оекского муниципального образования о признании незаконными действий администрации Оекского муниципального образования, взыскании государственной пошлины оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Р.И. Харин

Е.Г. Бутина