ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5373/18 от 30.08.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33а-5373/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 30 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозовой С.Г. и Шадриной Е.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2018 года о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Ленинградской области ФИО4, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга, которым просил:

признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет;

обязать предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории регионального значения Ленинградской области – государственного природного заказника «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории Приозерского района Ленинградской области расположен природный объект регионального значения «Гряда Вярямянселькя», который учрежден Решением исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 г. № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2009 № 390 «О государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя», которым определена его площадь 7 613,5 га и границы.

Однако особо охраняемая территория - государственный природный заказник регионального значения «Гряда Вярямянселькя» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13.12.2017 года административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия передано в Приозерский городской суд Ленинградской области для рассмотрения по существу по подсудности.

В суд первой инстанции лица, участвующие в деле не явились.

Представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО8 направила в суд ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, считала административный иск прокурора не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве.

Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2018 года административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворено в полном объеме. Суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории регионального значения Ленинградской области – государственного природного заказника «Гряда Вярямянселькя» для постановки его на государственный кадастровый учет в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На поставленное судом решение Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в отзыве. Отмечается, что действовавшим ранее законодательством до 01.01.2017 года внесение сведений об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) в ГКН не предусматривалось. ООПТ по своей правовой природе не являются земельными участками, и соответствии с пунктом 3 части 3 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ являются самостоятельным объектом учета в ЕГРН (отличным от объекта недвижимости) и подлежат учету в реестре границ в составе ЕГРН, а не в ГКН в составе ЕГРН. Границы территории памятника природы установлены и описаны в соответствии требованиями законодательства. Законодательство не содержит указаний на то, что факт установления границ ООПТ связан с фактом внесения сведений об ООПТ в ЕГРН. Отсутствие сведений о памятнике природы в ЕГРН не означает, что границы этой ООПТ не установлены. В этой связи податель жалобы полагает, что отсутствуют основания для признания бездействия административного ответчика по направлению сведений об ООПТ для их учета в ЕГРН незаконным.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом, границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Так, согласно ч.3 ст. 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 4 Закона N 33-ФЗ государственный кадастр ведется в отношении особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.До 01.01.2017 года действовал Федеральный закон от 4.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с п.3 ст.46 которого, сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образования, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Часть 6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2009 № 390 «О государственном природном комплексном заказнике«Гряда Вярямянселькя» утверждено Положении о государственном природном комплексном заказнике «Гряда Вярямянселькя».

Однако в государственном кадастре недвижимости сведения об указанном памятнике природы, как об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствуют.

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с п. 9, 10 ст. 32 приведенного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды, в том числе о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам Ленинградской области несет обязанность по предоставлению сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует закону.

Доводы административного ответчика о возможности получения информации о границах особо охраняемой природной территории и охранных зонах не только из ЕГРН, но из других источников, не освобождает административного ответчика от обязанности направления документов для внесения указанных сведений в реестр границ, поскольку только Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений.

Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года N 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

При этом, ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные зоны.

Следовательно, указанные сведения подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017 года.

Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предоставить документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории регионального значения Ленинградской области – государственного природного заказника «Гряда Вярямянселькя» в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет объекта регионального значения.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика, изложенной в суде первой инстанции, на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Горбунцова И.Л.