ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5374 от 06.06.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Горячева О.Н. № 33А - 5374

Докладчик: Евтифеева О.Э.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» июня 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Евтифеевой О.Э.,

судей: Михеевой С.Н., Пушкаревой Н.В..

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе Зинова Александра Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 31 января 2018 года

по делу по административному исковому заявлению Зинова Александра Евгеньевича о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (далее -Росавиация), обязании совершить действия, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.,

У С Т А Н О В И Л А:

Зинов А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации № 741-П от 08.09.2017 об аннулировании свидетельств авиационного персонала, в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота № <данные изъяты> от 28.06.2016, выданного Зинову Александру Евгеньевичу, обязании совершить действия, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Требования мотивированы тем, что Приказом № 741-П от 08.09.2017 Росавиации об аннулировании свидетельств авиационного персонала на основании пункта 5.4.2, пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.07.2004 № 396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2003 № 670, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировать свидетельство коммерческого пилота от 28.09.2016 № <данные изъяты>, выданное Зинову Александру Евгеньевичу. Внести соответствующие отметки об аннулировании свидетельств авиационного персонала гражданской авиации в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала». Управлению летной эксплуатации Росавиации довести приказ от 08.09.2017 № 741-П Росавиации об аннулировании свидетельств авиационного персонала до сведения организаций гражданской авиации, в целях недопущения выполнения полетами лицами, не имеющими свидетельств коммерческого пилота.

Зинов А.Е. в период с 2014 года по 2015 год обучался в Частном учреждении профессионального образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» по дополнительной профессиональной образовательной программе: «Лётная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации». По окончании обучения был выдан диплом, предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере лётной эксплуатации воздушных судов по специальности - пилот.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, частное профессиональное образовательное учреждение «Челябинское летное училище гражданской авиации» имеет право на осуществление основного вида деятельности: ОКВЭД — 85.42.2 «Деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий», дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц - 08.11.2012.

Министерством образования и науки Челябинской области выдана лицензия № 10498 от 15.04.2013 о предоставлении Негосударственным образовательным учреждением «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» права на осуществление образовательной деятельности по программам, в том числе «Летняя эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональной системы на уровне пилота коммерческой авиации».

Росавиацией утверждена 03.07.2013 для Негосударственного образовательного учреждения «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» программа подготовки коммерческих пилотов, в соответствии со стандартами по выдаче свидетельств коммерческого пилота (самолет) с квалификационными отметками «самолет многодвигательный, сухопутный», «полеты по приборам», «ночные полеты».

Негосударственному образовательному учреждению «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» выдано свидетельство (сертификат) № 216 от 28.08.2013 со сроком действия до 27.08.2016.

Свидетельством (сертификатом) № 216 от 28.08.2013 Росавиации удостоверено, что авиационный учебный центр Негосударственное образовательное учреждение «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» соответствует требованиям Воздушного законодательного РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи указанного свидетельства, и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным к приложении к свидетельству, в том числе, подготовка пилотов коммерческой авиации.

Между Негосударственным образовательным учреждением «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» и Зиновым Александром Евгеньевичем заключен договор № <данные изъяты> от 01.10.2014 возмездного оказания образовательных услуг.

Зинов А.Е. в период с 01.10.2014 по 10.08.2015 прошел профессиональную переподготовку в Частном учреждении профессионального образования «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации», о чем 10.08.2014 выдан диплом о профессиональной переподготовке № <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>.

Актом сверки взаимных расчетов за период с 01.10.2014 по 10.08.2015, составленным и подписанным между Негосударственным образовательным учреждением «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» и Зиновым А.Е., подтверждается факт полной оплаты услуг по обучению по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

28.06.2016 Росавиацией Зинову А.Е. выдано свидетельство коммерческого пилота № <данные изъяты>.

Согласно пункту 2 раздела 1 Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утверждённых приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года № 23, авиационный учебный центр (далее - АУЦ) является образовательным учреждением дополнительного образования, имеющий сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющий профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами.

Сертификат АУЦ это установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям ФАП № 23.

Сертификат АУЦ является официальным документом установленного образца, выдаваемы уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям Федеральных авиационных правил.

В разделе III ФАП № 23 предусмотрено, что сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно - правовых форм (пункт 1.1); все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные ФАП № 23 (пункт 1.2).

Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (статья 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (пункт 1 статьи 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ «Об утверждении перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации РФ» № 240 от 04.08.2015 в состав летного экипажа гражданской авиации включены, в том числе, пилот, штурман. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

03.07.2013 Росавиацией утверждена для Негосударственного образовательного учреждения «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» программа подготовки коммерческих пилотов, в соответствии со стандартами по выдаче свидетельств коммерческого пилота (самолет) с квалификационными отметками «самолет многодвигательный, сухопутный», «полеты по приборам», «ночные полеты».

Программой подготовки пилотов коммерческой авиации, в соответствии с пунктом 2.1.9.2 Приложения № 1 Международных стандартов и рекомендуемой практики «Выдача свидетельств авиационному персоналу» в общий налет за курс подготовки засчитывается суммарное время налета -150 часов».

В соответствии с письмом от 12.12.2014 исх. № 01.01 - 1602 Росавиации, направленного в адрес ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа» на основании выполненных Росавиацией процедур по переоформлению и выдаче 26.08.2014 сертификата № 216 авиационного учебного центра ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа», а также ранее выданных разрешений на использование тренажеров, разрешена тренажерная подготовка летного состава по программе, в том числе, программа подготовки коммерческих пилотов.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии и специальности.

Дополнительное образование, понятие которого содержится в пункте 14 статьи 2 Закона об образовании, как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно - нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, не заменяет профессионального образования.

Из анализа приведенных законоположений следует, что пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, допускается к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он соответствует определенным законам критериям, гарантирующим безопасность полетов, а именно, имеет профессиональное образование по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных учебных заведений гражданской авиации по учебным программам и курсам подготовки, определяющие квалификацию специалиста гражданской авиации, утвержденным государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации.

Более того отвечая указанным критериям, выданное свидетельство коммерческого пилота не может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функции при проведении проверки, а иное (обратное), означает (означало) превышение полномочий административного органа.

Административным истцом представлены доказательства соответствия его указанным критериям профессиональной подготовки пилота гражданской авиации, о чем выдано Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) свидетельство коммерческого пилота от 28.06.2016 № <данные изъяты>.

В связи с отсутствием нарушений сертификационных требований на осуществление образовательного процесса в ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа», Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) не отзывался сертификат № 216 авиационного учебного центра, выданного 28 августа 2013 года, а образовательная деятельность ЧУ ДПО «УТЦ «ЧелАвиа» не прекращалась (не прекращена).

При рассмотрении настоящего спора о признании приказа от 08.09.2017 № 741-П Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» незаконным, представлены документы, подтверждающие право Частного утверждения дополнительного профессионального образования «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» осуществлять подготовку коммерческих пилотов по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации».

Следовательно, Росавиация, как орган исполнительной власти, исполняя административные функции, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, неправомерно аннулировало свидетельство коммерческого пилота № <данные изъяты> от 28.06.2016, выданное ЗиновуА.Е., прошедшего курс обучения в период с 01.10.2014 по 10.08.2015 в Частном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» по соответствующей программе.

Зинов А.Е. достоверно полагал, что авиационному учебному центру - Негосударственное образовательное учреждение «Учебно - тренировочный центр «ЧелАвиа» выдана лицензия № 10498 от 15.04.2013 на право осуществления образовательной деятельности по программам, в том числе, «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации». Полагал, что пройдя курс образовательной программы, истец сможет работать по специальности.

Просит признать незаконным приказ № 741-П от 08.09.2017 Росавиации об аннулировании свидетельств авиационного персонала, в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от 28.06.2016 № <данные изъяты>, выданного Зинову А.Е.

Обязать Росавиацию включить свидетельство коммерческого пилота № <данные изъяты> от 28.06.2016, выданное Зинову А.Е. в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

Обязать удалить отметку об аннулировании свидетельства коммерческого пилота № <данные изъяты> 28.06.2016, выданного Зинову А.Е.

Взыскать с Росавиации в пользу Зинова А.Е. расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 31 января 2018 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Зинов А.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

Настаивает, что решение является необоснованным, незаконным и подлежащим отмене. При вынесении решения судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Считает, что суд ошибочно применил положения пункта 8 ПП-6702 и пункта 9.9. ПП-396 в обоснование наличия компетенции на издание приказа об аннулировании ранее выданных свидетельств коммерческих пилотов. Аннулирование ранее выданных свидетельств авиационного персонала к компетенции Росавиации не относится. Такой позиции придерживается и Министерство транспорта Российской Федерации, подведомственной структурой которого является административный ответчик.

Указывает, что суд, принимая решение, проигнорировал позицию Министерства транспорта Российской Федерации, не дав ей никакой оценки.

Полагает, что выводы суда о наличии у Росавиации полномочий для издания обжалуемого приказа не соответствуют обстоятельствам административного дела и действующему законодательству.

Кроме того, полагает незаконным вывод суда о том, что в сертификате АУЦ № 216 должна быть указана именно программа, утверждённая Росавиацией, поскольку согласно ФАП-23, в приложении к сертификату АУЦ вносится вид подготовки, а не программа подготовки (ФАП-23: раздел III, пункты 1.8,1.10, 3.9, 5.1).

Считает незаконным вывод суда о том, что в сертификате АУЦ указывается утвержденная программа.

А также считает незаконным вывод суда о том, что образовательное учреждение должно указывать в выдаваемых дипломах наименование программы в точном соответствии с наименованием вида подготовки, указанном в сертификате, поскольку противоречит действующему законодательству.

Полагает, что судом не учтено, что деятельность образовательных организаций по подготовке авиационных специалистов регулируется не только нормами воздушного, но и общими нормами образовательного права, и проигнорировано положение п. 3 ст. 60 Закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно: лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Указывает, что судом не оценены представленные административным истцом и приобщённые к материалам дела выписки из программ подготовки, утверждённые Росавиацией, по которым проходило обучение, а также справки из образовательной организации, удостоверяющие прохождение именно утверждённых административным ответчиком программ подготовки.

Полагает, что представленные суду доказательства свидетельствуют о подготовке административного истца по утверждённой Росавиацией программе и подтверждают, что Росавиация не провела должной проверки перед изданием оспариваемого приказа об аннулировании свидетельства коммерческого пилота Зинова А.Е.

На апелляционную жалобу представителем Росавиации представлены возражения.

В судебном заседании Зинов А.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Росавиации Самарина Т.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно диплому Кемеровского профессионально – технического колледжа от 28.06.2002 (л.д. 30 т. 1) Зинову А.Е. присвоена квалификация техник по специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники АИС».

На основании договора № <данные изъяты> от 01.10.2014 возмездного оказания образовательных, услуг Зинов А.Е. зачислен слушателем ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», действующего на основании Устава и бессрочной лицензии № 11074 от 07.07.2014, выданной Министерством образования и науки Челябинской области, и сертификата № 216 от 26.08.201, выданного Росавиацией на срок с 28.08.2013 по 27.08.2016 по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации», где прошел обучение в период 10 месяцев с 01.10.2014.

Согласно п. 1.1 Договора № <данные изъяты> возмездного оказания образовательных услуг от 01.10.2014 года предметом его является возмездные образовательные услуги по обучению слушателя по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации» (л.д. 39- 43 том 1).

Сведений о выдаче и содержании лицензии № 11074 от 07.07.2014 в материалах дела не имеется.

Из представленных доказательств следует, что негосударственному образовательному учреждению «Учебно-тренировочный центра «ЧелАвиа» была выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности № 10498 от 15.04.2013, предоставлявшей право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам повышения квалификации: летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота-любителя; летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации; и профессиональной переподготовки: летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота – любителя; летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации.

Лицензия предоставлена на основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области № 03-414 от 15.04.2013.

Указанному авиационному учебному центру было выдано свидетельство (сертификат) № 216, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта, со сроком действия по 27.08.2016, подтверждающий соответствие авиационного учебного центра требованиям Воздушного законодательства РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству (сертификату).

Согласно приложению № 1 к сертификату, Росавиацией утверждены в качестве направлений: программа подготовки авиаспециалистов: 1.1 подготовка пилотов коммерческой авиации; курсы переподготовки авиаспециалистов: 2.1 пилотов на самолет Р2002; 2.2 пилотов на самолет Р2006Т; 2.3 пилотов коммерческой авиации на самолет Р2006Т «giass cockpit»; курсы повышения квалификации авиаспециалистов.

По окончании обучения Зинову А.Е. выдан диплом ЧУПО «УТЦ «ЧелАвиа» № <данные изъяты> от 10.08.2015 о прохождении профессиональной переподготовки с 01.10.2014 по 10.08.2015 по дополнительной образовательной программе: «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации». Диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации воздушных судов по специальности – пилот.

Для получения свидетельства коммерческого пилота с заявлением на выдачу свидетельства от 22.06.2016 (л.д. 99 т. 1) были предоставлены указанный диплом от 10.08.2015; протокол проверки знаний (тестирования) от 11.02.2016 (л.д. 105-109 т. 1); справка о налете от 10.08.2015 (л.д. 110 т. 1); справка проверки навыков кандидата на получение свидетельства от 21.05.2015 (л.д. 111 т. 1); зачетный лист, согласно которому внесено в свидетельство пилота Зинова А.Е. тип ВС Р2002.

На основании указанных документов Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 Зинову А.Е. было выдано свидетельство коммерческого пилота III. № <данные изъяты> от 28.06.2016.

Негосударственное образовательное учреждение «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» в последствии, с целью соответствия требованиям Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», переименовано в Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (ЧУДПО «УТЦ ЧелАвиа»), далее в ЧПОУ «ЧЛУГА».

ЧПОУ «ЧЛУГА» осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ, в частности образовательной программы дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки) с присвоением квалификации «Пилот», разработанной и утвержденной образовательной организацией на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014 № 393.

08.09.2017 Росавиацией вынесен приказ № 741-П об аннулировании свидетельства авиационного персонала. Из содержания которого следует, что на основании пункта 5.4.2, пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 № 396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2003 № 670.

За указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировать свидетельство коммерческого пилота № 0035247 от 28.06.2016, выданное на имя Зинова А.Е.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что приказ об аннулировании свидетельства коммерческого пилота издан уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на субъективной оценке обстоятельств дела, о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.

Согласно пункту 4 Положения Росавиация осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Согласно пункту 1 Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, утверждённого приказом Росавиации от 21.06.2012 № 382, территориальный орган Росавиации создан для осуществления возложенных на Росавиацию полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций.

В силу п. 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (абзац первый пункта 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 названного Кодекса подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Абзацем третьим пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670, предусмотрено, что указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно пункту 2 раздела 1 Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров» (далее - ФАП № 23), утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы России 29.01.1999 № 23 (действующим до 29.06.2016), авиационный учебный центр (АУЦ) является образовательным учреждением дополнительного образования, имеющий сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющий профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и этими Федеральными авиационными правилами (абзац второй); сертификация АУЦ это установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям этих ФАП (абзац пятый); сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям этих Федеральных авиационных правил (абзац шестой).

В разделе III ФАП № 23 предусмотрено, что сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно - правовых форм (пункт 1.1); все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные этим ФАП (пункт 1.2).

Согласно п. 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

В силу п.п. 5.4.10, 5.4.12 Положения, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 9.9 Положения Федеральное агентство воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции агентства, а также по вопросам внутренней организации работы агентства.

Согласно п. 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утв. постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 года № 670, свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно п. 8 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных п. 9 настоящих Правил, обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.

Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Принимая во внимание, что Росавиация как орган исполнительной власти, исполняя административные функции, осуществляя контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций имела право аннулировать свидетельство пилота коммерческой авиации.

Судом обоснованно принято во внимание, что для получения свидетельства коммерческого пилота истец представил в Росавиацию в качестве документа, подтверждающего прохождение подготовки, диплом о прохождении профессиональной переподготовке по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации», однако, указанная программа не внесена в приложение к сертификату и Росавиацией не утверждена

В силу пункта 3.2.3 ФАП № 23 после успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Однако, истцу был выдан диплом о профессиональной переподготовке, а не документ об обучении.

Из указанных обстоятельств дела и анализа приведенных законоположений следует, что коммерческий пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным законом критериям, гарантирующим безопасность полетов, а именно, не имеет профессионального образования по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных учебных заведениях гражданской авиации по учебным программам и курсам подготовки, определяющим квалификацию специалиста гражданской авиации, утвержденным государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают правильности его выводов, основаны на субъективной оценке апеллянтом обстоятельств дела и представленных доказательств, неверном толковании норм материального права.

Доводы апеллянта о том, что утвержденная программа подготовки коммерческих пилотов (том 2 настоящего дела) является программой профессиональной переподготовки по направлению «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателе и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа, поскольку не опровергают правильности выводов о недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных для выдачи свидетельства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтена правая позиция Министерства транспорта РФ, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права. Согласно письменным пояснениям Минтранса России (л.д. 25-26 т. 3), указано, что п. 8 Правил указание недостоверных сведений влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений.

Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что аннулирование свидетельств может быть произведено только в судебном порядке, поскольку указанное не соответствует установленному порядку, указанному выше.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 31 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: