<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | Дело №33а-5379/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Рудь Т.Н.,
судей Кочебуровой А.В., Рохиной Я.С.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2018 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 мая 2018 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени отказать».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России №1) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012-2015 годы в размере 2245 рублей 86 копеек и пени – 143 рубля 15 копеек.
В обоснование указано, что ответчик является плательщиком земельного налога, в связи с наличием в собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Обязанность по уплате налога не исполнена, в связи с просрочкой исполнения начислены пени.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
ФИО1 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что данный земельный участок она продала 19 февраля 1997 года, на тот момент государственная регистрация не требовалась.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась МИФНС России №1 и в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Отмечает, что действующим законодательством предусмотрен определенный порядок возникновения права собственности на недвижимое имущество, который связывается с фактом государственной регистрации. При этом по общему правилу государственная регистрация производится на основании обращения сторон сделки в регистрирующий орган, с представлением подтверждающих документов. Между тем в суде не устанавливался факт регистрации спорного земельного участка в иных органах, кроме Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. По информации, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» от 23 мая 2018 года, спорный земельный участок числится за ФИО1
Ссылаясь на положения ст. 556 Гражданского кодекса РФ, указывает на то, что недвижимое имущество считается переданным в соответствии с установленными правилами только в случае подписания акта приема-передачи или иного документа о передаче, подтверждающего исполнение договора купли-продажи. Факт подписания сторонами сделки акта приема-передачи судом не устанавливался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного ответчика ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 налоговым органом направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2008-2015 годы по объекту – земельный участок по адресу: <адрес>.
Поскольку налог не уплачен в указанные в уведомлениях сроки, ФИО1 направлены требования об уплате налога и пеней за 2012-2015 годы на общую сумму 2389 рублей 01 копейка, которые не были исполнены.
По заявлению налогового органа 11 августа 2017 года был выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной суммы налога и пеней, который отменен 16 августа 2017 года, после чего направлено административное исковое заявление о взыскании земельного налога и пеней с ФИО1
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности ФИО1 на земельный участок прекращено в 1997 году, в связи с чем, оснований для взыскания задолженности по земельному налогу за 2012-2015 годы не имеется.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
При принятии решения суд руководствовался доказательствами отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на вышеуказанный земельный участок согласно уведомлению Управления Россреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 4 апреля 2018 года №.
Согласно материалам дела ФИО1 произведено отчуждение земельного участка по нотариально удостоверенным договору купли-продажи и передаточному акту от 19 февраля 1997 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июня 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним (купля-продажа, дарение и т.д.). В соответствии с пунктом 1 его статьи 6 права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Обязательной государственной регистрации, согласно пункту 2 статьи 4 Закона, подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения Закона в действие.
Поскольку оформление правоустанавливающих документов по отчуждению земельного участка произведено ФИО1 до вступления в силу вышеуказанного закона, государственной регистрации не требовалось.
Судебная коллегия полагает установленным факт отсутствия в собственности у ФИО1 земельного участка, на который начислен земельный налог, в связи с чем, оснований для взыскания последнего не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Председательствующий | Т.Н. Рудь | |
Судьи | А.В. К. Рохина | |