ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-53/2022 от 13.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Смирнова Т.В.

Судья-докладчик Абрамчик И.М.

№ 33а-53/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Каракич Л.Л. и Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2339/2021 по административному исковому заявлению Мартынова А.С. к Федеральному казенному учреждению ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам и дополнениям к ним Мартынова А.С., представителя Федеральной службы исполнения наказаний на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска, с учетом уточнения, указано, что Мартынов А.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России в отряде строгих условий содержания с 9 ноября 2020 г. Условия содержания Мартынов А.С. считает несоответствующими требованиям и нормативам по жилплощади и числу посадочных мест при количестве содержащихся осужденных в отряде. Из ответа ГУФСИН по Иркутской области имеются нарушения требования по содержанию помещения, где отбывают наказание осужденные. Нарушения выражаются в том, что администрацией исправительного учреждения принято решение о совмещении помещения «каптерки», где хранятся личные вещи осужденных, в связи с чем, при сушке одежды, с учетом ограниченной площади помещения, в помывочный день «банный», осужденным приходится размещать свои вещи для сушки на решетках секций. Комната для сушки одежды должна быть отдельной от «комнаты-каптерки», в которой должны храниться вещи осужденных. При этом, в комнате, где находятся все осужденные, создается повышенная влажность воздуха и сырость. Это создает повышенную опасность для развития (данные изъяты), от которого Мартынов А.С. проходил лечение. В связи с чем, Мартынов А.С. опасается за свое здоровье. В помещении, где находятся осужденные, окна не открываются, ручки заварены. Площадь спального помещения также не соответствует количеству осужденных. В комнате ПВР также не открывается окно. Кроме того, имеется несоблюдение приватности при мытье в помывочной, через окно виден помывочный процесс осужденных. Также в комнате ПВР отсутствует вентиляция, что не соответствует требованиям. Комната для приема пищи не соответствует требованиям по квадратуре, поскольку прием пищи осужденными осуществляется в две посадки, в связи с чем, создается давка, столпотворение в комнате для приема пищи, отсутствует личное пространство. Комната ПВР также не позволяет иметь личное пространство и не соответствует квадратуре, что создает тесность, что в свою очередь, действует на психологическое состояние осужденного, приводит к расстройству его личности, к подавленному настроению, к нравственным страданиям. Кроме того, Мартынов А.С. испытывает морально нравственные страдания на почве психологического расстройства личности из-за наличия угрозы заболеть (данные изъяты).

На основании изложенного административный истец просил суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.

С Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Мартынова А.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Мартынова А.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Иркутской области отказано.

В апелляционной жалобе Мартынов А.С. просит решение суда изменить, увеличить размер компенсации морального вреда до 30 000 рублей. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащей правовой оценки. Указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает размер компенсации, определенный судом, не соответствующим принципам разумности и справедливости.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России Жданова Д.Н. просит решение в части взыскания морального вреда в размере 2 000 рублей отменить. В обоснование жалобы указывает, что качество приготовления пищи соответствовало установленным стандартам и контролировалось руководителем подразделения и медицинским работником ежедневно, с отбором суточных проб приготовленных блюд на каждый прием пищи. Контроль за раздачей пищи в помещение осуществлял сотрудник отдела режима. Считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований ввиду недоказанности предоставления осужденному Мартынову А.С. холодной, не разогретой пищи в период нахождения его в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области, а также несоблюдения установленного распорядка дня, поскольку доказательств обращения с жалобами по указанным фактам в период содержания, а также ответов на данные заявления, истцом не представлено.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ФСИН России Жданова Д.Н. просит апелляционную жалобу Мартынова А.С. оставить без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения административного истца Мартынова А.С., просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков Клейн Т.С., просившей об удовлетворении апелляционной жалобы ФСИН России, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Мартынова А.С., проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В силу части 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Мартынов А.С, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области с 7 августа 2020 г., условия содержания – строгие, осужден приговором Абаканского городского суда Республики Хакассия от 3 июня 2020 г. по ст. 158 ч. 2 п.п. «в, г», ст. 158 ч. 2 п. «г», ст.161 ч. 1, 69 ч. 2 УК РФ к трем годам лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ присоединено наказание, назначенное по приговору Кызылского городского суда от 10 февраля 2020 г. Окончательно к отбытию назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

Постановлением от 22 июня 2020 г, осужденный Мартынов А.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания, в спорный период времени отбывал наказание в отряде строгих условий отбывания наказания (отряд СУОН).

Как следует из материалов дела, в отряде СУОН предусмотрены следующие помещения: спальное помещение (площадь 165 кв.м.); комната отдыха (площадь 110 кв.м.); кабинет начальника отряда; комната хранения продуктов питания и приема пищи (площадь 48 кв.м.); камера хранения личных вещей повседневного пользования; гардеробная; комната для умывания и постирочная; душевая; санитарный узел; сушилка.

Размер жилой площади составляет (спальное помещение 165 кв.м., комната отдыха 110 кв.м.) итого 275 кв.м.; согласно суточным ведомостям надзора за осужденными в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области за февраль 2021 года в отряде СУОН содержалось 48 осужденных, в марте - 55 осужденных, в апреле 54 осужденных.; обеспеченность спецконтингента жилой площади составляет 2 кв.м.; санитарный узел оборудован писсуарами в количестве 4 шт., унитазами - 4 шт.; комната для умывания оборудована умывальниками в количестве 6 штук; осужденные обеспечены в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июля 2016 г. № 512 кроватью металлической - 1 на человека; тумбочкой, прикроватной - 1 на 2 человека; табурет - 1 на человека; трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов, организовано в соответствии с Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»; доставка горячей пищи осуществляется со столовой для осужденных в термосах, питание организовано в комнате приема пищи, в два захода. В связи с этим пища находится в горячем состоянии; работа столовой учреждения находится под постоянным контролем; осужденные обеспечены питанием, по состоянию здоровья и характера их работы; проверка санитарного состояния столовой для осужденных, остатков продуктов на суточном складе, соблюдение санитарно-гигиенических требований, исправность технологического и холодильного оборудования, правильность его эксплуатации осуществляется ежедневно начальником ОКБИиХО; контроль над доведением установленных норм питания для всех категорий лиц, а также служебных животных состоящих на обеспечении в учреждении, в соответствии с законодательством РФ обеспечен; стирка осужденных осуществляется в БПК (банно-прачечный комбинат) учреждения в соответствии с утвержденным графиком; осужденные обеспечены вещевым имуществом и постельными принадлежностями в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 216.

Мартынов А.С. состоит под наблюдением в амбулаторном отделении филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России.

С момента прибытия в ФКУ ИК-6 ГУ ФСИН России по Иркутской области 11 августа 2020 г. Мартынову А.С. неоднократно проводились клинико-лабораторные, инструментальные исследования и консультации врачей-специалистов в амбулаторных условиях.

27 августа 2020 г. Мартынову А.С. проведена консультация (данные изъяты) после проведенных дополнительных исследований, вынесено заключение: данных (данные изъяты). В наблюдении и лечении не нуждается. 27 августа 2020 г. Мартынов А.С. снят с диспансерного учета.

24 февраля 2021 г. Мартынову А.С. в плановом порядке проведена консультация врача-дерматолога, определена дальнейшая тактика ведения пациента.

Согласно медицинской справке, выданной начальником амбулаторного отделения филиала «Больница-1» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, майором внутренней службы Т.В. Петроченко, осужденный Мартынов А.С действительно находился в контакте с больным осужденным Воронцовым В.М, с диагнозом (данные изъяты), который был переведен на дообследование; так же указано, что осужденный Мартынов А.С. 1 февраля 2021 года был осмотрен врачом (данные изъяты), и ему было назначено лечение по контакту, в период со 2 февраля 2021 г. по 2 мая 2021 г., лечение Мартыновым А.С. получено в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд установил, что не имеются нарушения в коммунально-бытовом обеспечении осужденных ОСУОН ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области, за исключением совмещения сушки для вещей с гардеробом, судом не установлена опасность Мартынову А.С. в заражении (данные изъяты).

Судебная коллегия соглашается с принятым решением в части отказа в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила», принятой 11 января 2006 г. на 952 заседании представителей министров, размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции (пункт 18.1).

Постановлением Европейского Суда по правам человека от 20 октября 2016 г., вынесенным Большой Палатой Европейского Суда по делу «Муршич против Хорватии», жалоба № 7334/13 сформулировано правило: оценка того, имело ли место нарушение требований статьи 3 Конвенции, не может быть сведена к исчислению квадратных метров, которыми располагает заключенный, так как данный подход не учитывает тот факт, что практически лишь всеобъемлющий учет конкретных условий содержания под стражей может дать точную картину реальной жизни заключенных. Если личное пространство, доступное заключенному, не достигает 3 кв. м площади пола в переполненных тюремных камерах, нехватка личного пространства считается столь суровой, что возникает сильная презумпция нарушения требований статьи 3 Конвенции. Бремя доказывания возлагается на государство-ответчика, которое может опровергнуть эту презумпцию, доказав, что имелись факторы, способные адекватно компенсировать недостаток личного пространства.

Приведенная позиция воспроизведена в решении от 17 марта 2020 г. Европейского Суда по правам человека по делу «Шмелев Е.М. и другие против Российской Федерации».

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, норма жилой площади для осужденных в общежитии отряда СУОН ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области в спорный период отбывания наказания Мартыновым А.С. соблюдалась. Площадь спального помещения отряда СУОН составляет 165 к.м., соответственно на одного осужденного приходилась жилая площадь, соответствующая требованиям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (165:48=3,44 кв.м. февраль 2021 г., 165:55=3 кв.м. март 2021 г., 165:54=3,1 кв.м. апрель 2021 г.), что не оспаривалось сторонами.

Требования по содержанию камер и отрядов общежитий изложены в Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 130-ДСП, Своде правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1454/пр.

Как указано в п. 1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Требования по соблюдению нормативов вентиляции жилых помещений отрядов закреплены в СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», действовавшем в оспариваемый период времени содержания Мартынова А.С. в исправительном учреждении.

Согласно пункту 3.2 «СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» вентиляция - это организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах.

В силу пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.

Аналогичные требования содержатся в п. 3.2 СП 336.1325800.2017 «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации».

Из представленных доказательств следует, что общежитие СУОН оборудовано вентиляцией с естественным побуждением, естественный приток воздуха обеспечивается через открывающиеся оконные створки, которыми оборудованы два оконных блока в спальном помещении. Открытие и закрытие оконных створок осуществляется с помощью специального приспособления младшим инспектором отдела режима и надзора в установленное время, либо по необходимости.

Поскольку при рассмотрении дела установлено наличие естественной вентиляции, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истца.

Как установлено п. 4.14 СП 308.1325800.2017 при входе в душевую для осужденных следует предусматривать зону для раздевания, оборудованную вешалками для одежды по числу душевых сеток и отделенную от общего объема помещения душевой перегородкой шириной 0,8 - 1,2 м, исключающей намокание одежды. Допускается предусматривать раздевальные смежные с помещениями душевых для осужденных.

Оценивая доводы истца о нарушении приватности в душевом помещении в связи с отсутствием перегородок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные доводы не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что помывка осужденных осуществлялась регулярно в соответствии с утвержденным графиком.

Ни пунктом 14.8.3 Свода правил 308.1325800.2017, ни Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом РФ 8 ноября 2001 г. № 18/29-395 не закреплена обязанность исправительного учреждения по установке каких-либо перегородок между душевыми сетками.

Наличие в душевых помещениях перегородок Правилами внутреннего распорядка также прямо не предусмотрено. Таким образом, отсутствие таких перегородок само по себе не свидетельствует о нарушении условий содержания административного истца под стражей, за которое подлежит взысканию компенсация.

Пунктом 14.8.3 Свода правил 308.1325800.2017 предусмотрен, состав и площади помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в ИУ и режимного корпуса ИК особого режима для осужденных ПЛС, помещений производственных мастерских, размещаемых при общежитиях со строгими условиями отбывания наказания, режимных корпусах ИК особого режима для осужденных ПЛС следует принимать в соответствии с таблицей 14.3. Площадь комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, площадь комнаты воспитательной работы и просмотра кинофильмов, групповой психологической работы с осужденным соответствует требованиям пункта 14.8.3 Свода правил 308.1325800.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

Пунктом 30 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285, установлено, что осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. Осужденным, прибывающим в колонии-поселения из зала суда, с целью выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

Пунктом 31 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285 установлено, что в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

Как следует из предмета заявленных требований, Мартынов А.С. не просил признать ненадлежащими условия содержания в местах лишения свободы, в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, не указывал, что медицинская помощь ему оказывалась не в соответствии с медицинскими стандартами и не в полном объеме.

Материалами дела с необходимыми достоверностью и полнотой подтвержден факт отсутствия угрозы здоровью Мартынова А.С. в спорный период времени, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части является верным и доводами апелляционной жалобы, не содержащей сведений об имеющих юридическое значение фактах, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции, не опровергается.

По существу доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней Мартынова А.С. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, являются его процессуальной позицией, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, получили соответствующую правовую оценку суда и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в апелляционном порядке.

При этом, доводы апелляционной жалобы ФСИН России судебная коллегия находит обоснованными и заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Распорядком дня, утвержденным приказом от 8 февраля 2021 г. № 22-а «Об утверждении распорядка для осужденных» устанавливается время и график питания, утверждаемый начальником исправительного учреждения. Прием пищи производится согласно распорядку дня поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой, раздаточном помещении на объектах работы. На завтрак, обеденный перерыв и ужин осужденным отводится по 60 минут. Прием пищи для содержащихся в строгих условиях, карантинном отделении, стационаре медицинской части - в специально оборудованных помещениях. Доставка горячей пищи в камеры и помещения осуществляется в специально выделенных термосах. Для обеспечения питания осужденных в помещении отряда оборудуется комната для хранения и употребления продуктов, приобретенных на собственные средства. Прием пищи в 2 захода в ОСУОН, по 30 минут для каждой группы осужденных.

Из ответа Уполномоченного по правам человека в Иркутской области от 25 мая 2021 г. следует, что ситуация в том, что не соответствует количество столов в комнате для приема пищи количеству человек, отбывающих наказание в отряде, имеет место быть. Осужденные принимают пищу в две смены и лица, питающиеся во вторую смену, часто получают питание холодным, а условия для ее повторного разогрева отсутствуют. Требование об организации надлежащего порядка приема пищи осужденными в отряде строгих условий, было лично озвучено в ходе посещения Уполномоченным по правам человека в Иркутской области временно исполняющем обязанности ФКУ ИК-6 ГУФСИН России пол Иркутской области Малых А.Б. в мае 2021 года. Администрация ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области инициировала процедуру закупки столов для замены уничтоженных предметов мебели и бытовых электроприборов в связи с уничтожением столов самими осужденными.

На основании указанных документов, суд первой инстанции пришёл к выводу, что нарушение в приеме питания за заявленный истцом период с февраля 2021 года по май 2021 года имел место быть, поскольку имело место частое получение питание холодным, а условия для ее повторного разогрева отсутствуют. В связи с чем, взыскал компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Судебная коллегия не может согласиться с принятым решением в части удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из представленной Уполномоченным по правам человека в Иркутской области информации по запросу судебной коллегии, посадочных места за столами в помещении для приема пищи в отряде строгих условий не хватает для одновременного питания всех лиц содержащихся в отряде. Вывод о том, что лица, содержащиеся в отряде строгих условий, могут получать пищу остывшей и при этом отсутствует возможность ее разогреть был сделан сотрудниками аппарата Уполномоченного по причине того, что все опрошенные лица подтвердили, что посадочных мест за столами в комнате для приема пищи в отряде строгих условий не хватает, а кухонная техника для разогрева пищи в отряде строгих условий отсутствует.

Таким образом, из буквального содержания представленной информации следует, что температура пищи осужденных перед раздачей сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека Иркутской области не измерялась, а выводы проверки не подтверждаются документально и основаны на субъективной оценки ситуации проверяющим. В настоящем деле указанная информация не могла являться основанием для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 3 пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее - Правила внутреннего распорядка) осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 20 Правил внутреннего распорядка в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

Согласно пункту 22 Правил внутреннего распорядка, распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение № 6), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

В соответствии с примерным распорядком дня осужденных (Приложение № 6 к Правилам внутреннего распорядка), определено время для приема пищи осужденных: завтрак - до 30 мин., обед - до 40 мин., ужин - до 30 мин.

Установленное распорядком дня, утвержденным приказом от 8 февраля 2021 г. № 22-а время приема пищи в ОСУОН, по 30 минут для каждой группы осужденных, не противоречит Правилам внутреннего распорядка.

Пунктом 14.8.3 Свода правил 308.1325800.2017 предусмотрено, что в общежитиях со строгими условиями отбывания наказания число посадочных мест в комнате хранения продуктов питания и приема пищи следует предусматривать исходя из режима приема пищи в две посадки.

Согласно справке «Коммунально-бытовое обеспечение осужденных в ОСУОН ФКУ ИК -6 ГУФСИН России по Иркутской области» выданной заместителем начальника Нехорошковым Е.Ю. период пребывания в отряде СУОН Мартынов А.С., обеспечивался питанием в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Согласно справке «Организация питания осужденных в ОСУОН ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области» контрольные измерения температуры блюд показали, что температура горячих блюд в термосах из нержавеющей стали изменилась незначительно за время раздачи пищи и соответствовала требованиям Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Из представленных доказательств усматривается, что ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области наделено необходимым инвентарем для поддержания необходимой нормативной температуры блюд.

В подтверждение сроков, времени выдержки тепла и эксплуатации данной посуды, представлены технические условия раздачи пищи.

Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696 утвержден порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно приложению.

В приложении указан порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно п. 93 которого в камеры следственных изоляторов и тюрем, одиночные камеры, единые помещения камерного типа, штрафные изоляторы, помещения отрядов со строгими условиями содержания учреждений УИС пища доставляется в термосах или другой герметически закрывающейся посуде.

Таким образом, организация питания в ОСУОН ФКУ ИК -6 ГУФСИН России по Иркутской области, соответствует требованиям нормативных документов, поскольку прием пищи предусмотрен исходя из режима приема пищи в две посадки, горячая пища доставляется в термосах, позволяющих сохранять тепло в течение продолжительного времени.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации, как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Глава 4 регулирует полномочия прокуроров в сфере надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Они вправе проверять законность нахождения лиц в местах содержания под стражей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, порядка и условий их содержания (статья 32). В этих целях прокуроры вправе посещать в любое время органы и учреждения содержания под стражей, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, возбуждать производства об административных правонарушениях (статья 33). Постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией исправительных учреждений (статья 34).

Порядок и формы осуществления данного прокурорского надзора конкретизированы в приказах Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и от 4 апреля 2016 г. № 199 «Об утверждении Типового положения о прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях».

Согласно пункту 1.1 приказа Генеральной прокуратуры России от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гаупвахтах, предписано ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.

Как следует из истребованных судебной коллегией дополнительных доказательств в период с февраля по май 2021 г. Иркутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения в части порядка организации питания осужденных в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания либо при эксплуатации комнаты приема пищи не выявлялись, меры прокурорского реагирования не применялись.

Согласно журналу приема по личным вопросам руководством учреждения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области осужденных, находящихся в жилой зоне и филиала больница № 1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России жалоб от Мартынова А.С. и иных осужденных на температуру пищи не поступало.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Мартынова А.С. в данной части, в связи с чем принятое решение в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене, с принятием решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2021 г. отменить в части взыскания с Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Мартынова А.С. компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей.

В указанной части принять новое решение, которым отказать во взыскании компенсации морального вреда с Федеральной службы исполнения наказания.

В остальной части решение суда оставить без изменения

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Л.Л. КаракичН.Н. Исакова