Судья Бурдова Е.А. Дело № 33а-542/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июня 2018 года г. Черкесск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Дзыба З.И.,
судей - Негрий Н.С., Езаовой М.Б.,
при секретаре – Бадён И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Зеленчукского района на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Прокурора Зеленчукского района к Администрации Зеленчукского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить проект (схему) организации дорожного движения муниципальных дорог.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Езаовой М.Б., объяснения представителя администрации Зеленчукского муниципального района – ФИО1, прокурора КЧР –Семеновой Ж.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Зеленчукского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о возложении обязанности разработать и утвердить проект (схему) организации дорожного движения муниципальных дорог.
Требования мотивированы тем, что на основании проведенной прокуратурой Зеленчукского района проверкой исполнения законодательства в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности администрацией Зеленчукского муниципального района, по результатам которой 05.07.2017 г., в том числе в связи с отсутствием проекта (схемы) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории муниципального района в адрес главы администрации Зеленчукского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, недопущения их впредь и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В административном иске прокурора указано, что до настоящего времени допущенные нарушения не устранены, схема организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории муниципального района администрацией Зеленчукского района не разработана и не утверждена, в связи с чем, бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 мая 2018 года административное исковое заявление прокурора Зеленчукского района оставлено без удовлетворения по основанию пропуска административным истцом трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
На данное решение суда прокурором Зеленчукского района подана апелляционное представление, в которой указано, что исчисление трехмесячного процессуального срока оспаривания бездействия администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с момента получения прокуратурой Зеленчукского района ответа администрации Зеленчукского района №... 8 августа 2017 года не соответствует требованиям закона, поскольку бездействие администрации является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры в виде представления. Просил решение суда от 14.05.2018 года отменить и вернуть дело на навое рассмотрение.
В возражениях Глава администрации Зеленчукского муниципального района указывает, что прокурор пропустил трех месячный срок для обращения в суд с данным административным иском, в связи с чем, суд обоснованно отказал прокурору в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции прокурор поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней и пояснила, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора в связи с пропуском срока обращения в суд. Поскольку суд первой инстанции не рассматривал требования прокурора по существу, просила решение суда от 14.05.2018 года отменить. Поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель администрации Зеленчукского муниципального района с жалобой не согласилась и пояснила, что в силу отсутствия финансовой возможности до настоящего времени проект (схема) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района не разработана. Полномочия по дорогам и дорожному фонду относятся к каждому сельскому поселению отдельно. Более того, отсутствуют финансирование на проведение дорожных работ в этом году. Начиная с 04.06.2018 года в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ сельскими поселениями заключаются договоры с ООО «СтавропольДорПроект» по поводу разработки проекта (схемы) организации дорожного движения муниципальных дорог. Оговариваются стоимость и сроки проведения работ. Реализация таких проектов осуществляется в несколько этапов. Советом Зеленчукского сельского МР будет произведено финансирование указанных мероприятий. Просила решение Зеленчукского райсуда от 14 мая 2018 года оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции указал на пропуск заявителем процессуального срока, установленного статьей 219 КАС РФ для оспаривания бездействия администрации Зеленчукского муниципального района без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом не устанавливались и не исследовались.
Судебная коллегия не может признать правильным суждение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, без исследования фактических обстоятельств, поскольку вывод о пропуске срока на обращение в суд, сделан без учета обстоятельств, имеющих значение для решения этого вопроса.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Зеленчукского района КЧР была проведена проверка исполнения законодательства в сфере автомобильных дорог. В ходе проверки было установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что отсутствует проект (схема) организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории муниципального района.
По результатам данной проверки прокурором Зеленчукского района 5 июля 2017 года в адрес администрации Зеленчукского муниципального района КЧР вынесено представление об устранении нарушений закона.
8 августа 2017 года администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР на данное представление дан ответ, согласно которому вынесенное представление было рассмотрено на совместном совещании. Также указано, что ввиду отсутствия финансовых средств, схема организации дорожного движения муниципальных дорог находится на стадии разработки, должностное лицо, допустившее нарушение привлечено к дисциплинарной ответственности.
При этом, в течение месяца со дня внесения представления администрацией должны были быть приняты меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. До настоящего времени допущенные нарушения не устранены, схема организации дорожного движения на дорогах местного значения на территории муниципального района администрацией Зеленчукского района не разработана и не утверждена, в связи с чем, бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
По мнению суда первой инстанции, установленный законом трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд следует исчислять с момента получения прокуратурой Зеленчукского района ответа администрации Зеленчукского района №... от 08.08.2017 года, и поскольку прокурор обратился в суд с соответствующим административным исковым заявлением 27 марта 2018 года, предусмотренный статьей 219 КАС РФ срок пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку само по себе направление прокурором представление об устранении нарушений закона с необходимостью сообщения о результатах рассмотрения в прокуратуру района, равно как и уведомление прокурора о его неисполнении не свидетельствует о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением к Администрации Зеленчукского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить проект (схему) дорожного движения муниципальных дорог. Исчисление трехмесячного процессуального срока оспаривания бездействия администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с момента получения прокуратурой Зеленчукского района ответа администрации Зеленчукского района №... 8 августа 2017 года не соответствует требованиям закона, поскольку бездействие администрации является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры в виде представления. На момент обращения прокурора с данным иском в суд, проект (схема) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района, не была разработана.
Более того, из сообщения, направленного администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР в адрес прокурора в ответ на запрос следует намерение администрации Зеленчукского муниципального района КЧР рассмотреть вопрос о финансировании работ по разработке проекта (схемы) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района в третьем квартале 2018 года.
Таким образом, судом первой инстанции в судебном заседании необоснованно было отказано в удовлетворении административного иска только по причине пропуска срока исковой давности без исследования и установления фактических обстоятельств дела (рассмотрения заявленных требований по существу).
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав, считает необходимым отменить решение суда и принять по административному делу новое решение.
В административном исковом заявлении прокурор, ссылаясь на положения ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 43, указывает, что администрацией Зеленчукского муниципального района не принимается достаточных мер по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению возникновения дорожно-транспортных происшествий. Проект (схема) организации дорожного движения необходима для осуществления государственного контроля и надзора за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Неисполнение администрацией Зеленчукского муниципального района требований законодательства влияет на безопасность дорожного движения на указанных дорогах и ущемляет интересы неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, выразившееся в не разработке и не утверждении проекта (схемы) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района, незаконным. Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проект (схему) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 6 ст. 13 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 6 части 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 приведенного закона).
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию является одним из видов работ по содержанию автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 12 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (часть 2 указанной статьи).
Согласно ст. 22 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ч.4 ст. 6 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч.10 ст. 6 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения. В пункте 3 этих Правил основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения указаны, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения; упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Зеленчукского муниципального района, предусмотренной действующим законодательством.
Ссылки администрации Зеленчукского района КЧР на недостаточность финансировании мероприятий по разработке и утверждении проекта (схемы) организации дорожного движения муниципальных дорог не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Зеленчукского района КЧР денежных средств на разработку и утверждение проекта (схемы) дорожного движения муниципальных дорог не освобождает администрацию поселения от решения вопросов местного значения.
При таком положении, административные исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309, пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 мая 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление прокурора Зеленчукского района.
Признать бездействие администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, выразившееся в не разработке и не утверждении проекта (схемы) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района, незаконным.
Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР в течение шести месяцев с момента вступления в силу апелляционного определения суда разработать и утвердить проект (схему) организации дорожного движения на территории Зеленчукского муниципального района.
Председательствующий
Судьи: