ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5431/18 от 14.08.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Новицкая Т.В. дело № 33а-5431/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2018 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Волкова А.Е.

судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.

при секретаре Калининой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика Куксгауз Ирины Венедиктовны, заинтересованных лиц садоводческого товарищества собственников недвижимости «Зеленый Бор», администрации городского поселения Барсово, Сургутского района на решение Сургусткого районного суда ХМАО-Югры от 10 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Куксгауз Ирине Венедиктовне, администрации городского поселения Барсово, Сургутского района о признании незаконными действий и вынесенных постановлений, которым суд постановил:

«Признать действия Куксгауз Ирины Венедиктовны, в период исполнения ею полномочий главы городского поселения Барсово, по изданию постановлений (номер) и (номер) от (дата), а также по заключению с садоводческим товариществом собственников недвижимости «Зеленый Бор» договора безвозмездного пользования (номер) от (дата) на земельные участки с кадастровыми номерами (номер) (площадью 1,4 га.) и (номер)площадью 1,1 га) незаконными.

Взыскать с (ФИО)1 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета г. Сургута.

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителей Куксгауз И.В. – Савицкой О.В., СТСН «Зеленый бор» Дегтярева А.А. и г.п.Барсово, Сургутского района Бажитовой М.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Обухова Р.В., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и считавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском о признании незаконными действия Куксгауз И.В. в период исполнения ею полномочий главы г.п.Барсово по изданию постановлений № 163 и № 164 от 29 июня 2016 года, а также по заключению с СТСН «Зеленый Бор» договора № 11045 от 29 августа 2016 года безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами 86:03:0051609:411 (площадью 1,4 га.) и 86:03:0051609:412 (площадью 1,1 га). Требования мотивированы тем, что на основании обращения Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой установлено, что главой г.п. Барсово Куксгауз И.В. 29 июня 2016 года были изданы постановления № 163 и № 164, которым утверждены схемы расположения земельных участков, площадью 1,1 и 1,4 га по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Барсово, пгт.Барсово, СТСН «Зеленый бор», в территориальной зоне СХ1 (зона садоводческих и огороднических товариществ), в кадастровом квартале 86:03:0051609 с видом разрешенного использования «садоводство». Полагал, что данные постановления были вынесены незаконно - без учета нахождения на территории городского поселения объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», включенного, на основании постановления Правительства ХМАО- Югры № 314-п от 06 сентября 2012 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Указал, что 22 ноября 2012 года ответчики были проинформированы, что при принятии решения о предоставлении земельных участков и осуществления хозяйственной деятельности в границах объекта культурного наследия регионального значения, а также при внесении сведений о границах данного объекта в состав документов территориального планирования, следует принимать во внимание Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30 октября 2012 года № 13-нп, согласно которому утверждены границы объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора», его территория в зависимости от характера разрешенного использования разделена на функциональные зоны. Земельные участки, площадью 1,1 и 1,4 га. расположены в заповедной зоне (А1), в которой запрещается предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории, в том числе для ведения садоводства и огородничества. 29 июня 2015 года Куксгауз И.В., являясь главой г.п. Барсово, приняла участие в заседании комиссии в сфере градостроительной деятельности Сургутского района, по итогам которого принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.п.Барсово, утвержденные решением думы Сургутского района от 04 июня 2009 года № 458 и о включении в данные Правила сведений о местонахождении объектов культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора». На основании решения Думы Сургутского района от 29 июня 2016 года № 950-нпа в указанные Правила были внесены сведения о расположении на территории г.п.Барсово вышеуказанного объекта культурного наследия, положения о характере использования территории объекта культурного наследия, в том числе, о запрещении в границах заповедной зоны (А1) разрушений объектов культурного наследия и культурного слоя, предоставление в собственность (пользование) земельных участков, не связанных с целевым назначением территории.

Несмотря на установленные ограничения по использованию земель в границах указанного объекта культурного наследия, без согласования со Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО- Югры, главой г.п. Барсово Кукснауз И.В. были изданы оспариваемые постановления № 163 и № 164 от 29 июня 2016 года, которыми утверждены схемы расположения указанных земельных участков с целью расширения территории СТСН «Зеленый бор» и ведения садоводства, то есть осуществления хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора». Впоследствии СТСН «Зеленый Бор» поставил спорные земельные участки на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров (номер). (дата) глава г.п. Барсово заключила от имени администрации г.п.Барсово с СТСН «Зеленый бор» договор (номер) безвозмездного пользования на спорные земельные участки площадью 1,1 га с кадастровым номером (номер) и 1,4 га с кадастровым номером (номер) с целью ведения садоводства, которое запрещено в границах заповедной зоны вышеуказанного объекта культурного наследия. Кроме этого, земельные участки были переданы в безвозмездное пользования в нарушение Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 66-ФЗ, Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные акты РФ», а именно в льготном порядке садоводческому объединению, созданному не вновь для удовлетворения потребностей нуждающихся граждан, и состоящих на учете в администрации г.п.Барсово, а существующему СТСН «Зеленый Бор» при отсутствии в его составе граждан, нуждающихся в получении земельных участков для садоводства и огородничества. Порядок определения предельного размера земельного участка, который может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению (исходя из количества членов объединения) администрацией г.п.Барсово не соблюдался. Указанные незаконные действия главы г.п.Барсово Сургутского района Куксгауз И.В., по мнению прокурора, нарушают права и охраняемые законом интересы РФ по использованию земельных участков путем их безвозмездного предоставления без соблюдения процедуры торгов в пользование СН «Зеленый Бор», а также права и охраняемые законом интересы общества и государства в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, проживающих на ее территории, а также права граждан постоянно или временно проживающих в г.Сургуте и Сургутском районе ХМАО-Югры, на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, а также на сохранение и развитие своей культурно национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, природных ландшафтных комплексов, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В судебном заседании заместитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора заявленные требования поддержал.

Административный ответчик Куксгауз И.В. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Куксгауз И.В. в судебном заседании административный иск не признал по доводам, изложенным в возражениях, также указал на пропуск прокурором срока предъявления настоящего административного иска в суд.

Представитель административного ответчика администрации г.п.Барсово Сургутского района в судебном заседании административный иск не признал, доводы представителя административного ответчика Куксгауз И.В. поддержал.

Представитель заинтересованного лица администрации Сургутского района в судебном заседании административный иск прокурора поддержал.

Представитель заинтересованного лица председатель СТСН «Зеленый бор» в судебном заседании административный иск не признал, также поддержал доводы представителя административного ответчика Куксгауз И.В.

Представитель заинтересованного лица - Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном отзыве просил административный иск удовлетворить в полном объеме.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.

С решением суда административный ответчик Куксгауз И.В. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных им требований. Полагает недоказанным факт нахождения спорных земельных участков в заповедной зоне в отсутствие информации о координатах каждой из зон. Указала, что на момент издания постановлений, схемы соответствовали действующим правилам землепользования и застройки, а заключению договора безвозмездного пользования спорными земельным участками предшествовали постановления о согласовании схем. Кроме того, в силу абз.2 п.2 ст.14 Федерального закона N 66-ФЗ в целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Количество членов объединения СТСН «Зеленый Бор» судом не устанавливалось, соответственно, необоснованно сделан вывод о нарушении вышеназванного закона. Просит учесть, что условия, которые исходя из административного иска прокурора, надлежало учитывать при землепользовании, появились только 01 июля 2016 года. Кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений об ограничении или обременении данных земельных участков, категория земель определена как земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство. Правовой акт органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, на территории которого расположен данный объект культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранных зон в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлялся. До настоящего момента в ЕГРП нет сведений том, к какой зоне объекта культурного наследия относятся земельные участки с кадастровыми номерами (номер), (номер). Также указывает на пропуск прокурором процессуального срока для обращения в суд, полагая правильным исчислять его со дня регистрации договора безвозмездного пользования спорного земельного участка, которая была произведена 14 сентября 2016 года.

Представитель административного ответчика администрации г.п.Барсово, Сургутского района также не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указал, что в ЕГРП сведения об объекте культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» внесены декларативно только в августе 2017 года и до настоящего времени данных с отражением всех зон спорного объекта с учетом их площадей и границ не завершена. Кроме того в настоящее время в сведениях кадастровой палаты отсутствуют границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», включенного на основании постановления Правительства от 06 сентября 2012 года № 314-п в единый государственный реестр объектов культур (памятники истории и культуры) народов РФ. Также в публичной карте отсутствуют сведения о расположении зоны А1-заповедная, в которой запрещается предоставление в собственность (пользование) земельных участков с целевым назначением территории. Между административными ответчиками и заинтересованным липом подписано дополнительное соглашение, которым заинтересованному лицу СТСН «Зеленый Бор» запрещено осуществлять любую деятельность, которая может принести какой - либо вред находящемуся на территории земельных участков объекту культурного наследия, СТСН «Зеленый Бор» предупрежден о соблюдении ограничений при освоении земельных участков в границах «Достопримечательного места «Барсова гора». При формировании земельных участков, а также при издании оспариваемых постановлений при визуальном изучении публичной кадастровой карты территории, а также с учетом информации предоставленной администрацией Сургутского района в рамках взаимодействия между администрацией г.п.Барсово и департаментом имущественных земельных отношений администрации Сургутского района местонахождение спорных земельных участков было определено как селетебная зона (В2). Также указал, что административным ответчиком в судебном заседании было сделано устное заявление о необходимости предоставления информации администрацией Сургутского района о времени вступления в силу решения Думы Сургутского района от 29 июня 2016 года № 950, однако данное заявление было проигнорировано и не внесено в протокол заседания, и не получило правовой оценки в решении суда. Тем не менее, информация о вступлении в силу решения №950 свидетельствует о том, что оспариваемые постановления были приняты до внесения изменений в правила землепользования и застройки г.п.Барсово, соответственно являются законными. Решение №950 вступило в законную силу после его опубликования, то есть 01 июля 2016 года путем опубликования в газете «Вестник» в № 27, что подтверждается информацией официального Сайта администрации Сургутского района.

Представитель заинтересованного лица СТСН «Зеленый Бор» также не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указал, что спорные земельные участки были представлены СТСН «Зеленый Бор» с определенными ограничениями, направленными, в том числе, на ограничение использования земельных участков и ведения на них хозяйственной деятельности. В частности, материалами дела установлено, что между административными ответчиками и заинтересованным липом подписано дополнительное соглашение, которым заинтересованному лицу СТСН «Зеленый Пор» запрещено осуществлять любую деятельность, которая может принести какой - либо вред находящемуся на территории земельных участков объекту культурного наследия. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наложении границ выделенных в безвозмездное пользование СТСН «Зеленый Бор» земельных участков н границ зповедной зоны. Напротив, административными ответчиками представлены доказательства и пояснения о том, что представленные земельные участки находятся в селитебной зоне В2, которая позволяет заинтересованному лицу СТСН «Зеленый Бор» осуществлять на них садоводческую деятельность. Находит необоснованными и доводы суда относительно нарушения порядка предоставления земельных участков для безвозмездного пользования и незаконности заключения договора безвозмездного пользования № 11045 от 29 августа 2016 года. Так суд первой инстанции указал, что спорные земельные участки должны были быть предоставлены СТСН «Зеленый Бор» только путем проведения торгов в порядке ст. 39.18 ЗК РФ. Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не основан на нормах действующего земельного законодательства. Так, ни указанная судом норма ЗК РФ, ни специальный Федеральный закон № 66 - ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» от 15 марта 1998 года не содержат ограничений на предоставление земельного участка без проведения торгов, в части вновь образованного, либо действующего товарищества. Таким образом, предоставление земельного участка товариществу было возможно в заявительном порядке.

Прокурором Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых административный истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика и заинтересованных лиц без удовлетворения.

Службой Государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры также представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых её руководитель Кодрашев А.Н. просит решения суда оставить без изменения, доводы апелляционных жалоб без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

На основании обращения Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой установлено, что главой г.п. Барсово Куксгауз И.В. 29 июня 2016 года были изданы постановления №163 и №164, которым утверждены схемы расположения земельных участков, площадью 1,1 и 1,4 га по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п.Барсово, СТСН «Зеленый бор», в территориальной зоне СХ1 (зона садоводческих и огороднических товариществ), в кадастровом квартале (номер) видом разрешенного использования «садоводство».

29 августа 2016 года глава поселения заключила от имени администрации г.п.Барсово с СТСН «Зеленый Бор» договор (номер) безвозмездного пользования на спорные земельные участки площадью 1,1 га с кадастровым номером (номер) и 1,4 га с кадастровым номером (номер) с целью ведения садоводства, которое запрещено в границах заповедной зоны вышеуказанного объекта культурного наследия.

Полагая, что данные постановления были вынесены незаконно, без учета нахождения на территории городского поселения объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», включенного, на основании постановления Правительства ХМАО-Югры № 314-п от 06 сентября 2012 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, прокурор, действуя в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, обратился с настоящим административным иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии доказательств законности действий административного ответчика по изданию постановлений №163 и №164 от 29 июня 2016 года, по заключению договора безвозмездного пользования №11045 от 29 августа 2016 года.

Судебная коллегия усматривает несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела и представленным сторонами доказательствам.

Из материалов дела следует, что Приказом Министерства культуры РФ от 14 ноября 2015 года №1942 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ был зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» и ему присвоен регистрационный (номер).

Решению Думы Сургутского района от 29 июня 2016 года № 950-нпа в Правила землепользования и застройки городского поселения Барсово были внесены сведения, в том числе о расположении на территории поселения вышеуказанного объекта культурного наследия и характере использования территории объекта культурного наследия.

29 июня 2015 года главой администрации г.п.Барсово были изданы оспариваемые постановление №163 и №164.

Впоследствии 11 июля 2016 года СТСН «Зеленый Бор» осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров (номер)

В рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве в части распоряжения земельных участков, расположенных на территории поселения Барсово 03 августа 2016 года администрация Барсово обратилась в администрации Сургутского района с письмом о подготовке проекта договора безвозмездной пользования спорными земельными участками с целью расширения территории СТСН «Зеленый Бор».

29 августа 2016 года г.п.Барсово, в лице его главы, заключен с CTCН «Зеленый Бор» договор №11045 безвозмездного пользования на спорные земельные участки площадью 1,1 га с кадастровым номером (номер) и 1,4 га с кадастровым номером (номер).

31 октября 2016 года между администрацией г.п. Барсово и СТСН «Зеленый Бор» заключено дополнительное соглашение в части изменения вида разрешенного использования спорных земельный участок на «ведение садоводства».

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, что территория, на которой расположены спорные земельные участки, является объектом культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», которое, согласно постановлению Правительства ХМАО-Югры от 06 сентября 2012 года № 314-п, включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ.

Вместе с тем, судебная коллегия находит недоказанным факт нахождения спорных земельных участков в заповедной зоне А1 в отсутствие информации о координатах каждой из зон.

Кадастровый паспорт земельных участков не содержит сведений о наличии ограничений или обременений данных земельных участков, категория земель определена как земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство.

До настоящего момента в ЕГРП отсутствуют сведения том, к какой функциональной зоне объекта культурного наследия относятся земельные участки с кадастровыми номерами (номер), (номер).

Кроме того в сведениях кадастровой палаты отсутствуют границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», включенного на основании постановления Правительства от 06 сентября 2012 года № 314-п в единый государственный реестр объектов культур (памятники истории и культуры) народов РФ.

В публичной карте данные о расположении зоны А1-заповедная, в которой запрещается предоставление в собственность (пользование) земельных участков с целевым назначением территории отсутствуют.

Ссылку суда первой инстанции на решение Думы Сургутского района от 29 июня 2016 года № 950-нпа, которым в Правила землепользования и застройки с.п.Барсово были внесены сведения о расположении на территории г.п.Барсово вышеуказанного объекта культурного наследия, положения о характере использования территории объекта культурного наследия, нельзя признать правильной, поскольку внесенные им изменения в правила землепользования и застройки начали действовать только с 01 июля 2016 года (после официального опубликования, источник публикации газета «Вестник», официальный выпуск №27 от 01 июля 2016 года).

При рассмотрении вопроса о незаконности заключения договора безвозмездного пользования № 11045 от 29 августа 2016 года суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение требований Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» спорные земельные участки были предоставлены главой администрации г.п. Барсово без проведения торгов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, поименованы в пункте 8 статьи 39.15 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Данные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований отказа.

В силу статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан; регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно; списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном ЗК РФ.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что передача спорных земельных участков была произведена с соблюдением порядка, предусмотренного ст.14 Федерального закона № 166-ФЗ, определяющей предельный размер земельного участка, который может быть предоставлен в безвозмездное пользование.

Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционных жалоб административных ответчиков и заинтересованного лица о пропуске прокурором ХМАО-Югры срока обращения в суд с административным иском.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Учитывая, что обращение руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры в надзорном органе зарегистрировано 02 ноября 2017 года, а прокурор обратился в суд с иском 06 февраля 2018 года, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представлено, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд прокурор не обращался, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований у суда первой инстанции для удовлетворения заявленных прокурором требований по причине пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сургусткого районного суда ХМАО-Югры от 10 апреля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Куксгауз Ирине Венедиктовне, администрации городского поселения Барсово, Сургутского района о признании незаконными действий и вынесенных постановлений оставить без удовлетворения.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи Погорельцева Т.В.

Степанова М.Г,