Судья Анофрикова С.Н. | Дело № 33а-543/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Чаднова О.В. |
и судей | Ерютина К.И., Гончаровой Н.В., |
при секретаре | Храмовой А.М. |
15 марта 2018 года в г. Петропавловске-Камчатском рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора Лунякина С.С. на определение Елизовского районного суда Камчатского края от 15 января 2018 года, которым постановлено:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Камчатского края» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., объяснения представителя административного истца Федорук И.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Елизовского городского прокурора Бляхер А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Камчатского края» (далее - Управление) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать проведение работ по оборудованию пешеходного перехода на участке автомобильной дороги 22 км + 590 м «Елизово - Паратунка» стационарным электрическим освещением.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на пешеходном переходе на участке автомобильной дороги 22 км + 590 м «Елизово - Паратунка» отсутствует стационарное наружное освещение. Участок автомобильной дороги находится в оперативном управлении Управления.
В судебном заседании представитель Управления Спиренкова Е.Ю. полагала, что производство по дело подлежит прекращению, в связи с тем, что заявленные требования должны рассматриваться и разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.
Не рассматривая дело по существу, суд постановил указанное определение.
В апелляционном представлении представитель административного истца Лунякин С.С., ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит определением суда первой инстанции отменить, а дело возвратить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Производство по административному делу прекращается, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, а разрешается в ином судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения согласно п. 6 ст. 12 этого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Камчатского края в силу ст. 6 Закона Камчатского края от 11 июня 2009 года № 285 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности» отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти Камчатского края, уполномоченного в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности.
Таковым органом является Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края (п. 1.1 постановления Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 445-П «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края»).
В полномочия Министерства входит, в том числе: реализация региональной политики в Камчатском крае в области транспорта и дорожного строительства; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Министерство имеет подведомственные краевые учреждения и предприятия для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
Из материалов дела следует, что заместитель Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к КГКУ «Камчатуправтодор», в котором просил признать незаконным бездействие Учреждения в необеспечении стационарнымэлектрическим освещением пешеходного перехода на участке автомобильной дороги 22 км + 590 м «г. Елизово – с. Паратунка», указывая на нарушение прав граждан на безопасность дорожного движения.
Согласно Уставу КГКУ «Камчатуправтодор», Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 30 ноября 2010 года № 585-РП, его учредителем является Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края.
В соответствии с п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, то есть КГКУ «Камчатуправтодор» создано для реализации отдельных полномочий Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края в установленной сфере деятельности.
В силу п. 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Камчатского края, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 20 июня 2011 года № 245-П, организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия: 1) оценка технического состояния автомобильных дорог; 2) разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; 3) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; 4) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Камчатского края», осуществляется указанным учреждением.
Таким образом, данный спор возникает из публичных правоотношений по обеспечению органами исполнительной власти прав граждан на безопасность дорожного движения, в связи с чем подлежит рассмотрению по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ, при этом КГКУ «Камчатуправтодор» наделено отдельными публичными полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе по выполнению работ по их строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию, поэтому его действия (бездействие), связанные с реализацией этих полномочий, подлежат оспариванию в порядке, установленном КАС РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции, что заявленный к рассмотрению административный иск подлежит рассмотрению и разрешению в исковом порядке по нормам гражданского судопроизводства, не может быть признан верным, в связи с чем обжалуемое определение от 15 января 2018 года подлежит отмене с направлением дела в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 310, 311, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Елизовского районного суда Камчатского края от 15 января 2018 годаотменить.
Административное дело по административному иску заместителя Елизовского городского прокурора к краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Камчатского края» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении стационарным электрическим освещением пешеходного перехода на участке автомобильной дороги 22 км + 590 м «г. Елизово – с. Паратунка», возложении обязанности устранить допущенное нарушение, возвратить в Елизовский районный суд Камчатского края для рассмотрения по существу
Председательствующий
Судьи