ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5442/19 от 19.06.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Зорина О.А. Дело № 33а-5442/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ковалюк Л.Ю.,

судей Титовой В.В.Бакланова Е.А.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Акционерного общества «Свердловское» на решение Хабарского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества «Свердловское» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай, Мысик М. М. об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия

установила:

акционерное общество «Свердловское» (далее – АО «Свердловское», Общество) обратилось в суд с административным иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай) о признании незаконными предписаний от ДД.ММ.ГГ***, № ***, № *** и постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГ***. Заявленные требования обоснованы тем, что на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ***-*** от ДД.ММ.ГГ в отношении АО «Свердловское» была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой оформлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ*** и выданы следующие предписания: предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому Обществу предписано произвести ремонт, либо ликвидационный тампонаж скважин АБ - 30/87, АБ -100/87, АБ - 161/87, АБ - 27/87, АБ - 98/87, АБ - 99/87; предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГ*** согласно которому Обществу предписано в срок до ДД.ММ.ГГ составить и согласовать с Территориальным органом Распорядителя недр проект на бурение разведочно - эксплуатационных скважин; предписание от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому Обществу предписано в срок до ДД.ММ.ГГ пробурить разведочно - эксплуатационные скважины, провести в них опытно -фильтрационные работы. Кроме того, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай Бережной Л.Н.ДД.ММ.ГГ вынесено постановление о привлечении АО «Свердловское» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Указанные предписания и постановление являются незаконными в связи с тем, что у административного истца не имеется на праве собственности либо аренды скважин АБ - 30/87, АБ -100/87, АБ - 161/87, АБ - 27/87, АБ - 98/87, АБ - 99/87; имеется составленный проект на бурение разведочно-эксплуатационных скважин, прошедший государственную экспертизу; разведочно-эксплуатационные скважины пробурены и в них проведены опытно-фильтрационные работы.

К участию в деле в качестве административного ответчика ДД.ММ.ГГ привлечен Мысик М.М. (л.д. 65).

Определением Хабарского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2019 года производство по делу по административному иску АО «Свердловское» к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Мысик М.М. прекращено в части оспаривания постановления *** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и признания незаконными предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***

Решением Хабарского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе АО «Свердловское» просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

В возражениях относительно апелляционной жалобы административные ответчики Мысик М.М. и Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай просят оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и <адрес>Рожкова О.А. и административный ответчик Мысик М.М. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что в настоящий момент оспариваемое предписание выполнено административным ответчиком в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание от 03 августа 2018 года принято уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке и сроки, не противоречит закону и не нарушает прав административного истца.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на законе и обстоятельствах дела.

Пунктом 1 части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно частям 1, 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 22 Закона «О недрах» предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года № 98 утверждены Правила охраны подземных водных объектов. Пунктом 16 данных Правил установлено, что ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляется пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Свердловское» выдана лицензия на право пользования недрами *** с целевым назначением: разведка и добыча технических подземных вод на Свердловском-1 участке для орошения земель АО «Свердловское» в Хабарском районе, зарегистрированная Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, номер в реестре ***, срок действия - до ДД.ММ.ГГ. Предоставленный в пользование участок недр имеет статус горного отвода. Границы участка недр ограничены угловыми точками и представлены в Приложении 1 к лицензии ***.

Согласно пп. «а» п. 5.2 лицензии *** (Приложение 1) По охране окружающей среды и недр Недропользователь обязуется соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах горного отвода в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

В пп. «в» п. 5.2 лицензии *** (Приложение 1) По охране окружающей среды и недр указано, что Недропользователь обязуется осуществлять в кратчайшие сроки ликвидацию, ремонт аварийных скважин, находящихся на баланс Недропользователя.

На основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ***-ОД от ДД.ММ.ГГ в отношении АО «Свердловское» была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой оформлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ***.

В акте проверки №*** указано, что в ходе натурного осмотра территории установлено, что скважины АБ - 30/87, АБ – 100/87, АБ – 161/87, АБ - 27/87, АБ - 98/87, АБ - 99/87 выведены из эксплуатации 6 лет назад. Ремонт, консервация, либо ликвидационный тампонаж скважин не произведен.

Предписанием №*** от ДД.ММ.ГГ на АО «Свердловское» возложена обязанность произвести ремонт, либо ликвидационный тампонаж скважин АБ - 30/87, АБ – 100/87, АБ – 161/87, АБ - 27/87, АБ - 98/87, АБ - 99/87, в срок до ДД.ММ.ГГ.

По данному факту пользования Обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № *** от ДД.ММ.ГГ, АО «Свердловское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 18 марта 2018 года постановление от 10 октября 2018 года оставлено без изменения, жалоба АО «Свердловское» - без удовлетворения.

Оценивая предписание №*** от ДД.ММ.ГГ на предмет соответствия его формы и содержания требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенные в нем требования содержат конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнить оспариваемое предписание ввиду отсутствия скважин опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами. Кроме того акт проверки № *** от ДД.ММ.ГГ и актам на производство ликвидационного тампонажа от ДД.ММ.ГГ Обществом проведен ликвидационный тампонаж скважин АБ - 30/87, АБ – 100/87, АБ – 161/87, АБ - 27/87, АБ - 98/87, АБ - 99/87.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основано на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Хабарского районного суда Алтайского края от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Свердловское» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи