Апелляционное определение
г. Тюмень | |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Галяутдиновой Е.Р., ФИО2, |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика негосударственного образовательного учреждения «Спортивно-стрелковый клуб «Тюменец» на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от <.......>, которым постановлено:
«Административное исковое заявление удовлетворить.
Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение «Спортивно-стрелковый клуб «Тюменец» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителей административного ответчика негосударственного образовательного учреждения «Спортивно-стрелковый клуб «Тюменец» ФИО4, ФИО5, настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по <.......> (далее также – Управление) обратилось в суд с административным иском к негосударственному образовательному учреждению «Спортивно-стрелковый клуб «Тюменец» (далее по тексту - НОУ «ССК «Тюменец», Учреждение) о его ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указано, что юридическое лицо НОУ «ССК «Тюменец» зарегистрировано <.......> по адресу: ул. Республики <.......>, г. Тюмень, <.......>, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от <.......> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также - Федеральный закон № 7-ФЗ) НОУ «ССК «Тюменец» не были представлены отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее его соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2018, 2019 годы. За нарушения предоставления сведений за 2018 год постановлением мирового судьи судебного участка <.......> Ленинского судебного района г. Тюмени от <.......> НОУ «ССК «Тюменец» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по <.......> в адрес организации направлено письменное предупреждение от <.......> и установлен срок для устранения нарушений до <.......>, которые по день обращения административного истца в суд организацией не устранены, отчетность в Управление не представлена. В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Стороны в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствии, при надлежащем извещении.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое административным ответчиком НОУ «ССК «Тюменец» в лице директора ФИО4 подана апелляционная жалоба. Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит о его отмене и принятии решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что отчетность не сдана по объективным причинам, за 2018 год отчетность не сдана по вине сотрудника Учереждения, посчитавшим, что исполнение административного наказания за непредставление отчетности не влечет обязанности по ее исполнению, за 2019 год - в связи с введением режима повышенной готовности и установлением ограничений на основании Указа Президента Российской Федерации от <.......><.......>. Между тем административный ответчик сдавал отчетность в налоговые органы, уплачивал налоги. <.......> отчетность за 2018, 2019 и 2020 годы сдана в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <.......>, в настоящее время Учреждение продолжает осуществлять деятельность, которая связана с использованием оружия, его ликвидация затронет интересы обучающихся в ней лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объёме, а также дополнительные доказательства, представленные по запросу судебной коллегии, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от <.......><.......>, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <.......><.......> утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее также - Положение).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом № 7-ФЗ, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункты 3, 5 Положения).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от <.......><.......>, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <.......><.......> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», утратившим силу <.......>, в спорный период времени был установлен срок предоставления в уполномоченный орган вышеуказанных сведений - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от <.......><.......>, от <.......><.......> утверждены формы отчетности некоммерческих организаций.
В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Сроки представления отчетности установлены пп. 1.1 п.1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <.......><.......> «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», в соответствии с которым информация, предусмотренная п. 3.1, п.3 ст. 32 Федерального закона от <.......><.......>- ФЗ «О некоммерческих организациях», представляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Пунктом 2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <.......> № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» установлено, что срок предоставления отчетности за 2019 год - не позднее <.......>
Из материалов дела следует, что НОУ «ССК «Тюменец» зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц <.......>.
Организация является образовательным учреждением, осуществляющим деятельность в области спорта и реализующим образовательные программы спортивно-технического образования, дополнительного профессионального образования, и находится по адресу: г. Тюмень, л. Республики, 179/2.
В нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ НОУ «ССК «Тюменец» не представлены отчеты о его деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающие его соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2018, 2019 годы.
По факту непредоставления отчетности за 2018 год постановлением мирового судьи судебного участка <.......> Ленинского судебного района г. Тюмени от <.......> НОУ «ССК «Тюменец» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей. <.......> Управлением в адрес административного ответчика внесено письменное предупреждение по факту непредставления отчетности за 2018, 2019 годы, за неисполнение которого в отношении НОУ «ССК «Тюменец» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 10 ст. 32 Федерального закона от <.......> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что административный ответчик неоднократно в установленный законом срок не исполнял предусмотренную законом обязанность по предоставлению в уполномоченный орган отчетность за 2018, 2019 годы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <.......><.......> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от <.......><.......>, от <.......><.......>-О; Постановления Конституционного Суда РФ от <.......><.......>-П, от <.......><.......>-П).
Действительно, в деятельности НОУ «ССК «Тюменец» допущены нарушения обязательных требований пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от <.......> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», однако, судебная коллегия не установила нарушений в деятельности административного ответчика, которые носили бы грубый характер, являясь неустранимыми, либо повлекли неустранимые последствий для общества и государства.
В настоящем случае необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность для некоммерческой организации, которая в рассматриваемом случае является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона, допущенные некоммерческой организацией нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности административного ответчика и учитывая социальную значимость деятельности организации.
Судом апелляционной инстанции также с достоверностью установлено, что деятельность некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, что следует из представленных административным ответчиком доказательств, в частности книгой учета посещений, сообщением от <.......>, направленным в адрес Управления, о продолжении деятельности, НОУ «ССК «Тюменец» является получателем гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в целях реализации проекта «Спортивно-профориентационный проект Академия страйкбола» по <.......>. Предупреждение, направленное в адрес НОУ «ССК «Тюменец» <.......>, об устранении допущенных нарушений, Учреждением не получено, а было возвращено в Управление за истечением срока его хранения (л.д. 30-34).
<.......> предусмотренные законом сведения НОУ «ССК «Тюменец» представлены в Управление, что подтверждается представленными по запросу судебной коллегии сведениями, поступившими как от Управления Министерства Юстиции РФ по <.......>, так и от НОУ «ССК «Тюменец».
Основанием для обращения Управления с административным иском о ликвидации НОУ «ССК «Тюменец» явилось непредставление последним вышеуказанной отчетности за 2018, 2019 годы в нарушение требований пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в том числе после направления в его адрес соответствующего предупреждения.
Вместе с тем судебной коллегией установлено, что Учреждением исполнена обязанность по представлению ежегодной отчетности, предусмотренной пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, с нарушением установленного закона срока, что само по себе, в силу вышеприведенных положений закона, не влечет безусловную ликвидацию данного юридического лица.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции не руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от <.......><.......>-П, и пришел к ошибочному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду того, что НОУ «ССК «Тюменец» допущены неоднократные нарушения в виде непредставления информации и отчетности.
По мнению, судебной коллегии, выявленные административным истцом нарушения, не могли являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер, и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г.Тюмени от <.......> отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по <.......> о ликвидации негосударственного образовательного учреждения «Спортивно-стрелковый клуб «Тюменец», об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: