Судья Жохова С.Ю. | Дело №33а-547/2019 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,
при секретаре Романовой Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 22 января 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, заместителю главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район ФИО2, комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о признании постановления администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 24 августа 2018 года №422 «Об отклонении предложения о внесении изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области» недействительным с момента его опубликования, обязании администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области изменить Генеральный план Пригородного сельского поселения и включить земельный участок в границы населенного пункта села Выголово Нерехтского района Костромской области отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО3, поддержавших апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о признании постановления администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 24 августа 2018 года №422 «Об отклонении предложения о внесении изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области» недействующим с момента его публикации, обязании ответчика включить земельный участок с кадастровым номером № в границы населенного пункта села Выголово Нерехтского района Костромской области.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. 19 июня 2018 года он обратился в комиссию по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о включении данного земельного участка в границы населенного пункта села Выголово Нерехтского района Костромской области. Постановлением от 24 августа 2018 года №422 предложение о включении земельного участка в границы населенного пункта села Выголово Нерехтского района Костромской области отклонено. Причины, по которым отклонено предложение, считает незаконными и несоответствующими действительности. В соответствии с п. 25 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» допускается включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам этого населенного пункта. Вывод, что населенный пункт с. Выголово Нерехтского района Костромской области является неперспективным, необоснован. Не соответствует действительности и вывод о том, что отсутствуют подъездные пути, так как имеется подъездной путь от населенного пункта Сахареж Ярославской области и имеется возможность реализовать подъездной путь от садового товарищества «<данные изъяты>», которое расположено в 30 м от принадлежащего административному истцу земельного участка, а также в шаговой доступности находится железнодорожная станция разъезд «Сахареж». Отсутствие газификации не может являться основанием для отклонения предложения о включении земельного участка в черту населенного пункта, так как имеются альтернативные способы отопления. В своем заявлении он просил перевести его земельный участок из категории сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта и установить вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года №2017-ФЗ проход, проезд, снабжение тепловой, электрической энергией, водой, газом, охрана и другие потребности реализуются СНТ за счет взносов членов СНТ, и к этим расходам администрация не имеет никакого отношения. Требование проведения кадастровых работ и изготовления проекта планировки территории ничем не обусловлено. Мероприятия по включению земельного участка в границы населенного пункта подразумевают кадастровые работы и изготовление проекта планировки территории.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО2, комиссия по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, администрация Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, ФИО5
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске и приведенным в суде первой инстанции. Указывает также, что Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 г. №151-р, предписывает регионам расширение сезонного дачного заселения удаленных деревень. Кроме того, административные ответчики не учитывают наличие действующего СНТ «<данные изъяты>», расположенного в нескольких метрах от земельного участка административного истца и которое имеет вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», поэтому развивать данную территорию необходимо именно в направлении использования земель для ведения дачного хозяйства. В селе Выголово имеется 44 домовладения, из которых только 2 используются для постоянного проживания, а остальные - под дачи.
Лица, участвующие в деле, за исключением административного истца ФИО1 и его представителя ФИО3, представителя административного ответчика администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО4, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, кадастровый квартал №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Право собственности зарегистрировано 29.11.2016 г. В отношении земельного участка зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда на основании договора аренды, заключенного собственником земельного участка и ФИО5, срок действия с 27.10.2017 г. на 2 года.
19 июня 2018 года ФИО1 обратился в администрацию Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую, в котором просил перевести земельный участок с кадастровым номером № из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» с изменением черты населенного пункта: Костромская область, Нерехтский район, с. Выголово, и установлении вида разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства (код классификатора 13.3).
Данное заявление направлено администрацией Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области в комиссию по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехский район для рассмотрения.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 23 октября 2017 года №517 создана комиссия по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее – Комиссия), утвержден Порядок деятельности Комиссии, Порядок внесения изменений в Генеральные планы Волжского, Воскресенского, Емсненского и Пригородного сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
К компетенции Комиссии относятся рассмотрение вопросов по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального района, подготовка проектов внесения изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального района, рассмотрение вопросов, связанных с изменением разрешенного вида использования объектов недвижимости, отклонением от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Согласно п.п. 5, 6 приложения №3 Порядок внесения изменений в Генеральные планы Волжского, Воскресенского, Емсненского и Пригородного сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обращения с предложениями о внесении изменений в Генеральные планы направляются в администрацию муниципального района, предложения о внесении изменений в Генеральные планы подлежат рассмотрению комиссией по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального района, которая обеспечивает подготовку заключения, направляемого главе муниципального района для принятия решения о назначении публичных слушаний. В течение 30 дней со дня поступления в администрацию муниципального района предложений о внесении изменений в Генеральные планы подготавливается заключение о необходимости (либо отсутствии такой необходимости) внесения изменений в Генеральные планы.
Пунктом 7 названного Порядка установлено, что глава муниципального района с учетом заключения, указанного в п. 6, принимает решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план или об отклонении предложений о внесении изменений в Генеральные план с указанием причин отклонения предложений и направляет копию такого решения заявителю.
Решение подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации муниципального района.
Заявление ФИО1, датированное 18 июня 2018 года, о переводе земель из одной категории в другую рассмотрено на заседании комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район 11 июля 2018 года, которой принято решение об отказе в рассмотрении данного ходатайства, так как ранее (27 декабря 2017 года) по аналогичному заявлению ФИО1 было принято решение о нецелесообразности расширения границ населенного пункта с целью перевода земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта.
Комиссией подготовлено заключение от 11 июля 2018 года о нецелесообразности внесения изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, главе муниципального района рекомендовано принять решение об отклонении предложения о внесении изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения муниципального района.
Постановлением заместителя главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО2 от 24 августа 2018 года №422 с учетом заключения комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 11 июля 2018 года, предложение о внесении изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 19 апреля 2012 года №167 «Об утверждении генеральных планов Пригородного, Воскресенского, Емсненского и Волжского сельских поселений муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области» в части включения в границы населенного пункта с. Выголово земельного участка с кадастровым номером № отклонено.
В обоснование указано, что земельный участок не примыкает к существующей границе населенного пункта, расстояние от границы населенного пункта до границы данного земельного участка составляет ориентировочно 500-700 м. При включении в границы населенного пункта земельного участка образуется «анклав», который необходимо будет обеспечить застройкой и инфраструктурой. Данный населенный пункт является неперспективным. На территории с. Выголово отсутствует инфраструктура, объекты социального обслуживания. В с. Выголово зарегистрировано 2 человека. Подъездные пути к земельному участку отсутствуют, необходимо будет строительство дорожной инфраструктуры. В соответствии со схемой газоснабжения и газификации Нерехтского района населенный пункт Выголово не газифицирован. Ближайшая точка подключения к сети газоснабжения расположена в д. Кокошкино, приблизительное расстояние 3,5 – 4 км. При расширении границ населенного пункта необходимо будет провести кадастровые работы по установлению границ населенного пункта, выполнить проект планировки территории, расширяемой границы.
Письмом от 13 сентября 2018 года №03-19/73 ФИО1 направлено приведенное выше постановление.
Разрешая требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления заместителя главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО2 от 24 августа 2018 года №422 незаконным.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленный законом срок и закону не противоречит.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, среди которых выделяются, в частности, земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов.
Пункт 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1); границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (п. 2).
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (п. 6 ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 3).
Установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ).
Порядок разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В силу установленного названной нормой порядка лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, и правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта (ч. 4). Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления составляет заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (ч. 5). Заключение органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта может являться основанием для принятия решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта (ч. 20).
Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта допускается при наличии соответствующего заключения органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области от 04 декабря 2015 года №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» решение вопросов местного значения по градостроительной деятельности на территории Пригородного сельского поселения отнесено к полномочиям муниципального района г. Нерехта и Нерехтствий район Костромской области.
Постановлением главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 23 апреля 2018 года №207 полномочия по рассмотрению и подписанию правовых актов администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район и иных действий, в том числе принятие решения о внесении изменений в Генеральные планы сельских поселений муниципального района делегированы заместителю главы администрации по инфраструктуре ФИО2
Проанализировав вышеизложенные установленные по делу обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, с соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращения и направления заявителю ответа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы несогласие административного истца с содержанием оспариваемого решения само по себе о незаконности последнего не свидетельствует.
Критерии целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов законодателем не установлены. Принятие решений по этому вопросу отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который в данном случае, как усматривается из материалов дела, при принятии оспариваемого решения учитывал, в том числе, расположение земельного участка по отношению к границам с. Выголово, преследуемую административным истцом цель изменения категории земельного участка – осуществление дачного строительства, отсутствие требуемой инфраструктуры. Выводы, положенные в основу отказа в удовлетворении заявления ФИО1, не противоречат положениям закона о том, что сельскохозяйственные угодья, к которым относится и спорный земельный участок, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, вопрос о целесообразности включения или невключения земельного участка административного истца в границы населенного пункта, на чем основаны административный иск и апелляционная жалоба, выходит за рамки полномочий суда, поскольку суд в данном случае не вправе обязывать администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтсткий район Костромской области принять решение о включении земельного участка в границы населенного пункта с. Выголово.
В силу п. 9 ст. 226 и ч. 2 ст. 227 КАС РФ по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица решение об удовлетворении заявленных требований может быть принято в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы заявителя.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупности названных обстоятельств не имеется, суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого решения не свидетельствуют, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: