ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5495/19 от 10.04.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Старков М.В.

Дело № 33а-5495/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Соболевой Т.Е.,

судей

Захаровой О.А.,

Колпаковой А.В.,

при секретаре Петуховой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кубышева Александра Алексеевича об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 06 октября 2017 года,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу

на решение Свердловского областного суда от 16 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения административного истца Кубышева А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Кубышев А.А., являясь арендатором земельного участка, обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: ..., площадью 33 113 кв.м, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 10 927, 29 руб., по состоянию на 06 октября 2017 года, исходя из его принадлежности к четырнадцатой группе видов разрешенного использования, поскольку при определении кадастровой стоимости земельного участка филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области был неверно использован удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный для восьмой группы видов разрешенного использования. Указывает на нарушение своих прав, поскольку размер арендной платы исчисляется муниципальным казенным учреждением «Центр земельного права», исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании административный истец Кубышев А.А. поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Косян А.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители административных ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, заинтересованных лиц администрации города Нижний Тагил, муниципального казенного учреждения «Центр земельного права» в судебное заседание не явились, представили в суд письменные отзывы, в которых заявленные требования не признали.

Решением Свердловского областного суда от 16 января 2019 года постановлено: административное исковое заявление Кубышева А.А. удовлетворить; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером изменить; установить с 06 октября 2017 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06 октября 2017 года в размере 10 927 руб. 29 коп. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 24 сентября 2018 года.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на недоказанность судом имеющих значение для дела обстоятельств и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Судом неверно сделан вывод об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, как относящегося к четырнадцатой группе видов разрешенного использованием, который не соответствует требованиям законодательства. Спорный земельный участок используется по целевому назначению - для рекреации, что позволяет отнести его к восьмой группе видов разрешенного использования, как предназначенный для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

Административным истцом Кубышевым А.А. принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы с указанием о законности и обоснованности решения суда.

Представители административных ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, администрации города Нижний Тагил, муниципального казенного учреждения «Центр земельного права», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, (утратили силу с 01.01.2019), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования (пункт 4). При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13).

Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.3.2).

Пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (утратили силу с 30.10.2017), на основании которых проводилась государственная кадастровая оценка земель города Нижний Тагил по состоянию на 10 августа 2013 года, установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (подпункт 1.2.8); земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (подпункт 1.2.14).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.12.2013 № 3106 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил, по состоянию на 10 августа 2013 года. Приложением № 2 утвержден средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил. Для кадастрового квартала (строка 183), в котором расположен земельный участок с кадастровым номером , утверждены следующие значения удельного показателя (по группам): восьмая группа - земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения - 784 руб. 16 коп. кв.м; четырнадцатая группа - земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами - 0 руб. 33 коп. кв.м.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 10 августа 2013 года в размере 10927 руб. 29 коп. (строка 15817).

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет 06 июня 2013 года, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для продолжения строительства парка, сведения об изменениях, уточнениях, площади земельного участка отсутствуют. Постановлением администрации города Нижний Тагил от 21.09.2017 № 2340-ПА изменен вид разрешенного использования земельного участка с установлением вида разрешенного использования - рекреационные зоны. Также установлено соответствие между видом разрешенного использования «рекреационные зоны» и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «Отдых (рекреация)» (код 5.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор).

Актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области от 06 октября 2017 года установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 25965890 руб. 08 коп., которая внесена в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 06 октября 2017 года, рассчитанная с использованием значения для восьмой группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

Суд первой инстанции на основании установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом исследованных доказательств пришел к обоснованному выводу, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка имело место неправильное определение условия, влияющего на кадастровую стоимость земельного участка, в виде разрешенного использования земельного участка, поскольку для расчета неверно определена и выбрана восьмая группа видов разрешенного использования, что повлекло неправильное применение в расчете соответствующего значения удельного показателя.

На основании изложенного суд первой инстанции правильно указал, что спорный земельный участок в целях расчета кадастровой стоимости следует отнести к четырнадцатой группе видов разрешенного использования, как земельный участок, занятый особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу являются несостоятельными и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку административными ответчиками, заинтересованными лицами в суд первой инстанции не были представлены доказательства, подтверждающие необходимость отнесения спорного земельного участка к восьмой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Не были представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции с учетом требований части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что на спорном земельном участке не осуществляется рекреационная или лечебно-оздоровительная деятельность, а также отсутствуют объекты, осуществляющие указанную деятельность. Администрация города Нижний Тагил в письме от 15 мая 2018 года № 01-06/2679 указывает, что земельный участок предназначен для обустройства мест отдыха населения города с пешими прогулками.

Суд первой инстанции, определяя группу видов разрешенного использования спорного земельного участка, пришел к обоснованному выводу, что кадастровую стоимость земельного участка с видом разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0 Классификатора), который предназначен для обустройства мест отдыха населения города с пешими прогулками, необходимо рассчитывать как для земельного участка, относящегося к четырнадцатой группе видов разрешенного использования - земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего виду разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5.0 Классификатора), к нему относится, в том числе, обустройство мест для занятия спортом, физической культурой пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников; создание и уход за городскими лесами, скверами, а также обустройство мест отдыха в них, что в свою очередь соответствует земельным участкам, занятым особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (подпункт 1.2.14 Методических указаний).

Доводы апелляционной жалобы о необходимости отнесения спорного земельного участка к восьмой группе разрешенного использования построены на неправильном толковании норм материального права, поскольку на земельном участке отсутствуют объекты рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и соответствующая деятельность не осуществляется. Доказательства обратного материалы дела не содержат.

Суд первой инстанции правильно установил новую кадастровую стоимость земельного участка с момента внесения сведений в Единый государственный кадастр недвижимости с 06 октября 2017, и указал датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 24 сентября 2018 года, которая соответствует дате обращения административного истца в суд (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Апелляционная жалоба заинтересованного лица сводится к несогласию с выводами суда, в целом повторяет доводы и правовую позицию, изложенную в судебном заседании, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица по определению кадастровой стоимости земельного участка, исходя из восьмой группы вида разрешенного использования земельного участка, также были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка, которая, по мнению судебной коллегии, является правильной, какие-либо опровергающие доказательства филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу представлены не были.

Апелляционная жалоба не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского областного суда от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи О.А. Захарова

А.В. Колпакова