ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5520 от 21.06.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Кирсанова Н.В. Дело № 33а-5520

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июня 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.

при секретаре Шевченко М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения Приморского края о возложении обязанности провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории пгт. Пограничный, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект по апелляционной жалобе администрации Пограничного городского поселения на решение Пограничного районного суда Приморского края от 14 марта 2018 года, которым административный иск удовлетворен частично. На администрацию Пограничного городского поселения возложена обязанность в срок не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории п.Пограничный Пограничного района обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект - реку Нестеровка, в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителей администрации Пограничного городского поселения ФИО1, ФИО2, Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Герасимова А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности административного ответчика, по результатам которой установлено, что МУП «Коммунсервис», созданное в соответствии с постановлением главы Пограничного городского поселения от 20.12.2006 № , осуществляет оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Пограничного городского поселения. Очистные сооружения администрацией Пограничного городского поселения в МУП «Коммунсервис» не передавались, отсутствуют на территории поселения. МУП «Коммунсервис» осуществляет использование водного объекта - реки Нестеровка в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для цели сброса сточных и (или) дренажных вод. Таким образом, в отсутствие очистных сооружений в водный объект - реку Нестеровка производится сброс неочищенных сточных вод, что в свою очередь приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду. Администрация Пограничного городского поселения до настоящего времени не предприняла мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений, не обеспечила нормативную очистку сточных вод, а также не организовала водоотведение на территории пгт. Пограничный в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе, в части снижения, сбросов загрязняющих веществ, иных вредных веществ и микроорганизмов.

Просит возложить на администрацию Пограничного городского поселения обязанность в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории пгт.Пограничный Пограничного района Приморского края обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект – р. Нестеровка в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Пограничного района Малофеев В.В. исковые требования поддержал.

В судебном заседании глава Пограничного городского поселения ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что первоначально должна быть разработана инвестиционная программа, которая утверждается органом местного самоуправления или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, собственных средств в бюджете Пограничного городского поселения не достаточно для финансирования работ по строительству очистных сооружений. Кроме того, в настоящее время во исполнение решения суда по иску прокурора заключен контракт на 231000000 рублей для строительства систем водоснабжения.

В судебном заседании представитель МУП «Коммунсервис» пояснил, что очистные сооружения необходимы, но административные исковые требования прокурора не признает, поскольку до начала строительства необходимо разработать инвестиционную программу, проект, установить конкретные сроки. Требования прокурора о строительстве очистных сооружений в течении двух лет неисполнимы.

Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация Пограничного городского поселения, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда в части срока его исполнения с вынесением нового решения по делу.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Правоотношения в сфере водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п.14 статьи 2 указанного Федерального закона объект централизованной системы водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.

В судебном заседании установлено, что на территории Пограничного городского поселения централизованное водоснабжение организовано в отсутствие очистных сооружений. МУП «Коммунсервис», учредителем которого является администрация Пограничного городского поселения, осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению на территории Пограничного городского поселения. При этом МУП «Коммунсервис» осуществляет использование водного объекта – реки Нестеровка для цели сброса сточных и ( или) дренажных вод, что приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4 ст. 1 Устава Пограничного городского поселения от 23.08.2005, организация в границах Пограничного городского поселения водоснабжения, водоотведения является вопросом местного значения городского поселения.

Обращаясь с административным исковым заявлением в суд Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор ссылался на то, что администрация Пограничного городского поселения до настоящего времени не предприняла мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений, не обеспечила нормативную очистку сточных вод, а также не организовала водоотведение на территории пгт. Пограничный в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем просил возложить на административного ответчика обязанность в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения в законную силу, провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории п.Пограничный Пограничного района Приморского края.

Удовлетворяя частично административные исковые требования прокурора, и возлагая на административного ответчика обязанность провести мероприятия по строительству очистных сооружений в течении 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу, а не в течении 2 лет как просил прокурор, суд исходил из обоснованности требований прокурора, поскольку на территории Пограничного городского поселения отсутствуют очистные сооружения, в связи с чем в водный объект - реку Нестеровка осуществляется сброс сточных и дренажных вод, и полагал, что в течении 3 лет администрация Пограничного городского поселения с учетом положений ст.ст.9, 15 Бюджетного кодекса РФ сможет осуществить строительство очистных сооружений, учитывал, что согласно ст. 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Из Решения муниципального комитета Пограничного городского поселения №247 от 28 февраля 2018 года «О внесении изменений в решение Муниципального комитета Пограничного городского поселения от 30.11.2017 №218 «О бюджете поселения на 2018 год и плановый период 2019-2010 годы» следует, что дефицит бюджета на 2018 год составляет 4200000 рублей.

Как следует из материалов дела, во исполнение своих полномочий по организации надлежащего водоснабжения на территории поселения администрацией Пограничного городского поселения 18 августа 2017 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения Пограничного городского поселения в рамках реализации государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края на 2013-2020 годы» и муниципальной программы «Развитие системы водоснабжения Пограничного городского поселения на 2016-2019 годы», срок выполнения работ 32 месяца, контракт действует до 21 мая 2020 года, цена контракта 231223257,45 рублей.

С учетом дотационности бюджета указанный муниципальный контракт заключен с привлечением средств краевого бюджета. Доля финансирования составляет: средства краевого бюджета 80%, Пограничного городского поселения -20%. Затраты из бюджета Пограничного городского поселения на выполнение контракта составят 4702000 рублей.

Как следует из пояснений представителя администрации Пограничного городского поселения, который не отрицал в судебном заседании необходимость строительства очистных сооружений, с учетом дотационного бюджета поселения строительство очистных сооружений возможно только путем участия в соответствующих государственных программах с привлечением средств краевого бюджета либо через инвестиционную программу, связанную с утверждением тарифов.

Из положений ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», следует, что для целей строительства необходимо разработать инвестиционную программу. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов; решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Инвестиционная программа должна содержать в том числе, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы.

Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, до начала осуществления мероприятий по строительству очистных сооружений необходимо техническое задание на разработку инвестиционной программы, разработать инвестиционную программу, которая должна быть утверждена уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, заключить контракт на разработку проекта строительства, и иметь собственные средства.

Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что исходя из сроков действия заключенного муниципального контракта на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения Пограничного городского поселения, с учетом необходимости разработки технического задания, инвестиционной программы, проекта строительства, соблюдения процедур, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приступить к началу строительства очистных сооружений возможно не ранее 2024 года.

При таких обстоятельствах, с учетом дотационного бюджета муниципального образования, необходимости проведения мероприятий по соблюдению порядка и процедур, предшествующих началу строительства очистных сооружений (разработки технического задания, инвестиционной программы, подлежащей утверждению, соответствующим органом) судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы административного ответчика о неисполнимости решения суда и требований прокурора построить очистные сооружения в течении 3 или 2 лет (как указано в иске), и об отсутствии финансовой возможности у городского поселения участвовать в иных государственных программах (в целях строительства очистных сооружений) до исполнения муниципального контракта от 18 августа 2017 года, то есть до 2020 года, заключенного в рамках государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2020 годы».

В административном исковом заявлении прокурором не приведено каких либо обоснований о необходимости и возможности строительства очистных сооружений в срок именно не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу, не указано в каком порядке возможно осуществление строительства очистных сооружений в указанный срок, и не приведено доказательств возможности построить очистные сооружения в отсутствие инвестиционной программы, что предусмотрено ст.40 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Учитывая вышеизложенное судебная коллегия полагает, что административные исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Пограничного городского поселения в срок, не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории поселения являются преждевременными, а кроме того, необоснованными и неисполнимыми в указанный в иске срок.

Кроме того, необходимо учитывать следующее.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

С учетом указанных положений Конституции Российской Федерации, возложение на администрацию городского поселения обязанности построить очистные сооружения в срок не позднее 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу, принятое без учета необходимости решения административным ответчиком и иных вопросов местного значения, в том числе по организации надлежащего водоснабжения, направлено на ограничение права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В соответствии ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов.

Прокурор в обоснование своей позиции по делу ссылается на то, что в муниципальный контракт от 18 августа 2017 года на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения должны были включить мероприятия по охране окружающей среды.

Как следует из пояснений представителя административного истца и прокурора, в указанный контракт от 18 августа 2017 года такие природоохранные мероприятия не были включены в связи с недостаточностью финансовых средств. Однако, данное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для удовлетворения настоящих административных исковых требований. Несмотря на то, что в указанный контракт не включены мероприятия по охране окружающей среды, контракт является действующим. При таких обстоятельствах, мероприятия по охране окружающей среды подлежат включению в техническое задание на разработку инвестиционной программы, связанной со строительством очистных сооружений.

Согласно разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым. Восстановление и (или) защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт неисполним.

Учитывая вышеизложенное, решение суда о возложении обязанности построить очистные сооружения в срок не позднее трех лет со дня вступления в законную силу решения суда, является неисполнимым, необоснованным, его нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе Владивостокскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения о возложении обязанности провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории пгт. Пограничный, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект в срок не позднее 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Пограничного районного суда Приморского края от 14 марта 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Владивостокскому межрайонному природоохранному прокурору Приморского края к администрации Пограничного городского поселения Приморского края о возложении обязанности отказать.

Председательствующий

Судьи