ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5532/2021 от 05.08.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 августа 2021 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Дорохиной Т.С., Трифоновой О.М.,

с участием прокурора Андреева А.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ташлинскому району Оренбургской области Гаусс А.В. к Музалёву С.М. о продлении административного надзора и установлении дополнительных ограничений по апелляционному представлению прокуратуры Ташлинского района Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Начальник ОМВД России по Ташлинскому району Оренбургской области Гаусс А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Музалёв С.М., (дата) рождения, приговором Ташлинского районного суда Оренбургской области от 18 декабря 2013 г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ***, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в колонии общего режима.

19 марта 2015 г. постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга Музалёв С.М. переведен с общего режима в колонию поселение. 12 ноября 2015 г. постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга Музалёву С.М. неотбытая часть наказания заменена на ограничение свободы сроком на 1 год 6 месяцев 14 дней. (дата) Музалёв С.М. освобожден из мест лишения свободы. 26 февраля 2018 г. решением Ташлинского районного суда Оренбургской области в отношении Музалёва С.М. установлен административный надзор сроком на 2 года. 13 марта 2018 г. Музалёв С.М. поставлен на учет в ОМВД России по Ташлинскому району с заведением дела административного надзора. 27 февраля 2019 г. решением Ташлинского районного суда Оренбургской области административный надзор в отношении Музалёва С.М. продлен сроком на 4 месяца, то есть до 13 июля 2020 г. 21 мая 2020 г. Музалёв С.М. приговором Ташлинского районного суда Оренбургской области признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по *** и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца. 23 июля 2020 г. решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области в отношении Музалёва С.М. установлен административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 18 сентября 2023 г.,установлены следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого помещения являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 до 06 часов; обязательная явка 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрет пребывания в местах общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции. Срок административного надзора постановлено исчислять с момента постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

(дата) Музалёв С.М. освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания. 23 марта 2020 г. Музалёв С.М. поставлен на учет в ОМВД России по Ташлинскому району как лицо, в отношении которого установлен административный надзор с заведением дела административного надзора. В период нахождения под административным надзором Музалёв С.М. в течение одного года совершил три административных правонарушения, посягающие на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность

Административный истец просил суд продлить Музалёву С.М. административный надзор сроком на 2 месяца, то есть до 18 ноября 2023 г. и установить дополнительное ограничение в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации на весь период административного надзора с сохранением административных ограничений, установленных ему ранее..

Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2021 г. в отношении Музалёва С.М. заменено установленные решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2020 г. ограничения в виде обязательной явки в ОВД по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц на дополнительное ограничение в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации с сохранением административных ограничений, установленных ему ранее. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

С таким решением прокуратура Ташлинского района Оренбургской области не согласилась. В апелляционном представлении просит решение суда изменить. В резолютивной части решения дополнить ФИО1 административные ограничения, ранее установленные решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2020 г. административным ограничением в виде дополнительной явки 1 раз в месяц (всего 3 раза в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Андреев А.В. доводы апелляционного представления поддержал.

Административный истец Начальник ОМВД России по Ташлинскому району Оренбургской области Гаусс А.В., административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64) в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 2, 6 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).

Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, (дата) рождения, приговором Ташлинского районного суда Оренбургской области от 18 декабря 2013 г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ***, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в колонии общего режима.

19 марта 2015 г. постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга ФИО1 переведен с общего режима в колонию поселение.

12 ноября 2015 г. постановлением Дзержинского районного суда г.Оренбурга ФИО1 неотбытая часть наказания заменена на ограничение свободы сроком на 1 год 6 месяцев 14 дней.

(дата) ФИО1 освобожден из мест лишения свободы.

26 февраля 2018 г. решением Ташлинского районного суда Оренбургской области в отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на 2 года.

13 марта 2018 г. ФИО1 поставлен на учет в ОМВД России по Ташлинскому району с заведением дела административного надзора.

27 февраля 2019 г. решением Ташлинского районного суда Оренбургской области административный надзор в отношении ФИО1 продлен сроком на 4 месяца, то есть до 13 июля 2020 г.

21 мая 2020 г. ФИО1 приговором Ташлинского районного суда Оренбургской области признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по *** и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца.

23 июля 2020 г. решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области в отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 18 сентября 2023 г. Установлены следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого помещения являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 до 06 часов; обязательная явка 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрет пребывания в местах общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции. Срок административного надзора постановлено исчислять с момента постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

(дата) ФИО1 освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания.

23 марта 2020 г. ФИО1 поставлен на учет в ОМВД России по Ташлинскому району как лицо, в отношении которого установлен административный надзор с заведением дела административного надзора.

В период нахождения под административным надзором ФИО1 в течение одного года совершил три административных правонарушения, посягающие на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность.

12 октября 2020 г. постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

15 октября 2020 г. постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

24 февраля 2021 г. постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Указанные выше постановления в установленный законом срок не обжалованы, вступили в законную силу.

Таким образом, в период административного надзора ФИО1 трижды привлекался к административной ответственности, посягающие на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность.

Суд первой инстанции дополнил ранее установленные административные ограничения, поскольку ФИО1 нарушает возложенные на него решением суда ограничения.

Вместе с тем, суд не усмотрел основания для продления срока административного надзора, в связи с тем, что административный надзор, установленный решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2020 г., установлен на весь срок погашения судимости по приговору Ташлинского районного суда Оренбургской области от 21 мая 2020 г.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для продления административного надзора и установления дополнительных административных ограничений.

Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающим внимание доводы апелляционного представления по следующим основаниям.

Согласно статье 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи (часть 2).

В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом (часть 3).

Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения, в том числе обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).

При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.

Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).

Из анализа требования законодательства об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что суд может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ замена ранее установленных административных ограничений, в том числе в части количества явок для регистрации, не предусмотрена.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда необходимо изменить, дополнить ФИО1 административные ограничения, ранее установленные решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2020 г. административным ограничением в виде дополнительной явки 1 раз в месяц (всего 3 раза в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2021 г. изменить.

Изменить резолютивную часть решения суда в части установления административных ограничений следующим содержанием:

«Дополнить ФИО1 административные ограничения, ранее установленные решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 июля 2020 г. административным ограничением в виде дополнительной явки 1 раз в месяц (всего 3 раза в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

В остальной части решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 мая 2021 г. оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: