БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33а-5546/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 01 декабря 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Богданова А.П.,
при секретаре Долбня К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.Л.Ю. к администрации Белгородского района, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района об обязании передать протокол заседания комиссии в орган по рассмотрению ходатайств о награждении граждан
по апелляционной жалобе Ч.Л.Ю.
на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 10 августа 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., пояснения Ч.Л.Ю. и ее представителя Кулабухова Т.И., поддержавших приведенные в апелляционной жалобе доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГЧ.Л.Ю. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Белгородского района с заявлением, в котором просила рассмотреть свою кандидатуру для награждения медалью «<данные изъяты>», т.к. она воспитывает <данные изъяты> несовершеннолетних детей.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией при главе администрации Белгородского района по награждению матерей из многодетных семей почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» было принято решение о награждении Ч.Л.Ю. почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени ко <данные изъяты> в ноябре месяце, т.к. старшему ребенку в <данные изъяты> г. исполняется <данные изъяты> лет и заявление подано позже других кандидатур.
До настоящего времени данный протокол ответчиками не передан в орган, уполномоченный Губернатором Белгородской области, по рассмотрению ходатайств о награждении граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения администрации Белгородского района истице письменно разъяснено, что в связи с изменением ч. 1 Закона Белгородской области № 124 от 16.07.2012 она не подпадает под критерии Закона по награждению, т.к. дети <данные изъяты> были рождены не на территории Белгородской области.
Дело инициировано искомЧ.Л.Ю., которая просила обязать администрацию Белгородского района Белгородской области и УСЗН администрации Белгородского района передать в отношении нее выписку из протокола №1 заседания комиссии по награждению матерей из многодетных семей почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» в орган, уполномоченный Губернатором Белгородской области по рассмотрению ходатайств о награждении граждан.
В судебном заседании Ч.Л.Ю. поддержала заявленные требования. В обоснование сослалась на то, что внесение изменений в Закон Белгородской области «О наградах Белгородской области» произошло после подачи заявления о награждении и рассмотрения документов комиссией при Главе администрации Белгородского района, в соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; предполагаемое время награждения - ноябрь месяц так же не может служить основанием для отказа, поскольку решение о награждении было принято по прежней норме закона.
Представитель администрации Белгородского района заявленные требования не признала, так как решение о награждении принимает, не администрация Белгородского района, а администрация Белгородской области, оснований для передачи наградных документов согласно действующей редакции Закона Белгородской области «О наградах в Белгородской области» не имеется; орган местного самоуправления оформляет только ходатайства о награждении.
Представитель УСЗН администрации Белгородского района в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представила письменные возражения.
Решением суда заявленные требования отклонены.
В апелляционной жалобе Ч.Л.Ю. содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении заявления.
В связи с введением в действие с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке гл. 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Белгородской области от 16.07.2012 № 124 «О наградах Белгородской области» в редакции, действовавшей на день обращения Ч.Л.Ю. с заявлением, почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» награждались многодетные матери, родившие (усыновившие) и достойно воспитывающие несовершеннолетних детей, ответственно относящиеся к семье, выполнению родительского долга и ведущие добропорядочный образ жизни, проживающие на территории области не менее пяти лет.
Часть 1 ст. 6 Закона Белгородской области от 16.07.2012 года №124 «О наградах Белгородской области» в редакции Закона Белгородской области от 28.04.2014 № 272 устанавливает, что Почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» награждаются матери, родившие (усыновившие) трех и более детей на территории Белгородской области, проживающие на территории Белгородской области не менее 20 дет, достойно воспитывающие несовершеннолетних детей, ответственно относящиеся к семье, выполнению родительского долга и ведущие добропорядочный образ жизни.
В силу ст. 11 названного Закона ходатайства о награждении наградами Белгородской области, за исключением ходатайств о награждении нагрудными знаками «Отличник государственной гражданской службы Белгородской области» и «Отличник муниципальной службы в Белгородской области», могут представляться государственными органами Белгородской области и органами местного самоуправления, профсоюзными и иными общественными организациями, а также трудовыми коллективами. Ходатайства о награждении почетным знаком «<данные изъяты>» представляются в периоды с 1 декабря до 1 марта и с 15 мая до 1 сентября.
Ходатайства о награждении наградами Белгородской области, представляются в орган, уполномоченный Губернатором Белгородской области.
Ходатайства о награждении оформляются в письменной форме и должны содержать: в отношении гражданина - биографические сведения, сведения о гражданстве, а также краткое описание достижений и заслуг, ранее не отмеченных наградами Белгородской области; в отношении группы граждан - биографические сведения членов группы, сведения о группе, а также краткое описание ее достижений и заслуг, ранее не отмеченных наградами Белгородской области; в отношении творческого или трудового коллектива - сведения о коллективе и краткое описание его достижений и заслуг, ранее не отмеченных наградами Белгородской области; в отношении организации - сведения об организации (в том числе о ее местонахождении) и краткое описание ее достижений и заслуг, ранее не отмеченных наградами Белгородской области. Ходатайства о награждении почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» должны также содержать сведения о наличии несовершеннолетних детей претендента и об их возрасте, а также документы, подтверждающие предусмотренный настоящим законом срок проживания на территории Белгородской области. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие соответствующие достижения и заслуги. К наградным документам на кандидата, представляемого для награждения нагрудным знаком «Отличник государственной гражданской службы Белгородской области», кроме вышеуказанных материалов, должна быть приложена информация о размере его должностного оклада.
Согласно ст. 12 вышеуказанного Закона Белгородской области ходатайства о награждении и приложенные к ним документы рассматриваются органом, уполномоченным Губернатором Белгородской области, в течение одного месяца со дня их поступления. По результатам их рассмотрения принимается мотивированное решение о представлении к награждению или об отказе в представлении к награждению. Решение о представлении к награждению передается Губернатору Белгородской области. Губернатор Белгородской области на основании решения, указанного в абзаце первом настоящей части, готовит представление для согласования награждения, которое направляется в Белгородскую областную Думу. После согласования награждения Белгородской областной Думой соответствующее постановление направляется Губернатору Белгородской области для принятия решения о награждении. Решение о награждении наградами Белгородской области принимается Губернатором Белгородской области в форме распоряжения.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу № заседания комиссии по награждению матерей из многодетных семей почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» заявление Ч.Л.Ю. было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и принято решение о представлении ее кандидатуры к присвоению вышеуказанного почетного знака в <данные изъяты> года.
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Ч.Л.Ю. в удовлетворении заявленных требований, поскольку ее заявление рассмотрено в установленные Законом Белгородской области сроки (в период с 1 декабря до 1 марта), протокол заседания комиссии по награждению матерей из многодетных семей почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ по смыслу действующего законодательства является не решением о награждении, а лишь мнением ответчика по данному вопросу.
Отказ также правильно мотивирован тем, что в соответствии со ст. 11 Закона Белгородской области выписка из протокола либо протокол заседания комиссии по награждению в орган по рассмотрению ходатайств по награждению граждан почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» не входят в перечень документов, необходимых для награждения почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>». В связи с чем отсутствуют правовые основания для передачи указанного документа в орган по рассмотрению ходатайств по награждению граждан почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>».
При таких обстоятельствах бездействие Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района по не направлению выписки из протокола в отношении истицы в орган, уполномоченный Губернатором Белгородской области, по рассмотрению ходатайств о награждении граждан, не может быть признано незаконным. Требования о возложении обязанности на ответчика по направлению ходатайства о награждении не были заявлены. Вместе с тем, срок по направлению такого ходатайства УСЗН администрации Белгородской области не был нарушен, поскольку комиссия приняла решение о представлении кандидатуры Ч.Л.Ю. к присвоению почетного знака в <данные изъяты> года.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Аналогичные положения содержались в ст. 256 ГПК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 14.07.2011 № 996-О-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и само по себе не может быть признано нарушением конституционных прав граждан.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснить, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В рассматриваемом случае о нарушении своего права на награждение почетным знаком «<данные изъяты>» в связи с изменением ч. 1 Закона Белгородской области № 124 от 16.07.2012 Ч.Л.Ю. стало известно в <данные изъяты> года из письма УСЗН администрации Белгородского района. Указанное обстоятельство подтвердила в суде апелляционной инстанции заявительница. Обращение за судебной защитой последовало ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом 3-х месячного срока. В подтверждение уважительности причин пропуска указанного процессуального срока Ч.Л.Ю. не приведено никаких доказательств.
Доводы апеллятора о том, что внесенные изменения в Закон Белгородской области № 124 от 16.07.2012 не имеют обратной силы и поэтому не подлежат применению к спорным правоотношениям, несостоятельны.
Согласно ст. 2 Закона Белгородской области «О внесении изменения в ст. 6 Закона Белгородской области «О наградах Белгородской области» от 28.04.2014 № 272 настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Действие настоящего закона не распространяется на многодетных матерей, в отношении которых ходатайства о награждении почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» представлены до вступления в силу настоящего закона.
Указанный Закон Белгородской области вступил в силу 06.05.2014 со дня опубликования в газете «Белгородские известия» № 82 и применим к спорным правоотношениям, поскольку ходатайство о награждении Ч.Л.Ю. почетным знаком Белгородской области «<данные изъяты>» не было представлено в орган, уполномоченный Губернатором Белгородской области, до 06.05.2014.
Доводы автора жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые заявитель ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 307 -309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 10 августа 2015 г. по делу по иску Ч.Л.Ю. к администрации Белгородского района, Управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района об обязании передать протокол заседания комиссии в орган по рассмотрению ходатайств о награждении граждан оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч.Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи