Судья Орлова Г.К. дело № 33а-5557/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2017 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Степановой М.Г. и Погорельцевой Т.В.
при секретаре Хорзовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования город Урай на решение Урайского городского суда ХМАО-Югры от 22 марта 2017 года по административному исковому заявлению Сургутской транспортной прокуратуры в интересах муниципального образования город Урай к администрации муниципального образования город Урай о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Урай, которым суд постановил:
«Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Урай, выразившееся в непринятии мер к включению в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации города Урай.
Возложить на администрацию муниципального образования город Урай обязанность включить в состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Урай, расположенных на территории города, представителей совета предпринимателей при администрации муниципального образования город Урай»,
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., судебная коллегия
установила:
Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Урай требования законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и антикоррупционного законодательства, в результате которой было выявлено, что административным ответчиком создан координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай, однако в состав постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков па территории города Урай представители Совета предпринимателей не включены, что не соответствует требованиям законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства и антикоррупционного законодательства. По мнению прокурора, отсутствие в установленном порядке участия в составе вышеназванной комиссии свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в том числе указывает на неэффективную деятельность в части создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципального образования и обеспечения сё деятельности. В результате бездействия административного ответчика создаются препятствия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечению добросовестной конкуренции, в том числе предприятий транспорта автономного округа.
В судебное заседание административный истец Сургутский транспортный прокурор не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Урай в судебном заседании административный иск не признал, поддержал доводы письменного возражения, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда администрация муниципального образования город Урай не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что требования прокурора о включении в состав комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права заключения договоров аренды земельных участков на территории г.Урай представителя координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства не обусловлено требованиями Земельного кодекса РФ, не влечет правовых последствий с точки зрения соблюдения и защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, носит формальный характер, т.к. вопросы предоставления во владение и (или) пользование земельных участков должны основываться, прежде всего, на положениях Земельного кодекса РФ, предоставляя равный доступ к земельным участкам всем участникам земельных правоотношений, перечисленных в нем. Кроме того, указал, что в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что оспариваемым бездействием администрации города нарушены или могут быть нарушены права и интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, либо возникла реальная угроза их нарушения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением Администрации города Урай № 1231 от 05 мая 2011 года утвержден состав комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, в который не вошли представители координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 6, ч. 5 ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пп 28 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» Администрация города Урай обязана была включить в состав комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, или на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, представителей координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай.
С таким выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 209-ФЗ), основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пункт 3 ст. 11 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 16 указанного Закона определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним, в частности, относится имущественная поддержка, которая в соответствии со ст. 18 Закона осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии муниципальными программами (подпрограммами).
До передачи во владение или пользование имущества органы местного самоуправления утверждают перечни этого муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, которое может использоваться в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Часть 5 этой статьи определяет, что в случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом, включенным в Перечни, осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
Системный анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что участие координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства при передаче прав владения и (или) пользования имуществом предусмотрено исключительно в рамках оказания органами местного самоуправления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, то есть при передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества, определенного Перечнем, и в рамках муниципальных программ (подпрограмм). При этом формы участия координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства в передаче прав владения или пользования имуществом законом не определены.
Во исполнение указанных положений закона муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай» на 2016-2010 годы (утвержденной постановлением Администрации города Урай от 30 сентября 2015 года № 3205), определены виды имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3.9 муниципальной программы, имущественная поддержка включает в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к особой категории, предоставление муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.
В соответствии с Положением о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждено постановлением Администрации города Урай от 05 марта 2009 года №451), разработанного в соответствии с Федеральными законами «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», формирование перечня имущества, внесение в него изменений, включение и исключение имущества из перечня имущества осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Урай на основании решений координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Урай.
Муниципальное имущество, включенное в перечень имущества, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность по социально значимым или приоритетным направлениям, определенным муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок и условия предоставления муниципального имущества, включенного в перечень имущества, осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами города Урай, регламентирующими порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Урай, порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества для поддержки субъектов и среднего предпринимательства.
На территории города Урай определен такой порядок - предоставление муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (постановление администрации города Урай от 18 января 2016 года №22).
Данный порядок разработан в соответствии со статьей 19 Федерального «О защите конкуренции» и устанавливает процедуру предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях и соответствующим условиям, установленным муниципальной программой, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (далее-муниципальные преференции).
Земельный кодекс РФ устанавливает основания предоставления земельных участков без проведения торгов (ст.ст.39.5,39.6,39.10), перечни носят исчерпывающий характер и участниками земельных правоотношений с какими-либо специальными режимами предоставления прав на земельные участки субъекты малого и среднего предпринимательства Земельным кодексом не определяются.
Комиссия по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права заключения договоров аренды земельных участков на территории города Урай (состав которой утвержден постановлением администрации города Урай от 05 мая 2011 года №1231) осуществляет от имени администрации города Урай только функции организатора аукциона, обеспечивающего исполнение последовательности действий, предусмотренной статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ, вопросы принятия решений о передаче во владение и (или) в пользование земельных участков на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, к ее ведению не отнесены.
Требование Сургутского транспортного прокурора о включении в состав комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права заключения договоров аренды земельных участков на территории города представителя координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства не обусловлено требованиями Земельного кодекса РФ.
Согласно пунктам 8, 9, 10 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67 для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия. Организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. При проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется с учетом положений части 5 статьи 18 этого закона.
Таким образом, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства должны создаваться конкурсные или аукционные комиссии, обладающие полномочиями по передаче (с участием в любой форме представителей координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства) включенного в Перечень имущества, используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам предпринимательства в рамках муниципальных программ (подпрограмм).
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Урай от 08 июня 2011 года № 1623 был создан координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай.
Постановлением Администрации города Урай от 05 мая 2011 года № 1231 (в редакции постановления от 16 декабря 2015 года № 4239) утверждены Положение и состав постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, не предусматривающий представителей Совета предпринимателей.
Из Положения о Комиссии следует, что в ее полномочия входит организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков в отношении сформированных и поставленных на кадастровый учет Управлением градостроительства администрации города Урай земельных участков в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации.
Из содержания данного Положения также следует, что в полномочия Комиссии вопросы, связанные с имущественной поддержкой малого и среднего предпринимательства, то есть организация и проведение аукционов с исключительным участием предпринимателей по продаже муниципального имущества, включенного в «Перечень», в рамках муниципальных программ, не входит.
Следовательно, участие в составе указанной Комиссии представителей координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства города Урай не требуется.
Кроме этого, обосновывая свое право на подачу административного иска, Сургутская транспортная прокуратура указала, что действует в интересах муниципального образования города Урай, а также неопределенного круга лиц.
Однако, доказательства того, что невключением в состав Комиссии по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков представителей координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства города Урай, каким-либо образом нарушаются права муниципального образования города Урай в материалах дела отсутствуют.
Нарушений прав неопределенного круга лиц в судебном заседании также не установлено.
В соответствии с п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях, к которым, в частности, относится п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, определяющий, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются, либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия установила, что допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекшими принятие незаконного судебного постановления, и полагает необходимым решение суда отменить с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Урайского городского суда ХМАО-Югры от 22 марта 2017 года отменить, производство по административному делу по административному иску Сургутской транспортной прокуратуры к администрации муниципального образования город Урай о признании незаконным бездействия прекратить.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Степанова М.Г.
Погорельцева Т.В.