ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5557/2023 от 05.07.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Колесникова А.В. УИД 38RS0025-01-2022-000757-14

Судья-докладчик Шуняева Н. А. 33а-5557/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июля 2023 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Махмудовой О.С., Шуняевой Н. А.,

при секретаре Толмачевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-856/2022 по административному исковому заявлению прокурораг. Усть-Кута Иркутской области к областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», министерству лесного комплекса Иркутской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании укомплектовать лесопожарную станцию средствами пожаротушения, произвести ремонт техники,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области Б.А.А. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской областиот 27 октября 2022 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров в 2022 г. установлено, что Усть-Кутским филиаломАУ «Лесхоз Иркутской области» нарушены требования о наличии необходимой пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря, закрепленных за ЛПС 3 типа. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения.

В соответствии с распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 декабря 2021 г. № 91-3303-мр «Об утверждении государственного задания № 1 от 28 декабря 2021 г.» в 2022 г. предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Усть-Кутского лесничества Иркутской области силами наземных формирований на площади 267 086 га.

На основании решения о проверке от 26 апреля 2022 г. № 38 прокуратурой города Усть-Кута проведена проверка Усть-Кутского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» на предмет готовности к пожароопасному периоду, в ходе которой установлено, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р«Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» ЛПС 3 типа недоукомплектована средствами пожаротушения и техникой, не отремонтирована техника.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерацииот 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов». При этом планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике. Приобретение основных средств в целях охраны лесов от пожаров возможно только за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, достаточность которых является важным аспектов повышения эффективности охраны лесов от пожаров.

На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении исковых требований прокурор <адрес изъят> просил суд обязать министерство лесного комплекса Иркутской области, АУ «Лесхоз Иркутской области» в срок не позднее 1 января 2024 г. обеспечить оснащение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» укомплектовать созданную на базе лесхоза лесопожарную станцию следующими средствами пожаротушения: автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т в количестве 1 единицы; вездеходом (мотовездеходом) возимым (авиатранспортабельным) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом в количестве 1 единицы; лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором в количестве 2 единиц; автобусом общей массой более 3,5 т, предназначенным для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 1 единицы; бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями в количестве 5 штук, запасными принадлежностями в количестве 3 штук; индивидуальным моторизованным средством пожаротушения (воздуходувкой или ручным моторизованным лесным огнетушителем или ручным моторизованным грунтометом или ручным моторизованным полосопрокладывателем или экзоскелетом (пассивного или активного типа) или мотокусторезом) в количестве 3 единиц; мобильным пожарным резервуаром (емкостью) открытого типа (каркасной, надувной и пр.) в количестве 18 единиц; тепловизором (портативным) в количестве 1 единицы; метеостанцией с анемометром полевым (карманным) в количестве 1 единицы; комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) в количестве 1 единицы; прибором спутниковой навигации (навигатор) в количестве 3 единиц; комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук; тентом бивуачным в количестве 4 штук; комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия (групповым) в количестве 1 штуки; комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 штуки; произвести ремонт техники, а именно: отремонтировать двигатель лесопожарного трактора ТЛ 41, паспорт самоходной машины СА 013054; заменить гусеницы на бульдозере «ШАНТУЙ», паспорт самоходной машины ТС 461176.

Определением суда от 6 июня 2022 г. в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство лесного комплекса Иркутской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской областиот 27 октября 2022 г. административные исковые требования к областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании укомплектовать лесопожарную станцию средствами пожаротушения, произвести ремонт техники, удовлетворены.

В удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства – отказано.

В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы, указывает, что в решении суда первой инстанции не конкретизировано за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем. Вместе с тем, министерством лесного комплекса Иркутской области ежегодно с 2016 года направляются запросы в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования для укомплектования ПХС, осуществляющих тушение лесных пожаров на территории земель лесного фонда Иркутской области, до настоящего времени необходимое финансирование не выделено. Считает, что министерство лесного комплекса Иркутской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель административного истца Матвеевская М.С. поддержала заявление, поступившее от прокуратурыг. Усть-Кута, об отказе от административных исковых требований к министерству лесного комплекса Иркутской области и прекращении производства по делу в этой части, в остальной части просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Шуняевой Н.А., прокурора Матвеевской М.С., возражавшей против отмены решения суда первой инстанции, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По настоящему административному делу в качестве административных ответчиков привлечены: ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», министерству лесного комплекса Иркутской области, Федеральному агентству лесного хозяйства.

В суд апелляционной инстанции от прокурора г. Усть-КутаБ.Ю.Г. поступило заявление об отказе от административных исковых требований в части требований к министерству лесного комплекса Иркутской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае отказа административного истца от иска и принятии данного отказа судом.

Административному истцу разъяснены последствия отказа от административного иска в части и прекращения производства по делу в части, предусмотренные ст. 157 КАС РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 304 КАС РФ при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Отказ административного истца от административного иска в части заявлен добровольно, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав других лиц. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию данного отказа, отсутствуют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять отказ административного истца от административного иска в части требований к министерству лесного комплекса Иркутской области, отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу в данной части.

Проверяя законность решения суда первой инстанции в остальной части, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 9 января 1998 г. № 1-П, лесной фонд имеет двойственную природу – как составная часть естественной экологической системы(статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), и как природный ресурс (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации), является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (статьи 3, 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, которая заключается в выполнении мер пожарной безопасности и тушении пожаров и осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации под предупреждением лесных пожаров понимается противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). В свою очередь обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения (часть 5).

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе, организация на землях лесного фонда охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту «б» пункта 4Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйстваот 19 декабря 1997 г. № 167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях (в Иркутской области – лесопожарные станции), которые являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Пожарно-химические станции формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92, 94, 96, 100 Лесного кодексаРоссийской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 сентября 1993 г. № 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров.

Общее руководство работой пожарно-химических станций второго типа осуществляет директор лесхоза (раздел III, пункт 1). Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с нормативами (раздел VI пункт 1).

Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р.

Реализация распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Усть-Кутского лесничества Иркутской области обязанности по тушению лесных пожаров, по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются Усть-Кутским филиалом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» и лесопожарной станцией 3 типа филиала регионального лесопожарного центра ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на основании выданного министерством лесного комплекса Иркутской области государственного задания № 1 от 28 декабря 2021 г.

Прокуратурой г. Усть-Кута установлено, что в нарушение распоряжения Правительства РФ от 19 июля 2019 г. № 1605-р, сил и средств, необходимых для тушения лесных пожаров на указанной территории у ЛПС в полном объеме не имеется.

Как следует из акта проверки от 26 апреля 2022 г., в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г.№ 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» ЛПС 3 типа недоукомплектована средствами пожаротушения и техникой, требуется следующее: автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1,5 до 6 т в количестве 1 единицы; вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом в количестве 1 единицы; лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором в количестве 2 единиц; автобус общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 1 единицы; зажигательный аппарат в количестве2 единиц; бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями в количестве 5 штук, запасными принадлежностями в количестве 3 штук; индивидуальное моторизованное средство пожаротушения (воздуходувка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез) в количестве 3 единиц; мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 18 единиц; пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) в количестве 12 единиц; тепловизор (портативный) в количестве 1 единицы; метеостанция с анемометром полевая (карманная) в количестве 1 единицы; комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) в количестве 1 единицы; прибор спутниковой навигации (навигатор) в количестве 3 единиц; комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве20 штук; палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 15 штук; тент бивуачный в количестве 4 штуки; комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) в количестве 2 штук; комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости «мягкого» типа или аналоги) в количестве 4 штук; комплект сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 1 штуки; комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л в количестве 4 штук; ведро емкостью 10-12 л в количестве 2 штук. Кроме того, не отремонтирована техника, а именно: лесопожарный трактор ТЛ 41, которому требуется ремонт двигателя; бульдозер «ШАНТУЙ», которому необходима замена гусениц; МТЛБ ТГ-126-02, которому необходима замена гусениц. Отсутствие исправной техники и оборудования для тушения лесных пожаров, недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет невозможность осуществлять деятельность по своевременному тушению лесных пожаров.

На момент рассмотрения дела лесопожарная станция недоукомплектована следующими средствами пожаротушения:

автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1,5 до 6 т в количестве 1 единицы;

вездеходом (мотовездеходом) возимым (авиатранспортабельным) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом в количестве 1 единицы;

лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором в количестве 2 единиц;

автобусом общей массой более 3,5 т, предназначенным для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением в количестве 1 единицы;

бензомоторной пилой в комплекте с 2 шинами, цепями в количестве5 штук, запасными принадлежностями в количестве 3 штук;

индивидуальным моторизованным средством пожаротушения (воздуходувкой или ручным моторизованным лесным огнетушителем или ручным моторизованным грунтометом или ручным моторизованным полосопрокладывателем или экзоскелетом (пассивного или активного типа) или мотокусторезом) в количестве 3 единиц;

мобильным пожарным резервуаром (емкостью) открытого типа (каркасной, надувной и пр.) в количестве 18 единиц;

тепловизором (портативным) в количестве 1 единицы;

метеостанцией с анемометром полевым (карманным) в количестве1 единицы;

комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) в количестве 1 единицы;

прибором спутниковой навигации (навигатор) в количестве 3 единиц;

комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 штук;

тентом бивуачным в количестве 4 штук;

комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия (групповым) в количестве 1 штуки;

комплектом сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве1 штуки;

не произведен ремонт техники, а именно: лесопожарного трактораТЛ 41, бульдозера «ШАНТУЙ».

Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки соблюдения договорных обязательств по подготовке к пожароопасному сезону Усть-Кутского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»от Дата изъята Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят,от Дата изъята Номер изъят, составленными Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской областипо Усть-Кутскому лесничеству.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции сделал вывод о том, чтоОГАУ «Лесхоз Иркутской области», министерство лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняют свои функции и исковые требования прокурора г. Усть-Кута в интересахРоссийской Федерации, неопределенного круга лиц являются законными и подлежат удовлетворению. Принимая во внимание утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г.№ 1605-р нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также то, что предоставление ассигнований специализированным учреждениям для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, прямо предусмотрено Законом Иркутской области «Об областном бюджетена 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», суд возложил на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» обязанность укомплектовать лесопожарную станцию 3 типа на территории Усть-Кутского лесничества Иркутской области лесопожарной техникой и оборудованием в соответствии по нормативам.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, которые суд применил правильно.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Согласно Положению о министерстве лесного комплексаИркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. № 909-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

Функцией министерства в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Положения является осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением министра лесного хозяйства от 11 января 2019 г. № 36-мр (в редакции распоряженияот 14 октября 2019 г.), ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Учредителем учреждения является Иркутская область, полномочия учредителя от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно разделу 2 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов; основными целями деятельности, в числе иных, является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, обнаружению и тушению лесных пожаров (пункты 2.2, 2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава для достижения уставных целей, в частности в сфере охраны лесов, Учреждение проводит мониторинг пожарной опасности в лесах (подпункт а), осуществляет тушение пожаров с использованием лесопожарных формирований, средств пожаротушения, специализированной техники, противопожарного оборудования и полевого снаряжения (подпункт г), проводит регламентные работы по подготовке пожарной техники и средств пожаротушения (подпункт д).

Из анализа и системного толкования приведенного законодательства следует, что областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» является государственным автономным учреждением, созданным для обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства, и уполномочено на выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, которые в силу статей 51, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации включают в себя вопросы организации и обеспечения деятельности лесопожарных формирований, укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Безосновательны доводы апелляционной жалобы о том, что министерство лесного комплекса Иркутской области является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку возложенная судом обязанность прямо следует из положений Лесного кодекса Российской Федерации, нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р.

Не указание в решении суда первой инстанции за счет какого бюджета необходимо исполнить возложенные обязанности не влияет на законность принятого судебного акта, так как в случае отсутствия региональных бюджетных средств, механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных ст. 83 Лесного кодекса РФ, определен в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837, при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, министерство лесного комплекса Иркутской области, обращается в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

При рассмотрении административного иска судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе министерства Лесного комплекса Иркутской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и направлены на переоценку и правового значения не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

На основании изложенного и руководствуясь ст. 157, 304, 309 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ прокурора г. Усть-Кута Иркутской областиот административного иска в части заявленных требованийк министерству лесного комплекса Иркутской области.

Решение Усть-Кутского городского суда Иркутской областиот 27 октября 2022 г. в указанной части отменить, производство по делу прекратить.

В остальной части решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 27 октября 2022 г. оставить без изменения,апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

О.С. Махмудова

Н.А. Шуняева