ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5597/2016 от 29.04.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Митина Е.А. Дело № 33А-5597/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сказочкина В.Н.,

судей – Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Татариновой Г.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары к Букатину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

по апелляционной жалобе Букатина А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 февраля 2016 года, которым постановлено:

«Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары к Букатину А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Букатина А.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары задолженности по транспортному налогу за 2013 год в размере 990 рублей.

Взыскать с Букатина А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Букатину А.В. о взыскании транспортного налога.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании сведений о зарегистрированных транспортных средствах, в адрес Букатина А.В. направлено налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога за 2013 год в размере 3 546, 40 руб. Поскольку, налогоплательщик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора, ему направлено требование об уплате налога № 189789 от 10.12.2014, со сроком исполнения до 11.02.2015, которое оставлено без исполнения.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Букатина А.В. задолженность по транспортному налогу за 2013 год в размере 3 546, 40 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Букатин А.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав, что расчет транспортного налога произведен неверно, без учета актуального состояния объекта налогообложения – мотолодки Прогресс .

В заседании судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Согласно информации, полученной ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары из УГИБДД ГУ МВД РФ по Самарской области, за Букатиным А.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: с 14.10.2009 - автомобиль LADA PRIORA 217030 гос.номер , мощностью двигателя 97,9 л.с.; с 25.06.2012 - мотолодка ПРОГРЕСС 2 гос.номер , мощностью двигателя 30 л.с.; с 19.02.2012 - мотолодка ПРОГРЕСС 4 , мощностью двигателя 40 л.с., ввиду чего он является плательщиком транспортного налога.

В адрес Букатина А.В. направлено налоговое уведомление №1054154 об уплате транспортного налога за 2013 год в общей сумме 3 546,40 руб. в срок до 17.11.2014 на следующее имущество: автомобиль Лада 217030 LADA PRIORA, г/н в размере 1 566,40 рублей; мотолодку прогресс 2, г/н в размере 990 рублей; мотолодку прогресс 4, в размере 990 рублей (л.д.16).

10.12.2014 ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары в адрес Букатина А.В. направлено требование № 189789 об уплате транспортного налога за 2013 год в сумме 3 546, 40 руб. и пени в сумме 1 591, 41 руб., о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции, прилагаемый к настоящему заявлению, срок уплаты налога – 11.02.2015. В данном требовании об уплате налога указаны основания взимания налога, срок его уплаты, а также последствия несвоевременной уплаты (л.д. 12).

В нарушение требований статей 23, 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.

В срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании указанной недоимки и пени.

Разрешая данный административный иск, и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

По сообщению ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» мотолодка прогресс с двигателем «Вихрь», мощностью 30 л.с., зарегистрирована 25.06.2012 г., снята с учета 05.09.2012 г. на основании заявления Букатина А.В.; мотолодка прогресс на учете с 19.09.2012 г., двигатель «Вихрь», мощностью 30 л.с., зарегистрирован 19.09.2012 г., снят с учета 03.06.2013 г., двигатель MARINER, мощностью 40 л.с. на учете с 03.06.2013 г. (л.д.33).

Из материалов дела видно, что по сообщению следователя ОП СУ отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Промышленного района, 09.08.2010 возбуждено уголовное дело по факту кражи автомобиля марки LADA PRIORA 217030 гос.номер принадлежащего Букатину А.В. Данный автмообиль находится в розыске (л.д. 27).

Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что не подлежит взысканию транспортный налог за 2013 год в размере 1 566,40 руб. на автомобиль марки LADA PRIORA 217030 гос.номер по основаниям пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ, вследствие его угона, а также не подлежит взысканию налог за 2013 год в размере 990 рублей на мотолодку прогресс 2, поскольку, согласно сведениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» сведения о регистрации данной мотолодки за Букатиным А.В. отсутствуют, соответственно он не может являться налогоплательщиком налога на имущество, которое ему не принадлежит.

При таких обстоятельствах решение суда о частичном удовлетворении административного иска ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Довод апелляционной жалобы о том, что расчет транспортного налога за мотолодку ПРОГРЕСС 4 гос.номер произведен неверно, исходя из мощности двигателя 30 л/с, в то время как спорное транспортное средство имеет мощность двигателя – 40 л/с, в связи с чем Букатин А.В. не обязан оплачивать транспортный налог не может быть принят во внимание.

В соответствии с п. 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, налоговые органы в силу названной нормы располагают достоверными и актуальными сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Указанные сведения предоставляются подразделениями ГИБДД в территориальные органы ФНС России в виде специально сформированных файлов в форматах федеральной информационной системы ГИБДД в соответствии с системой классификации и кодирования объектов учета, принятой в ФИС ГИБДД. Сведения предоставляются по электронной почте или на электронных носителях. Передача сведений по электронной почте или доставка на электронных носителях осуществляется с направлением (приложением) реестров файлов, содержащих сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Из представленного налогового уведомления следует, что расчет транспортного налога произведен исходя из мощности двигателя мотолодки 30 л.с., определенной при его постановке на государственный регистрационный учет. При этом, исчисление суммы налога в меньшем размере, не повлекло нарушения права Букатина А.В. в сфере налогообложения.

Ввиду изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Букатина А.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –