ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-559/20 от 19.02.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кунина А.Ю. Дело № 33а-559/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 февраля 2020 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Мухарычина В.Ю.,

судей Шубина Д.В., Шкуратовой А.В.,

при помощнике судьи Киячко А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Калининградского транспортного прокурора на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 24 октября 2019 года, которым постановлено:

исковые требования АО «Аэропорт «Храброво» – удовлетворить; признать незаконным и отменить представление Калининградского транспортного прокурора от 06 февраля 2019 года «Об устранении нарушений законодательства о порядке размещения аэронавигационной информации».

Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения заместителя Калининградского транспортного прокурора Авакьяна М.Ю., поддержавшего апелляционное представление, возражение представителя АО «Аэропорт «Храброво» Малкиной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

АО «Аэропорт «Храброво» обратилось в суд с административным иском, указав, что06 февраля 2019 года Калининградским транспортным прокурором внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о порядке размещения аэронавигационной информации». Данное представление полагает незаконным, невозможным к исполнению. В ходе прокурорской проверки, инициированной обращением авиакомпании «Победа», было установлено несоответствие аэродрома «Храброво» требованиям по оснащению оборудованием для посадки и приема судов пометеоминимуму второй категории ИКАО. Информация о несоответствии аэропорта II категории размещена путем издания сообщения NOTAM. По мнению прокурора, соответствующие сведения необходимо было внести в аэронавигационный паспорт аэродрома. Просит признать незаконным и отменить представление Калининградского транспортного прокурора от 6 февраля 2019 года .

Судом вынесено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает на то, что после 1 января 2018 года аэродром «Храброво» перестал соответствовать по оснащению оборудованием для посадки и приема судов по метеоминимумуII категории ИКАО, в связи с чем требовалось внесение соответствующих изменений в аэронавигационный паспорт аэродрома. Сообщения NOTAM издаются же в случаях, когда исходная аэронавигационная информация носит временный и непродолжительных характер или в случае введения в срочном порядке важных с эксплуатационной точки зрения постоянных изменений или временных изменений, носящих долгосрочных характер.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 1 статьи 218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснено в ответе на вопрос №19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015), представление прокурора, затрагивает права лиц, уполномоченных устранить изложенные в нем нарушения. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Федеральных правил использования воздушного пространстваРоссийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138, аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземном авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки. Порядок разработки аэронавигационной информации, требования к ее точности, перечень данных аэронавигационной информации, включая процедуры маневрирования в районе аэродрома и вертодрома, данные о зонах акробатических полетов, зонах выброски парашютистов, зонах полетов планеров и аэростатов, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

В силу п. 33 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утв. Приказом Минтранса России от 31.10.2014 №305 (далее – Порядок), орган аэронавигационной информации издает следующие документы, содержащие официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные, в том числе, АИП России, включая поправки к ним, а также NOTAM и контрольные перечни действующих NOTAM.

Согласно п. 45 Порядка официальная аэронавигационная информация издается органом аэронавигационной информации в виде NOTAM в тех случаях, когда полученная им исходная аэронавигационная информация носит временный и непродолжительный характер или в случае введения в срочном порядке важных с эксплуатационной точки зрения постоянных изменений или временных изменений, носящих долгосрочный характер, исключая обширный текстовый и/или графический материал. Орган аэронавигационной информации издает NOTAM, а также контрольный перечень действующих NOTAM и контрольный перечень NOTAM в виде и формате, соответствующем Приложению 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) и документу ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).

В п. 47 Порядка и Правил приведен перечень информации, составляемой и выпускаемой путем издания NOTAM. В данном перечне отражена информация, в том числе касающаяся начала, прекращения эксплуатации аэродрома, значительного изменения режима его эксплуатации; начала, прекращения функционирования аэронавигационных или значительного изменения режима их работы; начала, прекращения функционирования радионавигационных служб и служб связи "воздух - земля" и значительного изменения режима их работы; начала, прекращения эксплуатации визуальных средств; временного прекращения или возобновления эксплуатации основных компонентов системы светотехнического оборудования аэродрома; введения, отмены или значительного изменения правил аэронавигационного обслуживания.

Установлено, что 26 февраля 2018 года оператором аэропорта Храброво была составлена и направлена заявка в Центр аэронавигационной информации путем издания сообщения электросвязи по каналам сети авиационной фиксированной службы (AFS) – NOTAM следующего содержания: «АПП 24 ILS: категория II не обеспечивается». Необходимость в составлении и направлении данного сообщения обусловлена отсутствием на аэродроме дополнительного оборудования аэронавигационного назначения - радиолокационной станции обзора летного поля или многопозиционной системы наблюдения, наличие которого стало обязательным для получения сертификата по второй категории аэродрома в связи с принятием в 2018 году соответствующих изменений в Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации». По указанной причине аэродром не был сертифицирован по II категории ИКАО. На основании заявок АО «Аэропорт «Храброво» указанный выше NOTAM, содержащий актуальную информацию о состоянии аэронавигационного оборудования аэродрома, постоянно продлевался.

В 2019 году Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя генерального директора авиакомпании «Победа» Зуева В.Г. на предмет соответствия информации, размещенной в Сборнике аэронавигационной информации РФ, о категории аэродрома Храброво по метеоминимуму. По результатам проверки прокурором 06 февраля 2019 года генеральному директору АО "Аэропорт «Храброво" Корытному А.С. внесено представление за об устранении нарушений, по существу требуя внесение соответствующих изменений в области аэронавигационной информации в аэронавигационный паспорт аэродрома (AIP).

Согласно представлению, в ходе проверки было установлено, что аэродром Храброво фактически не соответствует требованиям по оснащению оборудованием для посадки судов по метеоминимумуII категории ИКАО и не обеспечивает прием судов на посадку в соответствии с данной категорией - ввиду отсутствия радиолокационной станции обзора летного поля или многопозиционной системы наблюдения. По мнению прокурора, в нарушение действующего законодательства оператором аэродрома указанная выше информация о несоответствии аэродрома II категории ИКАО не вносится в аэронавигационный паспорт аэродрома, а размещается лишь путем издания NOTAM – составления извещения, рассылаемого средствами электросвязи и содержащее информацию о состоянии или изменении аэронавигационного оборудования. Данные извещенияNOTAM носят временный и непродолжительный характер.Прокурор пришел к выводу о том, что ответственными лицами оператора аэродрома ненадлежаще исполняются обязанности по внесению изменений в аэронавигационную информацию, соответствующую фактическим эксплуатационным характеристикам аэродрома и установленного оборудования.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Актуальная информация о состоянии аэродрома в области аэронавигационного оборудования, имеющая важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов, постоянно размещалась оператором аэродрома в виде составления извещений, рассылаемых средствами электросвязи (NOTAM), относящихся к официальной аэронавигационной информации.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено внесение сведений о категории аэродрома ИКАОпо метеоминимуму в AIP.

Необходимо также учесть, что 27 декабря 2019 года введена в эксплуатацию аэродромная многопозиционная система наблюдения (МПСН-А) на аэродроме Калининград (Храброво), что позволяет принять решение о соответствии аэродрома по метеоминимумуII категории ИКАО, в связи с чем требования прокурора, изложенные в оспариваемом представлении, в настоящее время являются не актуальными.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, процессуальных нарушений, способных повлечь отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционное определение – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: