КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Кунина А.Ю. Дело № 33а-559/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 февраля 2020 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Шубина Д.В., Шкуратовой А.В.,
при помощнике судьи Киячко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Калининградского транспортного прокурора на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 24 октября 2019 года, которым постановлено:
исковые требования АО «Аэропорт «Храброво» – удовлетворить; признать незаконным и отменить представление Калининградского транспортного прокурора от 06 февраля 2019 года № «Об устранении нарушений законодательства о порядке размещения аэронавигационной информации».
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения заместителя Калининградского транспортного прокурора Авакьяна М.Ю., поддержавшего апелляционное представление, возражение представителя АО «Аэропорт «Храброво» Малкиной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
АО «Аэропорт «Храброво» обратилось в суд с административным иском, указав, что06 февраля 2019 года Калининградским транспортным прокурором внесено представление № «Об устранении нарушений законодательства о порядке размещения аэронавигационной информации». Данное представление полагает незаконным, невозможным к исполнению. В ходе прокурорской проверки, инициированной обращением авиакомпании «Победа», было установлено несоответствие аэродрома «Храброво» требованиям по оснащению оборудованием для посадки и приема судов пометеоминимуму второй категории ИКАО. Информация о несоответствии аэропорта II категории размещена путем издания сообщения NOTAM. По мнению прокурора, соответствующие сведения необходимо было внести в аэронавигационный паспорт аэродрома. Просит признать незаконным и отменить представление Калининградского транспортного прокурора от 6 февраля 2019 года №.
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает на то, что после 1 января 2018 года аэродром «Храброво» перестал соответствовать по оснащению оборудованием для посадки и приема судов по метеоминимумуII категории ИКАО, в связи с чем требовалось внесение соответствующих изменений в аэронавигационный паспорт аэродрома. Сообщения NOTAM издаются же в случаях, когда исходная аэронавигационная информация носит временный и непродолжительных характер или в случае введения в срочном порядке важных с эксплуатационной точки зрения постоянных изменений или временных изменений, носящих долгосрочных характер.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 статьи 218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъяснено в ответе на вопрос №19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015), представление прокурора, затрагивает права лиц, уполномоченных устранить изложенные в нем нарушения. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 Федеральных правил использования воздушного пространстваРоссийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138, аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземном авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки. Порядок разработки аэронавигационной информации, требования к ее точности, перечень данных аэронавигационной информации, включая процедуры маневрирования в районе аэродрома и вертодрома, данные о зонах акробатических полетов, зонах выброски парашютистов, зонах полетов планеров и аэростатов, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
В силу п. 33 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утв. Приказом Минтранса России от 31.10.2014 №305 (далее – Порядок), орган аэронавигационной информации издает следующие документы, содержащие официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные, в том числе, АИП России, включая поправки к ним, а также NOTAM и контрольные перечни действующих NOTAM.
Согласно п. 45 Порядка официальная аэронавигационная информация издается органом аэронавигационной информации в виде NOTAM в тех случаях, когда полученная им исходная аэронавигационная информация носит временный и непродолжительный характер или в случае введения в срочном порядке важных с эксплуатационной точки зрения постоянных изменений или временных изменений, носящих долгосрочный характер, исключая обширный текстовый и/или графический материал. Орган аэронавигационной информации издает NOTAM, а также контрольный перечень действующих NOTAM и контрольный перечень NOTAM в виде и формате, соответствующем Приложению 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) и документу ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).
В п. 47 Порядка и Правил приведен перечень информации, составляемой и выпускаемой путем издания NOTAM. В данном перечне отражена информация, в том числе касающаяся начала, прекращения эксплуатации аэродрома, значительного изменения режима его эксплуатации; начала, прекращения функционирования аэронавигационных или значительного изменения режима их работы; начала, прекращения функционирования радионавигационных служб и служб связи "воздух - земля" и значительного изменения режима их работы; начала, прекращения эксплуатации визуальных средств; временного прекращения или возобновления эксплуатации основных компонентов системы светотехнического оборудования аэродрома; введения, отмены или значительного изменения правил аэронавигационного обслуживания.
Установлено, что 26 февраля 2018 года оператором аэропорта Храброво была составлена и направлена заявка в Центр аэронавигационной информации путем издания сообщения электросвязи по каналам сети авиационной фиксированной службы (AFS) – NOTAM следующего содержания: «АПП 24 ILS: категория II не обеспечивается». Необходимость в составлении и направлении данного сообщения обусловлена отсутствием на аэродроме дополнительного оборудования аэронавигационного назначения - радиолокационной станции обзора летного поля или многопозиционной системы наблюдения, наличие которого стало обязательным для получения сертификата по второй категории аэродрома в связи с принятием в 2018 году соответствующих изменений в Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации». По указанной причине аэродром не был сертифицирован по II категории ИКАО. На основании заявок АО «Аэропорт «Храброво» указанный выше NOTAM, содержащий актуальную информацию о состоянии аэронавигационного оборудования аэродрома, постоянно продлевался.
В 2019 году Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя генерального директора авиакомпании «Победа» Зуева В.Г. на предмет соответствия информации, размещенной в Сборнике аэронавигационной информации РФ, о категории аэродрома Храброво по метеоминимуму. По результатам проверки прокурором 06 февраля 2019 года генеральному директору АО "Аэропорт «Храброво" Корытному А.С. внесено представление за № об устранении нарушений, по существу требуя внесение соответствующих изменений в области аэронавигационной информации в аэронавигационный паспорт аэродрома (AIP).
Согласно представлению, в ходе проверки было установлено, что аэродром Храброво фактически не соответствует требованиям по оснащению оборудованием для посадки судов по метеоминимумуII категории ИКАО и не обеспечивает прием судов на посадку в соответствии с данной категорией - ввиду отсутствия радиолокационной станции обзора летного поля или многопозиционной системы наблюдения. По мнению прокурора, в нарушение действующего законодательства оператором аэродрома указанная выше информация о несоответствии аэродрома II категории ИКАО не вносится в аэронавигационный паспорт аэродрома, а размещается лишь путем издания NOTAM – составления извещения, рассылаемого средствами электросвязи и содержащее информацию о состоянии или изменении аэронавигационного оборудования. Данные извещенияNOTAM носят временный и непродолжительный характер.Прокурор пришел к выводу о том, что ответственными лицами оператора аэродрома ненадлежаще исполняются обязанности по внесению изменений в аэронавигационную информацию, соответствующую фактическим эксплуатационным характеристикам аэродрома и установленного оборудования.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Актуальная информация о состоянии аэродрома в области аэронавигационного оборудования, имеющая важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов, постоянно размещалась оператором аэродрома в виде составления извещений, рассылаемых средствами электросвязи (NOTAM), относящихся к официальной аэронавигационной информации.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено внесение сведений о категории аэродрома ИКАОпо метеоминимуму в AIP.
Необходимо также учесть, что 27 декабря 2019 года введена в эксплуатацию аэродромная многопозиционная система наблюдения (МПСН-А) на аэродроме Калининград (Храброво), что позволяет принять решение о соответствии аэродрома по метеоминимумуII категории ИКАО, в связи с чем требования прокурора, изложенные в оспариваемом представлении, в настоящее время являются не актуальными.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, процессуальных нарушений, способных повлечь отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционное определение – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: