ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5629 от 20.12.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-5629 судья Грачева С.О. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2017 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Акатьевой Т.Я. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре Безуглой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Заволжского районного суда города Твери от 24 августа 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа и направлении сведений о границах, -удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении реки Держа (код водного объекта <данные изъяты>) обязанность по:

1) Определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса российской Федерации;

2) описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а так же отображению указанных границ на картографических материалах;

3) установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр:

5) направлению сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления и Федеральную кадастровую палату Росреестра по Тверской области.

Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу».

Судебная коллегия

Установила:

Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Заволжский районный суд г. Твери с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, в котором просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении реки Держа обязанность по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а так же отображению указанных границ на картографических материалах; установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр; направлению сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления и Федеральную кадастровую палату Росреестра по Тверской области. При этом административный истец просил установить ответчику срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами сударственной власти Тверской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Держа.

По данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области от 27.02.2017 года сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Держа в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Держа Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не установлены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.

Отсутствие соответствующих сведений в органах кадастрового учета может повлечь принятие неправомерного решения об использовании земель, фактически являющихся зонами с особыми условиями, при получении (предоставлении) выписок из кадастра объектов недвижимости о таких участках при рассмотрении вопроса об их предоставлении.

По данному факту в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 08.07.2016 года внесено представление об устранении нарушений закона. Однако должных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.

Из ответа Министерства, поступившего в прокуратуру 15.08.2016 года, следует, что у Министерства не возникло обязанности по осуществлению указанных мероприятий, поскольку они не включены в соответствующий Перечень и на их финансирование субвенции из федерального бюджета не поступали.

Вместе с тем, анализ содержания ответа свидетельствует, что он основан на неверном толковании нормативных правовых актов, а также на утратившем силу нормативном положении.

Так, в рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 29.09.2010 года № 425, в соответствии с которыми плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года № 629, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 18.03.2008 года № 61.

Сведения о том, что значения прогнозных показателей и перечень, мероприятий, включающих меры по охране водного объекта - р. Держа, по каким- либо причинам не прошли процедуру согласования с Федеральным агентством водных ресурсов, в ответе не содержатся.

Таким образом, Министерством мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия. При таких обстоятельствах, отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает Министерство от выполнения перечисленных мероприятий.

Кроме того, мотивировка отсутствия у Министерства обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, основана на утратившем силу нормативном положении пункта 14 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года № 71 (в ред. постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 142), в то время как следовало руководствоваться пунктом 4 Правил, поскольку исходя из положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Более того, данная обязанность подлежит выполнению в силу прямого указания закона - части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой органы государственной власти обязаны направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использований территорий.

Допущенные нарушения не позволяют обеспечить защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Олейник А.А., поддержала исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - Елагин К.В. возражал против удовлетворения исковых требований. Поддержал доводы представленного суду отзыва на административное исковое заявление, из которого следует, что в заявленной редакции требования прокурора не могут быть удовлетворены, так как в случае их удовлетворения судебный акт будет нарушать принцип обязательности и вытекающий из него принцип исполнимости судебных актов. Так же из представленного суду отзыва следует, что установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений. При этом обеспечивается размещение специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, определяются места установления этих знаков и их количество. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. При этом средства субвенций на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и могут быть направлены только на мероприятия, перечень которых установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61. Водный объект, указанный в административном исковом заявлении находится в силу положений статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Поскольку действия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта река Держа не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у Министерства не возникло обязанности и не имелось фактической возможности по осуществлению требуемых прокурором мероприятий. Кроме того, статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрены разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые в соответствии с частью 1 данной статьи включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. На 2017 год субвенций из федерального бюджета были распределены на иные более приоритетные направления. Финансирования мероприятий на описание и установления границ водоохранных зон предусмотрено не было. Выполнение Министерством возложенных на него функций осуществляется на плановой основе в соответствии с бюджетным законодательством и положениями Методических рекомендаций и доказательств обратного, а равно и доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду прокурором в дело не представлено. Отсутствие специальных информационных знаков о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и их картографического описания не является основанием для освобождения граждан и юридических лиц от ответственности, предусмотренной за несоблюдение специального режима использования земельных участков в границах этих зон и не делает невозможным определение этих границ, поскольку порядок определения таких границ (размеры границ) прямо установлен статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, которая является нормой прямого действия и обязательна для исполнения всеми лицами, вне зависимости от того, установлены ли специальные информационные знаки о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос или не установлены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области Ковалева Е.В., возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию, изложенную в письменном возражении, доводы которого аналогичны представленного суду отзыва ответчика.

Остальные участники процесса не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причине неявки в суд не представили. В связи с чем, судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывается, что при рассмотрении дела суд вышел за пределы заявленных исковых требований и ошибочно определил вид судопроизводства, поскольку из административного искового заявления усматривается, что прокурор заявил исковые требования только о понуждении Министерство совершить определенные действия, связанные с установлением и описанием границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Держи, обосновывая их неправомерностью самого факта отсутствия сведений об указанных границах водного объекта. Прокурор не оспаривал бездействие ответчика. С учетом этого, суду следовало исходить из материально- правового требования прокурора о понуждении ответчика совершить определенные действия. Кроме того, прокурором не заявлялось требования об обжаловании бездействия Министерства, а в резолютивной части решения суда указано, что удовлетворено требование прокурора о признании незаконным бездействия Министерства, чем были нарушены ст.178 КАС РФ и ст.196 ГПК РФ. Так же судом фактически разрешен вопрос об обязанностях третьего лица, при этом Правительству было отказано в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении соответчиком Федерального агентства водных ресурсов и Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско- Окского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов.

Так же полагают, что суд незаконно исследовал бездействие Министерства и кроме того суд незаконно сделал вывод о наличии такого бездействия со стороны Министерства. Выводы суда по установлению границ водоохранных зон и прибрежной полосы реки Держа противоречат как фактическим обстоятельствам дела, так и нормативному порядку установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта. Ключевым доводом Министерства, обосновывающим отсутствие его незаконного бездействия, был довод не об отсутствии финансирования спорных мероприятий из федерального бюджета, а довод об отсутствии необходимых согласований установления границ со стороны федеральных исполнительных органов государственной власти. Отсутствие финансирования- это производное обстоятельство.

Министерство в пределах предоставленных полномочий предприняло все возможные действия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Держи. Бездействие со стороны Министерства отсутствует, равно отсутствует альтернативный нормативный правовой акт, действуя в рамках которого Министерство имело бы возможность, установить границы водоохранных зон, не допуская при этом нарушений приведенных судом в решении положений нормативных правовых актов.

Кроме того считают, что прокурор, и суд первой инстанции фактически вмешались в компетенцию исполнительных органов государственной власти РФ и Тверской области, поскольку прокурор не наделен правом самостоятельно определять приоритет включения конкретных водных объектов в Перечень водных объектов.

В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области так же ставится вопрос об отмене решения. Указывают, что в схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга, утвержденной приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.08.2015 г. № 233, мероприятия по выносу в натуру водоохранной зоны и прибрежной полосы реки Держа в Зубцовском районе не запланированы. Отсутствие запланированных мероприятий и, соответственно, финансирования не может привести к бездействию Министерства, так как отсутствует объект направленного действия. Бюджетные ассигнования распределяются исходя из законодательно определенной суммы. На 2017 год Федеральным законом от 19.12.2016 №415 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» объем финансирования составлял <данные изъяты>

В 2016 году Министерством были предприняты меры по внесению дополнений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов, а именно мероприятий по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области, в том числе реки Держа в Зубцовском районе. В этих целях в Московско-Окское бассейновое водное управление и в Федеральное агентство водных ресурсов Министерством направлены обосновывающие материалы по вышеуказанным мероприятиям.

Кроме того, для установления стоимости работ по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в целях дальнейшего обоснования предельной стоимости планируемых мероприятий запрошены коммерческие предложения у потенциальных исполнителей. В Тверском областном центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды запрошены сведения о пересечении водными объектами административных границ Тверской области.

В Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство водных ресурсов направлено письмо о необходимости решения вопроса о дополнительном финансировании мероприятий по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области (исх 9896-07 от 05.09.2016). В 2017 году письма с аналогичным содержанием также были направлены в Федеральное агентство водных ресурсов (исх. 3838-07 от 23.03.2017, 1 1020-07 от 16.08.2017).

Результатом целенаправленной работы по информированию о необходимости дополнительного финансирования стал запрос Федерального агентства водных ресурсов о сверке данных для расчета распределения субвенций, в связи с чем в мае 2017 года (исх. 5817-07 от 02.05.2017) в отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления направлены исходные данные для расчета субвенций из федерального бюджета в области водных отношений (в том числе по реке Держа) для согласования и последующего направления в Московско-Окского бассейновое водное управление.

В настоящее время подготовлен Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2018 году, которым предусмотрены работы по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Держа в Зубцовском районе.

Таким образом, в августе-сентябре 2016 года и в 2017 году Министерством начата работа по включению в План мероприятий работ по определению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Держа Зубцовского района Тверской области.

Вывод Заволжского районного суда г. Твери о формальном характере принимаемых мер в связи с чем считают необоснованным, признаков бездействия у Министерства не имеется.

Объем финансирования определяется исключительно федеральными органами исполнительной власти, Министерство может направить предложения по мероприятиям в части охраны водных объектов Тверской области строго в зависимости от антропогенной нагрузки на водные объекты, при этом субъективность мнения Министерства отсутствует.

Исполнение переданных Российской Федерацией полномочий Министерством находится в зависимости от размера бюджетного

финансирования. В материалы дела были предоставлены Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2016 и в 2017 годах.

В данных Перечнях были предусмотрены работы по 2-х и 3-х годичным контрактам по расчистке рек Тверской области, которые вне зависимости от необходимости проведения иных работ следует закончить.

Исходя из изложенного, считают, что Заволжским районным судом г. Твери в полной мере не исследованы доказательства, указывающие на отсутствие бездействия Министерства, в связи с чем, просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении искового заявления прокурора.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Иванова Н.А. и представитель Правительства Тверской области Ковалева Е.В. поддержали доводы апелляционных жалоб по изложенным в них основаниям.

Прокурор Олейник А.А. с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, апелляционные жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом первой инстанции установлено, что на территории Тверской области расположен федеральный водный объект река Держа, в отношении которого до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Держа не установлены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.

Указанный водный объекты, в силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ, находится в собственности Российской Федерации.

Удовлетворяя требования прокурора суд первой инстанции исходил из того, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, являясь исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования и водных отношений, ежегодно, в установленные законодательством сроки, согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год. Ежегодно в Перечень мероприятий включаются мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Однако соответствующие меры, направленные на внесение сведений о прибрежной защитной и береговой полосах реки Держа Министерством не приняты, а формальный характер принимаемых мер не позволил урегулировать существующую проблему охраны водного объекта.

Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. При этом, действия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Держа не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, что по мнению суда первой инстанции свидетельствовало о бездействии ответчика по исполнению полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют законодательству Российской Федерации и материалам дела.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.

Часть 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее -Водный кодекс) определяет, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ст. 6 Водного кодекса РФ).

Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Тверской области таким органом является Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

В соответствии с п.1 и п.п. «в» п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года №90-пп, органом государственной власти Тверской области, осуществляющим за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации, в том числе меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Методических указаний, они предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что доказательств реализации Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водного объекта- реки Держа, ответчиками представлено не было. Не были представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Тверской области о нарушении судом первой инстанции ст.178 КАС РФ и ошибочном определении вида судопроизводства не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку фактически прокурором в административном исковом заявлении ставился вопрос о не полном исполнении ответчиком возложенных на него функций, т.е. об определенном бездействии.

Иные изложенные в апелляционных жалобах доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда города Твери от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи