ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5630 от 06.06.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Зиновьева К.В. Дело № 33А–5630

Докладчик Пронченко И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«06» июня 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Шангареевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Моховского сельского поселения на решение Кемеровского областного суда от 20 марта 2018 года по административному иску Администрации Моховского сельского поселения об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Моховского сельского поселения обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15 ноября 2017 г. № 26 в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от 15 ноября 2017 г. № 26 кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования с учетом уточнения мотивированы тем, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее – Комиссия) от 15 ноября 2017 г. № 26 была установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Земельные участки находятся на территории Моховского сельского поселения Беловского муниципального района, однако администрация Моховского сельского поселения не была надлежащим образом уведомлена о заседании Комиссии.

Кроме того, пунктом 20 Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04 мая 2012 г. № 263, установлено, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью не должна превышать 30%, если имеет место превышение, то комиссия должна отклонить заявление, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение. В данном случае заявитель положительное экспертное заключение не представлял.

В связи с этим решение комиссии в части установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении вышеуказанных земельных участков не соответствует Порядку и действующему законодательству, является незаконным.

Кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов, зачисляемый в бюджет сельского поселения по нормативу 100%. Существенное снижение кадастровой стоимости земельных участков влечет уменьшение поступлений в местный бюджет.

Решением Кемеровского областного суда от 20 марта 2018 года постановлено:

Требования Администрации Моховского сельского поселения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15 ноября 2017 года № 26 в части установления по заявлениям Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области повторно рассмотреть в установленном порядке заявления Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от 15 ноября 2017 года № 26 кадастровой стоимости данных земельных участков.

В остальной части в удовлетворении требований Администрации Моховского сельского поселения отказать.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Моховского сельского поселения просит решение суда отменить, принять новое решение по делу.

Свои доводы мотивирует тем, что Администрация Моховского сельского поселения считает, что выводы суда об отказе удовлетворении требований в части по существу не правильные, не соответствующие обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как следует из уведомления №2432 о проведении заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Кемеровской области, администрация Моховского сельского поселения не извещалась о слушании заявления о пересмотре кадастровой стоимости, не принимала участие в заседании комиссии, итоговое решение комиссии в их адрес не направлялось.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (абзац 20) предусмотрено, что в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. Аналогичная норма закреплена и в пункте 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от4 мая 2012 года N 263 (абзац 3).

Абзацем 4 пункта 16 указанного Порядка предусмотрено, что секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории на которого находится объект недвижимости, а также направить копии отчетов об оценке.

Уведомление, направленное секретарем Комиссии Главе Моховского сельского поселения 26 октября 2017 г., было получено администрацией Моховского сельского поселения только 30 октября 2017 г., что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции от 30 октября 2017 г. и объяснениями представителя административного истца. Кроме того, Комиссией не были направлены в указанный срок в адрес администрации Моховского сельского поселения копии отчетов об оценке.

Несмотря на то, что Комиссией не был соблюден 7-дневный срок уведомления администрации Моховского сельского поселения, что не соответствует требованиям пункта 16 Порядка создания и работы комиссии судья необоснованно делает вывод о том, что данное несоответствие не повлекло нарушения прав и законных интересов администрации Моховского сельского поселения, не обращая внимания на доводы представителя административного истца о том, что администрация Моховского сельского поселения не располагала достаточным временем для подготовки возражений на отчеты об оценке и поэтому вынуждена была направить в Комиссию только краткие письменные пояснения. Кроме того, для того чтобы подготовить качественные возражения на отчеты об оценке администрация Моховского сельского поселения должна была иметь доказательства, опровергающие выводы оценщиков и свидетельствующие об ином размере рыночной стоимости земельных участков. Для этого администрации Моховского сельского поселения необходимо было заказать альтернативные отчеты об оценке. В связи с тем что администрация Моховского сельского поселения обязана действовать в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с данным Федеральным законом для определения специализированной организации для заключения гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуги по составлению отчета об оценке необходимо больше количество времени.

Срок «не более семи дней с даты поступления заявления» является пресекательным (преклюзивным) сроком. Пресекательные (преклюзивные) сроки в отличие от сроков существования гражданских прав, устанавливают пределы во времени, в течение которых управомоченный субъект обязан совершить определенные действия.

Внесенные в Федеральный закон от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ изменения в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в части исключения из перечня документов необходимых для предоставления в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет, не влекут недействительность абзаца второго п. 20 Порядка.

Порядком регламентирована процедура принятия Комиссией решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков. При этом указано, что положительное заключение, при соблюдении иных условий, принимается при отличии рыночной стоимости от кадастровой не более чем на тридцать процентов. В противном случае заявление подлежит отклонению. Преодоление данного требования возможно лишь при предоставлении заявителем положительного экспертного заключения. Таким образом, при отличии рыночной стоимости от кадастровой более чем на 30%, Комиссия не вправе принимать положительное решение в отношении установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в отсутствие положительного экспертного заключения.

Таким образом, поскольку решение об удовлетворении заявлений ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости принято Комиссией в отсутствие необходимого для этого документа - положительного экспертного заключения на отчет об оценке, решение Комиссии от 15.11.2017 №26 в указанный части не может быть признано законным, в связи с чем внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установленной этим решением кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежит исключению.

Суд не установил, были ли при составлении отчетов о рыночной стоимости спорных 26 участков допущены нарушения требований ФСО. Из протокола заседания комиссии не усматривается, что это было предметом обсуждения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации Моховского сельского поселения Егорова В.П. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Беловского муниципального района Толстикову А.И., рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии физические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок создания и работы комиссии).

Согласно пункту 16 Порядка создания и работы комиссии секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии предусмотрено, что на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются, в том числе пояснения лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.

Как следует из материалов дела, ОАО «ОУК Кузбассразрезуголь» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

Кадастровая стоимость данных земельных участков была определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 28 ноября 2014 г. № 4-2/4925 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Кемеровской области».

17 октября 2017 г. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости 83 земельных участков по основанию установления их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость

К заявлениям были приложены выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации права собственности на земельные участки, отчеты об оценке.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15 ноября 2017 г. № 26 заявления ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в отношении спорных земельных участков удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

Судом установлено, что Администрация Моховского сельского поселения была уведомлена о предстоящем рассмотрении на заседании Комиссии заявлений ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» только в отношении 26 земельных участков.

Уведомление, направленное секретарем Комиссии Главе Моховского сельского поселения 26 октября 2017 г., получено Администрацией Моховского сельского поселения 30 октября 2017 г., что подтверждается штампом регистрации входящей корреспонденции от 30 октября 2017 г. и объяснениями представителя административного истца.

14 ноября 2017 г. Администрацией Моховского сельского поселения в адрес Комиссии направлены возражения на заявления ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в отношении 26 земельных участков, в которых указано, что Администрация Моховского сельского поселения возражает против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, поскольку такое установление повлечет потери местного бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несмотря на то, что Комиссией не соблюден установленный 7-дневный срок уведомления Администрации Моховского сельского поселения, данное несоответствие не повлекло нарушения прав и законных интересов Администрации Моховского сельского поселения, поскольку до заседания комиссии администрация Моховского сельского поселения была уведомлена о дате рассмотрения заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 26 указанных земельных участков и реализовала свое право на предоставление письменных пояснений.

Кадастровая стоимость указанных 26 земельных участков, в отношении которых Комиссией направлено уведомление в адрес Администрации Моховского сельского поселения, была установлена решением Комиссии в размере их рыночной стоимости на основании отчетов об оценке.

Проанализировав представленные отчеты, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отчеты оценщиков о рыночной стоимости земельных участков содержат подробное описание проведенных исследований, в них указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщиков мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки спорных земельных участков оценщиками использованы объекты-аналоги, соответствующие объектам оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Отчеты оценщиков содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщиков требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Вместе с тем в отчете об оценке № 927-09/2017 от 14 сентября 2017 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером в разделе «Заключение о рыночной стоимости объекта оценки» (стр.61 Отчета) отсутствует подпись оценщика Зыльковой С.Б., проводившей оценку, что противоречит положению п.6 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299. Из протокола заседания Комиссии и решения Комиссии не усматривается, что указанные обстоятельства были предметом обсуждения и проверки Комиссии.

При таких обстоятельствах решение Комиссии от 15 ноября 2017 г. № 26 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:01:0114004:1144 в размере рыночной стоимости не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Администрации Моховского сельского поселения, то есть является незаконным.

Кроме того, не уведомление Администрация Моховского сельского поселения о поступлении заявлений ОАО «ОУК «Кузбассразрезуголь» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 56 земельных участков с кадастровыми номерами: 42 о принятии заявлений к рассмотрению с указанием даты их рассмотрения лишило Администрацию Моховского сельского поселения реализовать свои права на участие в заседании Комиссии, предоставление пояснений относительно заявлений ОАО «ОУК «Кузбассразрезуголь», что могло повлиять на решение Комиссии по установлению кадастровой стоимости земельных участков.

Поскольку решение Комиссии от 15 ноября 2017 г. № 26 в части установления кадастровой стоимости указанных 56 спорных земельных участков не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца, данные обстоятельства являются основанием для признания решения Комиссии в соответствующей части незаконным.

Решение Комиссии в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка принятия решения при наличии предусмотренных нормативными правовыми актами оснований для принятия такого решения. Оснований для признания решения Комиссии незаконным в указанной части не имеется.

Доводы апеллянта о не предоставлении ОАО «ОУК «Кузбассразрезуголь» в Комиссию положительных экспертных заключений не свидетельствуют о незаконности решения Комиссии.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 г. № 592-О, требование об обязательности представления положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности содержится в утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; при этом предусмотрено, что положительное экспертное заключение представляется в комиссию не при любом обращении в комиссию, а только если рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная отчетом оценщика, отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов (пункты 13 и 20). Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ указанное требование Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - с учетом анализа практики работы комиссий, включения в их состав и участия в их работе представителей профессионального сообщества оценщиков - было отменено, и, соответственно, с момента вступления этого Федерального закона в силу отпали нормативно-правовые основания для определения уполномоченным федеральным органом случаев, в которых при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости получение положительного экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости является необходимым.

Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ, которым из статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» исключены положения о необходимости предоставления при обращении в Комиссию положительного экспертного заключения, вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 02 июня 2016 г., за исключением положений, для которых статьей 9 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление ОАО «ОУК «Кузбассразрезуголь» положительных экспертных заключений на отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков с учетом даты его обращения в Комиссию не являлось обязательным.

Довод о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков на рыночную, влечет значительное снижением сумм поступающих в бюджет подлежит отклонению, так как налоговые правоотношения носят публично-правовой характер. Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости установлена пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и не зависит от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кемеровского областного суда 20 марта 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: