ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5630/2022А-22А от 17.05.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья – Жуков К.М. Дело № 33а-5630/2022 А-22а

24RS0018-01-2022-000372-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Мирончика И.С.,

судей – Данцевой Т.Н., Штей Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстихиной Е.Е.

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании решения незаконным

по апелляционной жалобе главы ЗАТО г. Зеленогорск Сперанского М.В.

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 3 марта 2022 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение администрации ЗАТО г. Зеленогорска об отсутствии нарушений законодательства при предоставлении муниципальным служащим Камневым С.В. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, оформленное письмом от 02.12.2021г. №1-16\4929.

Обязать администрацию ЗАТО г. Зеленогорска повторно рассмотреть вопрос о соблюдении муниципальным служащим Камневым С.В. антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Предоставить администрации ЗАТО г. Зеленогорска для повторного рассмотрения указанного вопроса срок один месяц со дня вступления настоящего решения в силу. О принятом решении в тот же срок сообщить прокурору ЗАТО г. Зеленогорска».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения администрации ЗАТО г. Зеленогорска об отсутствии нарушений законодательства при предоставлении муниципальным служащим Камневым С.В. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, оформленного письмом от 2 декабря 2021 года № 1-16/4929; возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о соблюдении указанным лицом антикоррупционного законодательства.

В обоснование своих требований сослался на то, что сотрудниками прокуратуры была проведена проверка на предмет соблюдения муниципальными служащими требований законодательства о противодействии коррупции, по итогам которой в адрес главы ЗАТО г. Зеленогорска 20 сентября 2021 года направлено представление об устранении выявленных нарушений, в том числе и по факту представления недостоверных сведений о своих доходах первым заместителем Главы города Камневым С.В. Согласно полученному ответу последним были указаны в налоговой декларации достоверные и полные сведения о размере полученного им пособия по временной нетрудоспособности. Полагает, такое решением незаконным, противоречащим п. 40 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей справки в 2021 году (за отчетный период 2020 год), утвержденным Министерством труда России 29 декабря 2020 года № 18-2/10/В-12837, предполагающему указание полученных сумм без вычета налога на доходы физических лиц.

Судом первой инстанции постановлено обозначенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава ЗАТО г. Зеленогорск Сперанский М.В. ставит вопрос об отмене данного судебного акта, как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции, что представление прокурора было рассмотрено, проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих в порядке ст. 3.2 Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» от 24 апреля 2008 года № 5-1565, прокурор проинформирован о принятом решении. Определение того, имело ли место нарушение муниципальными служащими антикоррупционного законодательства, относится к компетенции администрации города.

Заинтересованное лицо Камнев С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явился, причины неявки не сообщил. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации ЗАТО г. Зеленогорска – Жигаловой А.Н., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Дозорцевой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в сентябре 2021 года была проведена проверка исполнения администрацией ЗАТО г. Зеленогорска, муниципальными служащими, руководителями муниципальных учреждений требований законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе. В ходе выполнения данного мероприятия вскрыты факты несоблюдения субъектами проверки обязанностей, предусмотренных в целях предупреждения коррупции, случаи предоставления недостоверных (неполных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В частности, первым заместителем Главы ЗАТО г. Зеленогорска по жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и градостроительству Камневым С.В. занижен доход, полученный из Фонда социального страхования Российской Федерации (оплата листка нетрудоспособности), - вместо 20712 рублей 33 копеек указано 18019 рублей 33 копейки. Вследствие этого на имя Главы ЗАТО г. Зеленогорска направлено представление от 20 сентября 2021 года № 7/1-01-2021/прдп120-21, согласно которому адресату необходимо рассмотреть данное обращение и принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе, их причин и условий (л.д. 9-13).

О результатах проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера прокурору ЗАТО г. Зеленогорска сообщено в письме от 2 декабря 2021 года № 1-16/4929, которое является в настоящее время предметом оспаривания в части указания информации, что Камневым С.В. представлены достоверные и полные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д. 7-8).

Суд первой инстанции, удовлетворения предъявленные требования и признавая указанный ответ незаконным в обозначенной части, исходил из того, что административным ответчиком дана неверная оценка действиям муниципального служащего, включившего в налоговую декларацию сведения о своем доходе, вопреки предписаниям п. 40 упоминавшихся ранее Методических рекомендаций, за вычетом налога на доходы физических лиц.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он базируется на неверном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В рамках осуществления своих дискреционных полномочий прокурор или его заместитель, в силу ч. 1 ст. 24 названного Закона, вправе внести представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При этом при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Из представленных материалов усматривается, что прокурор ЗАТО г. Зеленогорска реализовал свое право на реагирование по фактам имеющихся, по его мнению, нарушений антикоррупционного законодательства муниципальными служащими, направив на имя Главы г. Зеленогорска представление. Таковое было рассмотрено адресатом в оговоренный законом срок, инициирована процедура проведения проверки, установленная ст. 3.2 Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» от 24 апреля 2008 года № 5-1565 (л.д. 62-63). О принятом в отношении Камнева С.В. решении о предоставлении им достоверных и полных сведений о своих доходах было сообщено посредством направления соответствующего сообщения.

Следовательно, предписания Федерального Закона «О прокуратуре в Российской Федерации» административным ответчиком выполнены, вынесенный на обсуждение вопрос им рассмотрен.

Несогласие же прокурора с занятой администрацией ЗАТО г. Зеленогорска позицией относительно отсутствия оснований для привлечения Камнева С.В. к дисциплинарной ответственности не может быть принято в рамках обжалования подготовленного ответа о результатах рассмотрения прокурорского представления. Поднимая вопрос о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть представление и принять желаемое для него решение, прокурор фактически подменяется собой суд, именно к компетенции которого относится разрешение трудовых споров, связанных с невыполнением работником антикоррупционной обязанности. В сложившейся ситуации прокурор не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим гражданским иском.

Эти обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 3 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований прокурора ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным решения администрации ЗАТО г. Зеленогорска об отсутствии нарушений законодательства при предоставлении муниципальным служащим Камневым С.В. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, оформленное письмом от 2 декабря 2021 года № 1-16/4929 и о возложении на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска обязанности повторно рассмотреть вопрос о соблюдении указанным лицом антикоррупционного законодательства – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2022 года.