ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-563/20 от 09.06.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Гориславская Ж.О. Дело №33а-563/2020

УИД -26RS0023-01-2019-006017-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 9 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

судей Болотовой Л.А., Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ениной С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Минераловодского городского округа – ФИО5 на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года

по административному делу по иску и.о. заместителя Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, возложении обязанности устранить указанные нарушения действующего законодательства и организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Соболевой О.Г.

установила:

И.о. заместителя Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов, возложении обязанности устранить указанные нарушения действующего законодательства и организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке.

В обоснование исковых требований указано, что Минераловодской межрайонной прокуратурой по заданию Прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды должностными лицами администрации Минераловодского городского округа.

По результатам проведенной выездной проверки при обследовании территории земельного участка, местоположение которого: <адрес>, Минераловодский городской округ, в <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м на севере от нежилого здания по <адрес>, в <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, выразившиеся в следующем.

На территории обозначенного земельного участка расположена несанкционированная свалка коммунальных отходов, которая не имеет разрешений, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка для устройства полигона санитарным правилам; на данной площади наблюдается загрязнение почвы бытовыми отходами и отработанными ртутьсодержащими лампами, относящимися к отходам 1 класса опасности сортировка, обезвреживание, утилизация отходов не производится; отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку бытовых отходов в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, на которые также возложена организация сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп согласно п. 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 .

Кроме того, обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по охране почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот предусмотрена статьями 13 и 42 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, регламентирующих порядок сбора, складирования, использования, сжигания, переработки и обезвреживания, транспортировки, захоронения и иного обращения с отходами производства, и потребления, администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края допустила организацию несанкционированной стихийной свалки твердых бытовых отходов и не обеспечила надлежащее содержание указанной территории. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ и.о. заместителя Минераловодского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке производства по административным делам в защиту пав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа, иных граждан, Российской Федерации, поскольку в результате непринятия мер по участию в надлежащей организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) твердых коммунальных отходов нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, что может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов, что привело к образованию несанкционированной свалки на земельном участке, местоположение которого: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, в 150 м. на севере от нежилого здания по <адрес>, в <адрес>, возложить обязанность на администрацию Минераловодского городского округа <адрес> устранить указанные нарушения требований законодательства, организоватьдеятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке местоположение которого: <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м. на севере от нежилого здания по <адрес>, в <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года административные исковые требования и.о. заместителя Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению Муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа, удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов, что привело к образованию несанкционированной свалки на земельном участке, местоположение которого: <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м. на север от нежилого здания по <адрес>.

Суд обязал Администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управление Муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа устранить указанные нарушения требований законодательства, организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке местоположение которого: <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м. на север от нежилого здания по <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Минераловодского городского округа – ФИО5, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обосновании доводов ссылается на то, что соответствующей компетенцией в вопросах организации надлежащего санитарного состояния территории городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, наделено Управление муниципального хозяйства. Органы местного самоуправления реализуют вопросы местного значения как самостоятельно, так и через свои отраслевые (функциональные) органы.

Администрация Минераловодского городского округа самостоятельно не осуществляет непосредственно деятельность по организации надлежащего санитарного состояния территории городского округа и по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а реализация данного вопроса возложена на Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа. Администрация Минераловодского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу, какого либо бездействия администрации Минераловодского городского округа не усматривается.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, старшим помощником межрайонного прокурора ФИО6, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления, пункта 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Минераловодской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды должностными лицами администрации Минераловодского городского округа.

По результатам проведенной выездной проверки при обследовании территории земельного участка, местоположение которого: <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м на севере от нежилого здания по <адрес>, в <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, выразившиеся в следующем: на территории обозначенного земельного участка расположена несанкционированная свалка коммунальных отходов, которая не имеет разрешений, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка для устройства полигона санитарным правилам; на данной площади наблюдается загрязнение почвы бытовыми отходами и отработанными ртутьсодержащими лампами, относящимися к отходам 1 класса опасности сортировка, обезвреживание, утилизация отходов не производится; отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку бытовых отходов в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.

Согласно письму Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа от 30.12.2019 № 4004 в адрес администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, работы по ликвидации свалок начинаются с наступлением благоприятных погодных условий и после выделения средства из бюджета Минераловодского городского округа на 2020 год в соответствии с кассовым планом, который будет сформирован в январе 2020 года, в связи с чем, работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края будут организованы во втором квартале 2020 года.

Из акта осмотра земельного участка от 17.12.2019 года, составленного старшим помощником Минераловодского межрайонного прокурора ФИО7, следует, что на земельном участке по адресу: <адрес>, Минераловодский городской округ, в 150 м на севере от нежилого здания по <адрес>, в <адрес>, расположена несанкционированная свалка коммунальных отходов, которая не имеет разрешений, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка для устройства полигона санитарным правилам.

На данной площади наблюдается загрязнение почвы бытовыми отходами и отработанными ртутьсодержащими лампами, относящимися к отходам 1 класса опасности сортировка, обезвреживание, утилизация отходов не производится, отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку бытовых отходов в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы. К акту приложено 3 фотоматериала.

Учитывая, что свалка твердых бытовых отходов, является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, подлежит ликвидации.

Собственник твердых бытовых отходов, хранящихся на несанкционированной свалке, не установлен, следовательно, в связи с чем деятельность по ликвидации данной несанкционированной свалки отнесена к полномочиям администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.

Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.10.2015 № 24 «Об учреждении (создании) органа администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края с правами юридического лица» учрежден (создан) орган администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в форме муниципального казенного учреждения.

Согласно абзаца 10 пункта 2.2 статьи 2 Положения об управлении муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края участвует в организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, согласно пункта 5.6, 5.7 статьи 5 Положения об Управлении муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, источником формирования имущества и финансовых ресурсов Управления являются бюджетные и иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации, Финансирование деятельности Управления и проводимых им мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Минераловодского городского округа и других, не запрещенных законодательством источников.

При таком положении, доводы подателя апелляционной жалобы администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о ненадлежащем ответчике являются необоснованными.

Учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории Минераловодского городского округа и мер к ликвидации несанкционированной свалки административными ответчиками не принято, свалка продолжает существовать, наносит вред окружающей среде, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия администрации Минераловодского городского округа и управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа в принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.

Проверяя доводы ответчика, суд правомерно указал что осуществление мероприятий по ликвидации свалки требует временных затрат, с целью обеспечения исполнимости решения установил соразмерный срок, достаточный для проведения указанных судом мероприятий.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи