ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5649/18 от 20.09.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33а- 5649/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 20 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Шадриной Е.В.,

судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Гринь Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения представителя комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Ленинградской области ФИО2, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное», для постановки его на государственный кадастровый учёт.

В качестве способа восстановления допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лица предложил обязать комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное», для постановки его на государственный кадастровый учёт.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в результате проведённой прокуратурой проверки установлено, что на территории Выборгского района Ленинградской области расположен государственный природный заказник регионального значения «Болото Озерное», который учреждён решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 г. № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Постановлением правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено положение о государственном природном гидрологическом (болотном) заказнике «Болото Озерное», которым определены его площадь – 1 044 га и границы.

Однако особо охраняемая природная территория – государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» не поставлена на кадастровый учёт, сведения о нём как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области нарушает права неопределённого круга лиц на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.

Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным передано для рассмотрения по подсудности в Выборгский городской суд Ленинградской области.

Выборгским городским судом Ленинградской области 18 апреля 2018 г. постановлено приведённое выше решение.

Бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в непредставлении в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное», для постановки его на государственный кадастровый учёт, признано незаконным.

Суд обязал комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» для постановки его на государственный кадастровый учёт.

Не согласившись с решением суда, комитет по природным ресурсам Ленинградской области подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении административного иска по мотиву несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная суду первой инстанции. Отмечается, что действовавшим до 1 января 2017 г. законодательством внесение сведений об особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ) в государственный кадастр недвижимости (ГКН) не предусматривалось. ООПТ по своей правовой природе не являются земельными участками и в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются самостоятельным объектом учёта в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (отличным от объекта недвижимости) и подлежат учёту в реестре границ в составе ЕГРН, а не в ГКН в составе ЕГРН. Границы территории природного заказника установлены и описаны в соответствии с требованиями законодательства, которое не содержит указаний на то, что факт установления границ ООПТ связан с фактом внесения сведений об ООПТ в ЕГРН. Отсутствие сведений о природном заказнике в ЕГРН не означает, что границы этой ООПТ не установлены. В этой связи податель жалобы полагает, что отсутствуют основания для признания бездействия административного ответчика по направлению сведений об ООПТ для их учёта в ЕГРН незаконным.

Относительно доводов апелляционной жалобы и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора поданы возражения о законности решения суда и несостоятельности доводов жалобы.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий.

Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учёт, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Так, частью 3 статьи 42.4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) установлено, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 4 Закона № 33-ФЗ государственный кадастр ведётся в отношении особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Как уже указано, до 1 января 2017 г. действовал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с частью 3 статьи 46 которого сведения об установленных до дня вступления в силу данного федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образования, границах населённых пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно названному федеральному закону единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Статьей 32 того же федерального закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Судом установлено и из материалов дела следует, что государственный природный заказник регионального значения «Болото Озерное» учреждён решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 г. № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области».

Постановлением правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено положение о государственном природном гидрологическом (болотном) заказнике «Болото Озерное», которым определены его площадь – 1 044 га и границы.

Прокурорской проверкой установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости, равно как и в государственном кадастре недвижимости, сведения об указанном природном заказнике как об особо охраняемой природной территории регионального значения отсутствуют.

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктами 9 и 10 части 1 статьи 32 поименованного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Положением о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утверждённым постановлением правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 г. № 341, предусмотрено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере в том числе отношений, связанных с охраной окружающей среды, и в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 1.1).

В полномочия Комитета входит управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к функциям Комитета в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесены подготовка предложений правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, обеспечение функционирования ООПТ регионального значения (пункты 2.1, 3.4).

Разрешая административный спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что именно комитет по природным ресурсам Ленинградской области несёт обязанность по предоставлению сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует закону.

Доводы административного ответчика о возможности получения информации о границах особо охраняемой природной территории и охранных зонах не только из ЕГРН, но из других источников, не освобождает административного ответчика от обязанности направления документов для внесения указанных сведений в реестр границ, поскольку только Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с федеральным законом сведений.

Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

При этом статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные зоны.

Следовательно, указанные сведения подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2017 г.

Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на комитет по природным ресурсам Ленинградской области предоставить документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории регионального значения Ленинградской области – государственного природного заказника «Болото Озерное» в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учёт объекта регионального значения.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика, изложенной в суде первой инстанции, на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по природным ресурсам Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Гомзяков А.Г.