Судья Рыпчук О.В. Дело № 33а-564/18 (33а-13272/17)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Хорольского муниципального района по апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района на решение Хорольского районного суда Приморского края от 11 октября 2017 года, которым административные исковые требования прокуратуры Хорольского района удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации Хорольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по установлению границ следующих населенных пунктов Хорольского муниципального района: с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка и по представлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю сведений о границах указанных населенных пунктов. На администрацию Хорольского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: провести комплексные кадастровые работы по определению координат географических границ населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского края; направить в уполномоченное территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского края.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Хорольского муниципального района – Поляковой С.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что требования прокурора судом первой инстанции не рассмотрены, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокуратура Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Хорольского муниципального района градостроительного законодательства, в результате которой установлено, что администрацией Хорольского муниципального района в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведения о границах Благодатненского сельского поселения, Лучкинского сельского поселения, Хорольского сельского поселения в формате, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории, не переданы. Документы для осуществления кадастрового учета границ населенных пунктов не готовились. Отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенных пунктов может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного фонда или земель сельскохозяйственного назначения, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, что нарушает права и законные интересы граждан на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов Хорольского муниципального района. С учетом уточненных требований просит признать незаконным бездействие администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер, направленных на установление границ населенных пунктов Ярославского городского поселения: с.Вознесенка, с.Дальзаводское, с.Камышовка, с.Малая Ярославка, пгт.Ярославский и предоставлении в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведений об указанных границах населенных пунктов, возложить на администрацию Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района обязанности определить географические координаты границ населенных пунктов Ярославского городского поселения: с.Вознесенка, с.Дальзаводское, с.Камышовка, с.Малая Ярославка, пгт.Ярославский, направить в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведения о границах населенных пунктов согласно документам территориального зонирования в формате XML, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации Хорольского муниципального района не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что границы населенных пунктов муниципальных образований в виде координатного описания в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства должны устанавливаться после установления границ муниципальных образований. Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2015 года №2444-р утвержден комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания. Обеспечение проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и определен срок выполнения указанного мероприятия 2017-2020 г.г. На сегодняшний день границы муниципальных образований – поселений Хорольского муниципального района имеют лишь графическое изображение и описание без соблюдения требований действующего земельного и градостроительного законодательства, что препятствует установлению границ населенных пунктов Хорольского муниципального района. На территории Хорольского муниципального района имеются лесные насаждения, являющиеся собственностью Российской Федерации. Собственником границы лесов не определены, что препятствует установлению границ населенных пунктов. Администрация неоднократно обращалась в департамент лесного хозяйства Приморского края по вопросу проведения землеустройства, однако по независящим от департамента причинам землеустройство не проведено.
Представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что требования прокурора преждевременны. Распоряжением Правительства РФ № 2444-р установлен срок проведения проектных работ в целях определения границ населенных пунктов – с 2017 по 2020 год. Границы устанавливают администрации населенных пунктов.
Представители администрации Приморского края, департамента финансов Приморского края в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что прокуратурой Хорольского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при реализации Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в ходе которой установлено, что администрацией Хорольского муниципального района в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведения о границах населенных пунктов: Благодатненского сельского поселения, Лучкинского сельского поселения, Хорольского сельского поселения в формате, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории, не переданы. Документы для осуществления кадастрового учета земельных участков и границ населенных пунктов администрацией Хорольского муниципального района в 2016 году не готовились по причине недостаточности средств. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении своих обязанностей работниками администрации Хорольского муниципального района, а также отсутствии должного контроля со стороны руководства.
10 марта 2017 года главе Хорольского муниципального района направлено представление № об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с неисполнением администрацией Хорольского муниципального района предписания, прокурором подан административный иск, в котором прокурор требует признать незаконным бездействие администрации Хорольского муниципального района по неприянию мер, направленных на установление границ населенных пунктов: Благодатненского сельского поселения, Лучкинского сельского поселения, Хорольского сельского поселения и предоставлению в ФГБУ «ФКП Росресстра» по Приморскому краю сведений о границах указанных населенных пунктов, а также о возложении на административного ответчика обязанности подготовить и оформить в соответствии с требованиями законодательства документы для внесения сведений о границах указанных населенных пунктов в государственный кадастр недвижимости, предоставить сведения о границах вышеперечисленных населенных пунктов в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю.
В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования. Из имеющихся в материалах административного дела уточненных исковых требований следует, что прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер, направленных на установление границ населенных пунктов Ярославского городского поселения: с.Вознесенка, с.Дальзаводское, с.Камышовка, с.Малая Ярославка, пгт.Ярославский и предоставлении в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведений об указанных границах населенных пунктов, возложении на администрацию Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района обязанности определить географические координаты границ указанных населенных пунктов, направить в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю сведения о границах населенных пунктов согласно документам территориального зонирования в формате XML, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Удовлетворяя требования прокуратуры Хорольского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела подтверждают наличие обстоятельств, влекущих в силу прямого указания норм права обязанность администрации района направить в органы регистрации права документы для внесения в реестр границ сведений о границах населенных пунктов (сел) Хорольского муниципального района. Суд признал незаконным бездействие администрации Хорольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по установлению границ следующих населенных пунктов Хорольского муниципального района: с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка и по представлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю сведений о границах указанных населенных пунктов; на администрацию Хорольского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: провести комплексные кадастровые работы по определению координат географических границ населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского края; направить в уполномоченное территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов с.Благодатное, с.Прилуки, с.Новобельмановка, с.Приозерное, с.Усачевка, с.Ленинское, с.Луговой, с.Лукашевка, с.Поповка, с.Хороль, ж-д станция Хорольск, с.Старобельмановка, с.Новодевица, с.Стародевица, с.Сиваковка, с.Петровичи, с.Лучки, с.Малые Лучки, с.Березовка Хорольского района Приморского края.
Более на стадии рассмотрения дела по существу требования прокурором не уточнялись.
Таким образом, первоначально заявленные требования являются отличными от уточненных, которые, в свою очередь, отличны от рассмотренных судом.
Требований, в отношении которых судом первой инстанции постановлено решение, в качестве уточненных в материалах дела не имеется. Не отражены они и в протоколе судебного заседания.
Ознакомление с аудиопротоколированием судебного заседания от 11 октября 2017 года не устранило выявленных противоречий, поскольку аудиофиксация произведена со стадии исследования материалов дела, в связи с чем, установить достоверно, какие именно требования прокурора рассматривал суд, не представляется возможным.
По имеющимся в материалах административного дела уточненным исковым требованиям решение не принято.
Согласно ст.170 КАС РФ после исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 243 настоящего Кодекса, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 39 настоящего Кодекса, а также выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений председательствующий в судебном заседании объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.
В соответствии с ч.4 ст.171 КАС РФ лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.
Статьей 176 КАС РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст.178 КАС РФ).
Решение Хорольского районного суда Приморского края вышеназванным правовым нормам и положениям Пленума Верховного Суда РФ не соответствует. Сведений о том, что удовлетворенные судом первой инстанции требования были заявлены прокурором и приняты к производству суда, в материалах дела не имеется.
Из содержания норм ст.307 КАС РФ следует, что рассмотрению дела в апелляционном порядке должно предшествовать первичное рассмотрение дела судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции рассматривает ранее рассмотренное дело с учетом доводов и возражений, представленных сторонами в отношении решения, постановленного по результатам разрешения спора по существу.
Рассмотрение спора по существу предполагает определение, исследование и установление судом фактических обстоятельств дела и изложение судом своих доводов об этих обстоятельствах.
Следовательно, отсутствие первичного рассмотрения дела по существу спора исключает возможность рассмотрения дела по существу спора в апелляционном порядке.
Поскольку суд первой инстанции дело по существу заявленных требований не рассматривал, не исследовал и не устанавливал фактические обстоятельства дела, то повторное рассмотрение дела в суде апелляционное инстанции невозможно, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело –направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Указанные процессуальные нарушения в совокупности привели к принятию неправильного решения, поскольку суд вынес решение с нарушением принципов полноты, объективности, всесторонности, непосредственности исследования обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Хорольского районного суда Приморского края от 11 октября 2017 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Хорольский районный суд Приморского края.
Председательствующий
Судьи