ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5677/19 от 07.05.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Тарасюк Ю.В. адм. дело № 33а–5677/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 7 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Емелина А.В.,

при секретаре Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лукиянчук В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району городского округа Тольятти об оспаривании действий должностного лица.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 06.12.2018 Отделом назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району городского округа Тольятти принято решение об отказе в предоставлении ему единовременной денежной выплаты (семейного капитала) на основании пункта 13 статьи 22.20 Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».

С отказом в предоставлении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на получение указанной денежной выплаты, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22.18 Закона Самарской области от 16 июля 2004 года № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Лукиянчук В.Н. просил суд признать незаконным решение начальника Отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району городского округа Тольятти, изложенное в уведомлении от 06.12.2018 № 6766, об отказе в денежной выплате (семейного капитала) в размере 100 000 рублей в связи с приобретением для семейных нужд транспортного средства; обязать начальника Отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения закона и его прав.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 марта 2019 года административное исковое заявление Лукиянчука В.Н. удовлетворено, признано незаконным решение ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» об отказе в назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) и на ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лукиянчука В.Н. о назначении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В апелляционной жалобе ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, поскольку предоставление единовременной денежной выплаты (семейного капитала) осуществляется министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, которое к участию в деле не привлекалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Административный истец ФИО2 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражения на жалобу административного истца, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 15 КАС РФ).

В силу пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 № 16 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, разработке и принятии административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления в Самарской области» утвержден Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей» (далее – Административный регламент).

Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей» определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении единовременной денежной выплаты (семейного капитала) при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей (далее - единовременная денежная выплата (семейный капитал).

Пунктом 2.2 Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными органами - в части приема документов у лиц, обратившихся за предоставлением единовременной денежной выплаты (семейного капитала), назначения (отказа в назначении) единовременной денежной выплаты (семейного капитала), уведомления заявителя о принятом решении; министерством - в части организации выплаты единовременной денежной выплаты (семейного капитала).

Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 утверждено Положение о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения и демографического развития региона, руководство системой социальной защиты области в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, государственную защиту семьи и детства на территории Самарской области.

Министерство является главным администратором (администратором) доходов, главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.5. Положения).

Вместе с тем, при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований судом к участию в деле не привлечено министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, чьи права и обязанности затрагиваются решением суда, поскольку на министерство возложена обязанность по предоставлению государственной услуги в части организации выплаты семейного капитала.

С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий должностного лица подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 марта 2019 года отменить.

Направить административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Отделу назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району городского округа Тольятти об оспаривании действий должностного лица на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи