ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-572/2021 от 27.01.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Подушкин О.В. № 33а-572/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Струковой А.А.,

судей: Шубина Д.В., Быстровой М.А.

при секретаре: Прокошиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Калининград» на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 24 сентября 2020 года, которым административный иск Васиной М.К. к администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании бездействия удовлетворен: признано незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», связанное с невосстановлением уличного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома № 4 по ул.Толбухина в г.Калининграде, и административный ответчик обязан восстановить уличное освещение у указанного жилого дома.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя администрации городского округа «Город Калининград» – Кирьяковой Е.Р., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васина М.К. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является помещений и председателем совета многоквартирного жилого дома № 4 по ул.Толбухина в г.Калининграде, который был введен в эксплуатацию в 2011 году, при этом все коммуникации дома, в том числе направленные на освещение придомовой территории, находились в исправном состоянии. Однако с 2017 года освещение придомовой территории было прекращено, в связи с чем Васина М.К. обращалась с соответствующими жалобы в различные органы и организации, после чего в октябре 2019 года управляющая компания – ООО «Эгида – Строй – Инвест» - инициировала проведение общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме по вопросу подключения наружного освещения придомовой территории и выбора способа оплаты за счет средств собственников жилых и нежилых помещений дома. Положительно проголосовало только 16,26% собственников, большинство собственников возражали против возложения на них расходов по наружному освещению придомовой территории.

Поскольку наружное освещение было организовано несколькими застройщиками, которые не передали в муниципальную собственность построенные сети наружного освещения, представляющие собой единую систему, включающую 37 опор линий электропередачи, из которых только 3 опоры находятся в пределах земельного участка для обслуживания и эксплуатации жилого дома, а организация электроснабжения населения является вопросом местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ 6 октября 2003 года, административный истец считает, что обязанность по восстановлению уличного и дворового освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома № 4 по ул.Толбухина в г.Калининграде возникла у органа местного самоуправления, то есть администрации городского округа «Город Калининград», которая неправомерно уклоняется от исполнения такой обязанности.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Калининград» просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправомерное возложение обязанности по содержанию объектов, которые в силу закона относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, является вопросом местного значения согласно нормам Федерального закона от 6 октября 2002 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», система освещения придомовой территории многоквартирного дома не является общим имуществом собственников помещений дома, вследствие чего публичной обязанностью органов местного самоуправления является организация уличного освещения, при этом под организацией освещения подразумевается весь комплекс действий, связанных с разработкой, реализацией проекта организации освещения и несения соответствующих затрат.

В то же время, согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьи 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил содержания общего имущества, которые не содержат прямой нормы о включении в состав общего имущества в многоквартирном доме сетей наружного освещения придомовой территории.

Таким образом, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы по уличному освещению перечисленные нормы действительно прямо не содержат.

Вместе с тем, названные правовые акты не содержат и норм, предписывающих несение соответствующих расходов за счет бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация благоустройства территории городского округа.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 20 мая 2015 года № 161 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград".

Пунктом 14.1 Правил благоустройства предусмотрено, что все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Собственники (владельцы, пользователи), в ведении которых находятся устройства наружного освещения и подсветки, обязаны, в частности, обеспечивать надлежащее содержание и ремонт устройств наружного освещения и подсветки, при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт (п.п. 14.1.1); осуществлять своевременное включение и отключение освещения (п. 14.1.3); обеспечивать нормативную освещенность (п. 14.1.4).

Пунктом 14.2 Правил благоустройства определено, что содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения и являющегося объектом муниципальной собственности, организует муниципальный заказчик и выполняет подрядная организация в соответствии с муниципальным контрактом.

В силу пункта 14.3 названных Правил содержание и ремонт придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам многоквартирных домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, или управляющие организации.

Отсюда следует, что уличное освещение придомовой территории многоквартирного дома может являться общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома при условии, что соответствующее оборудование подключено к вводным распределительным устройствам многоквартирного дома.

Уполномоченный муниципальный орган организует содержание и ремонт только того уличного и придомового освещения, которое подключено к единой системе уличного освещения и является объектом муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что работы по обустройству сетей наружного освещения в границах улиц Толбухина – Миклухо-Маклая – Баженова – Тамбовской – Балашовской на территории многоквартирных жилых домов осуществлялись застройщиками в соответствии с полученными техническими условиями.

Система наружного освещения на территории жилого комплекса выполнена в соответствии с техническими условиями и состоит из 37 опор наружного освещения, из которых 4 опоры расположены в пределах земельного участка для обслуживания жилого дома 4 по ул.Толбухина.

Учет и схема управления наружным освещением осуществляется от трансформаторной подстанции ТП-1007, собственником которой является ООО «Агроимпульс».

Учет потребленной энергии производится раздельно по многоквартирным жилым домам.

Объекты уличного освещения к объектам муниципальной собственности никогда не относились.

Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию при наличии исправной системы наружного освещения.

Прекращение электроснабжения в целях уличного (дворового) освещения обусловлено тем обстоятельством, что между управляющей компаний – ООО «Эгида-Строй-Инвест» - и собственником ТП-1007 – ООО «Агроимпульс» - не урегулированы договорные отношения по учету потребляемой электроэнергии за наружное освещение, в связи с чем ООО «Агроимпульс» произведено отключение наружного освещения.

Наружное освещение придомовой территории иных домов в названном микрорайоне осуществляется за счет средств управляющей компании.

В ситуации, когда технические условия по наружному освещению не содержат условия о передаче застройщиками в муниципальную собственности соответствующих объектов, подключенных к трансформаторной подстанции, находящейся в частной собственности, и такие технические условия выполнены, многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию, а прекращение электроснабжения обусловлено фактическим наличием спора относительно порядка оплаты электрической энергии в целях наружного освещения, у администрации городского округа «Город Калининград» как распорядителя средств бюджета городского округа «Горд Калининград» не возникло обязанности по финансированию потребления электрической энергии в целях обеспечения наружного освещения и, следовательно, по восстановлению уличного освещения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе собственнику помещений Васиной М.К. в административном иске к администрации городского округа «Город Калининград».

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 24 сентября 2020 года отменить и вынести новое решение, которым в административном иске Васиной М.К. к администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании бездействия, выразившегося в невосстановлении уличного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома № 4 по ул.Толбухина в г.Калининграде, обязании устранить допущенное нарушение, - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи