ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5739/18 от 20.09.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5739/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 20 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лукашевой Татьяны Фаязовны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2018 года о признании незаконными действий по внесению записей в ЕГРН об охранных зонах.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО6 – представителя от административного истца Лукашевой Т.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО7 – представителя от заинтересованного лица АО «Связьтранснефть», судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Лукашева Т.Ф. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просила: признать незаконными действие (бездействие), решения Управления Росреестра по Ленинградской области по внесению записей в ЕГРН:

- запись от 07.02.2011 г. о наличии двух обременений по 334 кв.м, охранная зона ЛЭП.

По внесению записей в ГКН:

- от 2010 г. охранная зона ЛЭП 334 кв.м.;

- от 2012 г. охранная зона ВОЛС 9 кв.м.;

- от 2015 г. охранная зона ВЛ-0,4 кВ от ТП-2192 123 кв.м.;

- от 2015 г. охранная зона ВЛ-10кВ Ф-244-06 587 кв.м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области осуществить:

исключение из ЕГРН записи от 07.02.2011 г. о наличии 2 обременений по 334 кв.м, охранная зона ЛЭП;

исключение записей в ГКН: от 2010 г. охранная зона ЛЭП 334 кв.м.; от 2012 г. охранная зона ВОЛС 9 кв.м.; от 2015 г. охранная зона ВЛ-0,4 кВ от ТП-2192 123 кв.м.; от 2015 г. охранная зона ВЛ-10кВ Ф-244-06 587 кв.м.

В обоснование заявленных требований Лукашева Т.Ф. отмечала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по <адрес> с кадастровым номером

При приобретении земельного участка в 2013 г. имелось обременение 334 кв.м, охрана зона ЛЭП. В соответствии с выпиской в ней содержатся сведения о наличии двух обременении: два раза по 334 кв.м, охранная зона ЛЭП. Номер записи и дата внесения сведения о двух обременениях идентична сведения об одном обременении. При этом лицо, в пользу которого установлено обременение, не определено.

Минэнерго России на обращение Лукашевой Т.Ф. по вопросу незаконного занятия ее земельного участка хозяйствующими субъектами дан ответ об имеющихся обременениях с учтенными номерами площадь 334 кв.м, охранная зона ЛЭП, внесенной в ГКН в 2010 году на основании заявления и межевого плана; 123 кв.м., охранная зона ВЛ-0,4 кВ от ТП-2192, внесенной в ГКН в 2015 году на основании карты (плана); , площадью 587 кв.м, от 2015 г. охранная зона ВЛ-10кВ Ф-244-06, внесенной в ГКН в 2015 году на основании карты (плана); площадью 9 кв.м, внесенной в ГКН в 2012 году на основании карты (плана).

Также на земельном участке административного истца располагается газопровод длиной 81,86 п.м., охранная зона которой по 2 метра с каждой стороны, то есть 327,4 кв.м.

Общая площадь обременений составляет 1380, 44 кв.м., что превышает общую площадь 1276 кв.м. земельного участка административного истца. Предыдущие владельцы земельного участка не согласовывали размещение опор ЛЭП, ТП-2192, волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), газопроводов и других инженерных коммуникаций на земельном участке, уведомление об их размещении, о внесении сведений в ГКН, об установлении обременений от органов местного самоуправления, государственной власти не получали.

Полагает, что действия, решения Росреестра по внесению в ЕГРН, ГКН записей незаконны по следующим основаниям. Записи о наличии обременений вносятся при отсутствии решения (акта) об установлении зоны с особыми условиями использования территорий. Записи об обременениях вносятся без обращения и (или) без получения в порядке межведомственного обмена, сведений органов местного самоуправления, органов государственной власти, на основании заявления не уполномоченного лица. Записи в ЕГРН, ГКН вносятся без уведомления (привлечения) административного истца. Записи в ЕГРН не соответствуют сведениям 3 раздела плану (чертежу, схеме). Обременение, отраженное в плане, чертеже в 2013 не существует на плане (чертеже) в 2017, указаны другие охранные зоны, с другим местонахождением, конфигурацией, площадью.

Правовой документ (договор с собственником), акт органа местного самоуправления, органа исполнительной власти, решение суда об установлении обременений (сервитута) не принималось и наличие записи в ЕГРН, ГКН незаконно и нарушает права административного истца.

Незаконные действия Росреестра по внесению записей в ЕГРН, ГКН о наличии обременения на принадлежащий административному истцу земельный участок приводит к легализации незаконных действий третьих лиц, самовольно занявших земельный участок, осуществивших самовольную постройку без выделения им данного участка под строительство, без разрешения на строительство, без соблюдения требований технических и строительных норм.

Определением Всеволожского городского суда от 31.08.2017 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 октября 2017 года Лукашевой Т.Ф. в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегия по административным делам Ленинградского областного суда от 25.01.2018 решение Всеволожского городского суда от 31.08.2017 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сверчкова Т.Г., ПАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго», АО «Связьтранснефть».

В суде первой инстанции представитель административного истца требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области возражала против заявленных требований, отмечая в отзыве, что сведения об обременении земельного участка площадью 334 кв.м. внесены в кадастр недвижимости до покупки земельного участка административным истцом. Ранее действовавшее законодательство устанавливало фактически право публичного сервитута охранной зоны ЛЭП на всем ее протяжении, но не обязывало регистрировать такие обременения. Сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до 17.03.2009 (вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющими такими объектами.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области в отзыве также просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что установление охранных зон и формирование под эти зоны частей земельных участков осуществлялось Филиалом в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости либо кадастровым инженером при осуществлении им кадастровой деятельности.

Представители заинтересованных лиц ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго», АО «Связьтранснефть» просили в удовлетворении административного отказать.

Представитель ПАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» просил исключить из числа заинтересованных лиц ПАО «Транснефть», поскольку административный иск не затрагивает его права и законные интересы.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2018 года административный иск Лукашевой Т.Ф. удовлетворен частично.

Суд обязал Управление Росреестра по Ленинградской области осуществить исключение из ЕГРН записи в отношении земельного участка с кадастровым номером , внесенной от 02.06.2015 г. об установлении охранной зоны ВЛ-0,4 кВ от ТП-2192 123 кв.м. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части требований административного иска – отказано.

На постановленное судом решение Лукашевой Т.Ф. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового – об удовлетворении требований иска. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции. Выражается несогласие с тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и нарушил материальные и процессуальные нормы. Отказал признать обязательной явку административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, не истребовал по ходатайству представителя административного истца дополнительные доказательства от ПАО «Транснефть», АО «Связьтранснефть», <адрес> по вопросу строительства объекта связи.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения от представителей заинтересованных лиц ПАО «Транснефть», АО «Связьтранснефть» о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан; 2) безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечения сохранности объектов культурного наследия; 4) охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из содержания ст. 105 ЗК РФ, охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий.

Действующим законодательством установлены в числе прочих следующие виды охранных зон: охранная зона объектов систем газоснабжения, охранная зона электрических сетей (ЛЭП), охранная зона железных дорог, охранная зона систем теплоснабжения, охранная зона инженерных сетей (коммуникаций), охранная зона водопровода, охранная зона кабельных линий и охранная зона трубопроводов.

Как следует из материалов дела, Лукашевой Т.Ф. на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.09.2013 г. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером . В пункте 5 договора купли-продажи земельного участка от 10.09.2013 г., заключенного между ФИО8 и Лукашевой Т.Ф., предусмотрено, что земельный участок имеет ограничения (обременения) права: часть земельного участка площадью 334 кв.м, охранная зона ЛЭП.

Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Однако с настоящим административным исковым заявлением Лукашева Т.Ф. обратилась в суд 04.08.2017 года, то есть спустя 3 года после заключения договора купли-продажи земельного участка, следовательно, с пропуском процессуального срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

Уважительные причины пропуска трехмесячного срока, установленного в статье 219 КАС РФ, у Лукашевой Т.Ф. отсутствовали, доказательств об их наличии в дело не представлено.

При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании внесения записи в ГКН об установлении охранной зоны ЛЭП 334 кв.м.

В соответствии с п. 1 ст. 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия)

Ранее действовавшими Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совета министров СССР от 26.03.1984 года № 255, согласование установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства не предусматривалось.

На момент строительства воздушной допускалось возведение линии электропередач на земельных участках, принадлежащих государству, без их изъятия у землепользователей.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") установлен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

В силу пунктов 5, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

При этом в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" установлено, что согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется. Сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании.

В силу п. 1 ст. 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Судом правильно установлено, что сведения об ограничении (обременении) права на земельном участке площадью 334 кв.м, охранная зона ЛЭП внесены в ГКН на основании межевого плана, содержащегося в кадастровом деле земельного участка подготовленного 24.04.2010 кадастровым инженером ФИО9 Заказчиком кадастровых работ являлась Сверчкова Т.Г. В разделе межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в общих сведениях о частях земельного участка с кадастровым номером указаны две части, площадь одной части составляет 334 кв.м., характеристика части – охранная зона ВЛ 10Кв, площадь другой части 25 кв.м.

Электрические сети на земельном участке административного истца проходят с 1985 года.

ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» заключило с ООО «ГеоКад» договор подряда на выполнение комплексных работ от 08.09.2014 г. После выполнения работ по данному договору в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах охранной зоны.

В границах земельного участка с кадастровым номером находится земельный участок с кадастровым номером площадью 334,46 кв.м, на который установлена охранная зона ЛЭП, земельный участок с кадастровым номером площадью 123 кв.м., данные изменения внесены 02.06.2015 г. в связи с наличием в учетной зоне линии электропередач, а также земельный участок с кадастровым номером площадью 587 кв.м, данные изменения внесены 13.07.2015 г. в связи с нахождением в учетной зоне линии электропередач.

Суд обоснованно пришел к выводу об исключении из ЕГРН сведений об охранной зоне ВЛ-0,4 кВ от ТП-2192 123 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером поскольку с заявлением об установлении этой охранной зоны обратился не правообладатель объекта электросетевого хозяйства. Так, в соответствии с актом о разграничении эксплуатационной ответственности сторон от 29.02.2015, составленным ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» и Лукашевой Т.Ф., границы эксплуатационной ответственности сторон установлены на контактах присоединения проводов воздушного ответвления на жилой дом, принадлежащий Лукашевой Т.Ф., к проводам ВЛ-0,4 КВ от ТП 2192 ф.244-06 на опоре №1.

В части установления охранной зоны в отношении волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) судом верно установлено, что в границах земельного участка административного истца располагается земельный участок с кадастровым номером площадью 9 кв.м., поставленный на государственный кадастровый учет 28.05.2015 в связи с наличием в учетной зоне ВОЛС. Часть земельного участка с кадастровым номером была сформирована под охранную зону, сведения о которой в государственный кадастр недвижимости внесены Акционерной компанией по транспортировке нефти «Транснефть».

Указанная ВОЛС имеет протяженность 38047 м. Строительство волоконно-оптической линии связи осуществлялось в 2002-2006 годах. Согласно акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 25.12.2006 г. ВОЛС введена в эксплуатацию 25.12.2006 г. Право собственности ОАО «АК Транснефть» на ВОЛС зарегистрировано 15.06.2007. В соответствии с договором купли-продажи от 30.04.2013 ВОЛС передана в собственность АО «Связьтранснефть».

Эксплуатация ВОЛС осуществляется в охранной зоне, сведения о которой внесены в ГКН в 2012 году в соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.06.1995 № 578.

Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ленинградской области от 06.03.2012 на основании представленных документов представителя ОАО «АК по транспорту нефти «Транснефть» внесены сведения о зоне с особыми условиями использования – охранная зона волоконно-оптическая линия связи.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукашевой Татьяны Фаязовны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Береза С.В.