дело № 33а-5784/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 25 июля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Шидаковой О.А., ФИО1 ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Алушты Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованные лица Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ООО «Порте-Маре», ООО «Парк-отель «Порто-Маре 21», ООО «Омега», ФИО3, ФИО4, о признании незаконным постановления,
по апелляционному представлению прокурора города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
прокурор города Алушты Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>».
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года №3506 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ФИО3 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки для зоны застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами Ж-2(01), в отношении указанного земельного участка, площадью 4000 кв.м, установленный вид разрешённого использования - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», в части увеличения коэффициента плотности застройки от нормативных 1,2 до 3,2. Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждёнными решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 февраля 2019 года № 59/22, предусмотрены предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков. ФИО3 обратилась в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В градостроительном обосновании возможности отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, указано, что на участке присутствуют просадочные грунты, территория является подтопляемой, присутствуют оползневые процессы, в связи с чем, необходимо нарастить массу здания для возможности восприятия данных нагрузок, а также рельеф участка холмистый и расположен в районе с повышенной сейсмичностью. При этом, в заявлении и в обосновании не представлены обоснования того, что с учётом имеющихся геологических процессов, объём разрешённого строительства с установленным в Правилах землепользования и застройки коэффициентом плотности застройки 1,2, которая равна площади брутто 4800 кв.м. и расчётной массы зданий, исходя из существующего коэффициента, будет недостаточно для восприятия нагрузок, с учётом имеющихся грунтов, подтопляемой территории и оползневых процессов, а также того, что в условиях существующего рельефа и расположения земельного участка в районе с повышенной сейсмичностью, отсутствует возможность строительства объекта, соответствующего предельным параметрам разрешённого строительства. Кроме того, согласно пункта 1.6.1 и Таблицы № 6 Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Крым, утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 171 (в редакции от 30 декабря 2019 года) предусмотрены целевые показатели обеспечения машино-местами жилых объектов капитального строительства. При этом в обосновании указано, что планируется подземный паркинг, площадью 1598,4, при расчёте строительства 186 квартир, что составляет 8,5 кв.м на одно машино-место, что не соответствует требованиям Региональных нормативов. При этом сведения о наземных стоянках, в обосновании отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой 2 апреля 2021 года в адрес главы Администрации города Алушты Республики Крым принесён протест, который рассмотрен, но в удовлетворении отказано. Из информации Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 24 июня 2021 года № 2384/02-15 следует, что ФИО3 не обоснована необходимость в отклонении от предельных параметров разрешённого строительства земельного участка. Считает, что проведение процедуры общественных обсуждений не может восполнить отсутствие законных оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене. Обращение с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц обусловлено тем, что предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в нарушение градостроительного законодательства, может повлечь за собой нарушение их прав на благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года административное исковое заявление прокурора города Алушты Республики Крым оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, прокурором города Алушты Республики Крым подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Апелляционное представление мотивировано тем, что судом при принятии решения не взяты во внимание обстоятельства, имеющие значение по делу, указанные в административном исковом заявлении. Также указывает, что из совокупного анализа пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пункта 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в их системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства состоит в необходимости обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. В связи с чем, не согласен с выводом суда о том, что административным истцом не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, оспариваемым решением. Полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с учётом достаточности оснований и доводов обоснованности административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора города Алушты Республики Крым Орехова А.В. доводы апелляционного представления поддержала по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика Администрации города Алушты Республики Крым ФИО5 поддержал поданные письменные возражения на апелляционное представление, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 - ФИО6 полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поддержала письменные возражения, находящиеся в материалах дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не поступало.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4000 +/-13 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17 августа 2021 года (т. 1 л.д. 62-72).
14 октября 2020 года ФИО3 обратилась в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства земельного участка с кадастровым номером № в части увеличения коэффициента плотности застройки до 3,2 (т. 3 л.д. 161-162).
Указано, что отклонение испрашивается в связи с тем, что инженерно-геологические характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки: просадочные грунты, подтопляемая территория с высоким залеганием грунтовых вод, оползневые процессы, сеймически активный район с расчётным показателем 8 баллов.
Согласно поданного дополнения (т. 3 л.д. 163), к заявлению ФИО3 приложен технический отчёт по результатам инженерно-геологических изысканий, заключение ООО «Визавир» о возможности размещения объекта капитального строительства на земельном участке, информационное письмо ООО «Крымская негосударственная экспертиза строительных проектов и результатов инженерных изысканий».
Из приложенного технического отчёта по результатам инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации, шифр 140-ИГИ/2020, составленного ИП ФИО7 (т. 1 л.д. 128-198, т. 3 л.д. 176-193) следует, что территория не подтопляема (раздел 5), основными опасными процессами на площадке проектирования являются сейсмичность и склоновые процессы (раздел 6). Расчётная сейсмическая интенсивность 8 баллов, категория опасности по СП 115.13330.2016 оценивается как весьма опасная. Учитывая моноклинально наклонённый рельеф участка и прилегающих к нему территорий (выше и ниже по рельефу), наличие грунтовых вод и постоянную техногенную деятельность человека, тут могут иметь место оползневые процессы. Строительство проектируемого объекта может спровоцировать активизацию оползневых процессов на склоне, так как будут проводиться земляные работы по устройству котлованов и перепланировке склона и в результате техногенных нагрузок может быть нарушено существующее равновесие. Настоятельно рекомендуется производить мониторинг состояния устойчивости склона для своевременного принятия мер по недопущению или скорейшей ликвидации любых проявлений оползневой активности на склоне и прилегающих к нему участках. Работам по планировке участка должны предшествовать мероприятия по укреплению верхней части склона. Согласно СП 115.13330.2016 категория опасности природных воздействий на участке строительства оценивается как опасная. В заключении также указано, что инженерно-геологические условия площадки проектируемого строительства относятся к III категории сложности (сейсмичность, потенциальные опасные геологическое процессы).
Из заключения ООО «Визавир» о возможности размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 194-195), следует, что в ходе выполнения топографо-геодезических работ на объекте (земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>), установлено, что данный земельный участок имеет конфигурацию, неблагоприятную для застройки. Рельеф участка холмистый. Представлен перепадом с северо-востока на юго- запад. Снижение составляет от 45 м до 23 м, уклон местно превышающий 40%. Анализ выполненных топографо-геодезических материалов показал, что исследуемый участок имеет сложный рельеф, пересечён подземными и надземными коммуникациями. Эти условия являются неблагоприятным фактором для строительства многоквартирных жилых домов и требуют выполнения специальных строительных мероприятий по посадке зданий и закреплению склона на период строительства и эксплуатации здания. Земельный участок имеет сложную, многогранную, неправильную форму, которая не позволяет выполнить компактную ортогональную посадку здания в заданных объёмно-планировочных и конструктивных решениях вдоль какой-либо из сторон земельного участка.
Согласно информационного письма от 8 октября 2020 года ООО «Крымская негосударственная экспертиза строительных проектов и результатов инженерных изысканий» (т. 3 л.д. 196) к заявлению на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на участке с кадастровым номером № инженерно-геодезические характеристики земельного участка, а именно: существенный перепад высот на участке и необходимость обеспечения объекта системами инженерно-технического обеспечения при таком перепаде высот, являются неблагоприятными для застройки и могут служить основанием для обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства. Установленные инженерными изысканиями неблагоприятные факторы геологического строения участка вынуждают проектировать объект с мероприятиями по защите и профилактике их влияния на предполагаемый к строительству объект с устройством системы дренажей и пристенных лотков. Так, после удаления непригодного просадочного грунта, целесообразно выполнить развитую подземную часть комплекса жилых домов. Для восприятия оползневых сдвигающих нагрузок, необходимо нарастить массу здания. Предварительно предусмотреть в расчёте конструкций работу свайных фундаментов и каркаса здания ниже отметки ноль ещё и в качестве удерживающих сооружений склона, для недопущения обрушения земляных масс из-за высокого перепада в рельефе местности (максимальный перепад высот составляет 22,0 м) в сложных геологических условиях грунтов. Необходимые проектные решения приведут к отклонениям от предельных параметров разрешённого строительства земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от 19 октября 2020 года названной комиссией предложено вынести на общественные обсуждения вопросы предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО3 (т. 3 л.д. 197-199).
Распоряжением Главы муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от 20 октября 2020 года №99-р назначены общественные обсуждения по проектам решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (правообладатель ФИО3). Установлен срок проведения общественных обсуждений с 22 октября 2020 года по 19 ноября 2020 года (т.3 л.д. 200).
Указанное распоряжение, а также оповещение о начале общественных обсуждений были обнародованы на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (https://alushta.rk.gov.ru/ru/document/show/4159) и опубликованы в газете «Алуштинский вестник» №41 (1526) 22 октября 2020 года (т. 3 л.д. 201).
Администрацией города Алушты Республики Крым в качестве доказательства опубликования и размещения проекта обоснования предоставления разрешений на отклонения от предельных параметров разрешённого строительства представлен скриншот страницы официального сайта (т. 3 л.д. 219), однако, указанное доказательство не может быть принято судебной коллегией.
Так, вопреки указанному, гипертекстовый документ, размещённый на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, ссылающийся на другой объект (проект обоснования), в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, (правообладатель – ФИО3), в отличии от иных гиперссылок на странице, является нерабочим https://alushta.rk.gov.ru/ru/structure/2020_11_03_16_51_proekty_obosnovanii_predostavleniia_razreshenii_na_otkloneniia_ot_predelnykh_parametrov_razreshennogo_stroitelstva_v_otnoshenii_sledu.
Из заключения о результатах общественных обсуждений от 19 ноября 2020 года следует, что на общественных обсуждениях рассмотрен, в том числе, проект постановления Администрации города Алушты Республики Крым «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>» (пункт 5) (т. 3 л.д. 210).
Согласно протоколу общественных обсуждений от 19 ноября 2020 года предложения и замечания граждан на вышеуказанный проект постановления предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, а также иных участников в период проведения общественных обсуждений не поступали (т.3 л.д. 211).
Заключение о результатах общественных обсуждений обнародовано в спецвыпуске газеты «Алуштинский вестник» № 4 от 20 ноября 2020 года (т. 3 л.д. 212).
20 ноября 2020 года состоялось заседание Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, согласно протокола которого, рассмотрено, в том числе, заявление ФИО3 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (т.3 л.д. 213-215).
Решено предложить рекомендовать Главе Администрации города Алушты Республики Крым предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке в части увеличения коэффициента плотности застройки земельного участка.
23 ноября 2020 года рекомендации Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта направлены в адрес Главы Администрации города Алушты Республики Крым (т. 3 л.д. 216).
Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки для зоны застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами Ж-2 (01), в отношении земельного участка с кадастровым номером 90№№, площадью 4000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, установленный вид разрешённого использования - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», в части увеличения коэффициента плотности застройки до показателя 3,2 (т. 3 л.д. 217).
Указанное постановление обнародовано в выпуске газеты «Алуштинский вестник» №48 (1533) от 10 декабря 2020 года (т. 3 л.д. 218).
2 апреля 2021 года прокурором города Алушты внесён протест на постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 со ссылками на статьи 1, 2, 23, 30, 34, 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 39 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённых решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года №59/22, СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. Указывается, что в заявлении и в обосновании не представлены обоснования того, что с учётом имеющихся геологических процессов, объёма разрешённого строительства с установленным в ПЗЗ коэффициентом плотности застройки 1,2, которая равно площади брутто 4800 кв.м и расчётной массы зданий, исходя из существующего коэффициента, будет недостаточно для восприятия нагрузок, с учётом имеющихся грунтов, подтопляемой территории и оползневых процессов, а также того, что в условиях существующего рельефа и расположения земельного участка в районе с повышенной сейсмичностью, отсутствует возможность строительства объекта, соответствующего предельным параметрам разрешённого строительства. Кроме того, в обосновании указано, что планируется подземный паркинг, площадью 1598,4 кв.м, при расчёте строительства 186 квартир, что составляет 8,5 кв.м на одно машино-место и не соответствует требованиям Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Крым, утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года № 171 (в редакции от 30 декабря 2019 года). При этом, сведения о наземных стоянках в обосновании отсутствуют. Проведение процедуры общественных обсуждений не может восполнить отсутствие законных оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства. Учитывая указанное, в протесте содержится требование об отмене постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 (т. 1 л.д.21-26).
Ответом от 27 апреля 2021 года Администрация города Алушты Республики Крым уведомила прокурора города Алушты об отклонении протеста, указывая, что земельный участок с кадастровым номером № имеет сложную конфигурацию, что является неблагоприятной характеристикой для его застройки, при этом учтено обоснование, подготовленное ООО «СПЛАЙН», и результаты инженерно-геологических изысканий, выполненные ИП ФИО7. Также указано, что расчёты в составе представленного обоснования выполнены в отношении квартала, являющегося элементом планировочной структуры, площадью 6,9 га, данными расчётами подтверждено, что при планируемом размещении на земельном участке многоэтажных жилых домов нормативные показатели в отношении квартала не превышены. Более того, нормами указанных строительных правил в случае реконструкции сложившихся кварталов, при соблюдении технических регламентов допускается повышение плотности застройки до 30% сверх нормативных. Указано, что нормами законодательства органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, не обязаны осуществлять экспертизу достоверности выполненных компетентными специалистами расчётов, содержащихся в обосновании. Полагает, что приведённые в протесте доводы являются необоснованными.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу, что при принятии оспариваемого решения Администрацией города Алушты Республики Крым учтены характеристики земельного участка: его конфигурация, рельеф, просадочность грунтов, подтопляемость территории, оползневые процессы, расположение в районе с повышенной сейсмичностью, значительный перепад высот, общая площадь объектов на территории квартала и площадь квартала, которые требуют отклонения от предельных параметров застройки. Утверждения прокурора о нарушении Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Крым, исходя из исследованных доказательств, безосновательны, поскольку проектная документация многоэтажной жилой застройки на момент принятия оспариваемого постановления не была разработана, а также не представлена на момент рассмотрения дела судом. Также суд решил, что административный истец не доказал нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц оспариваемым решением, какие-либо подтверждающие доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, в судебное заседание не были представлены.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учётом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несёт физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2019 года №59/22 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее – ПЗЗ), порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений (далее – Порядок).
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> отнесён к зоне застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами (Ж-2(01).
Статьёй 39 Правил землепользования и застройки, определяющей градостроительный регламент зоны Ж-2 (01), определено, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для вида разрешённого использования - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» включает в себя размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше, благоустройство и озеленение придомовых территорий, обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроеннопристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.
Минимальный размер земельного участка составляет 2500 кв.м., минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 5 м, от красной линии проездов - не менее 3 м. До установления в соответствии с требованиями законодательства красных линий улиц минимальные отступы до зданий, строений, сооружений принимать от границы земельного участка, отделяющей данный земельный участок от территории общего пользования.
Максимальный коэффициент застройки земельного участка (Кз) 00,4, а максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка (Кпз)-1,2.
Согласно пункту 7.6 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 - плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учётом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий.
Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории микрорайонов (кварталов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Б. Расчётная плотность населения микрорайона при многоэтажной комплексной застройке и средней жилищной обеспеченности 20 м2 на одного человека не должна превышать 450 чел./га.
Из таблицы Б.1 (показатели плотности застройки участков территориальных зон) следует, что для территориальной зоны «Застройка многоквартирными многоэтажными жилыми домами» коэффициент плотности застройки составляет 1,2.
Кроме того, статьёй 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым предусмотрен порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (т. 3 л.д. 18).
Частью 2 статьи 18 Порядка определено, что отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Порядка заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно части 3.1 статьи 18 Порядка в заявлении и прилагаемых к нему обосновывающих материалах заявитель: 1) должен указать, какие характеристики неблагоприятны для застройки и требуют отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 2) обосновать возможность размещения на земельном участке объекта с параметрами, указанными в заявлении, возможность его обеспечения системами социального, транспортного обслуживания и инженернотехнического обеспечения; 3) обосновать, что в результате его размещения при выполнении определённых условий, изложенных в заявлении, не будут нарушены права и интересы правообладателей смежно-расположенных земельных участков и объектов капитального строительства, иных физических и юридических лиц, не будет оказано негативное воздействие на окружающую среду в объемах, превышающих пределы, определённые техническими регламентами, законодательством РФ, для соответствующей территориальной зоны; 4) указать и обосновать величину отклонения от каждого предельного параметра разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 5) предоставить обоснование (текстовые и графические материалы) объёмно-пространственного решения, планируемого к строительству (реконструкции) здания (сооружения). При рассмотрении заявления Комиссия может запросить заключения уполномоченных органов в сфере архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны и использования объектов культурного наследия, иных органов, в компетенцию которых входит принятие решений по предмету заявления. Письменные заключения указанных уполномоченных органов представляются в Комиссию в установленный законом срок. До момента получения таких заключений, комиссия вправе отложить принятие решения по заявлению с обязательным уведомлением заявителя.
В силу части 4 статьи 18 Порядка проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьёй 5.1 Градостроительного Кодекса, с учётом положений статьи 39 Градостроительного Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о возможности предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе администрации (часть 5 статьи 18 Порядка).
Глава администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 18 Порядка).
Вместе с тем, вопреки указанным нормам закона, документов, подтверждающих невозможность размещения на земельном участке планируемых объектов капитального строительства с параметрами, не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду, в объёмах, не превышающих пределы, определённые техническими регламентами, законодательством Российской Федерации для соответствующей территориальной зоны не представлено, как и надлежащего обоснования (текстовые и графические материалы) объёмно-пространственного решения, планируемого к строительству (реконструкции) здания (сооружения).
Не представлено также доказательств, подтверждающих проведение органом местного самоуправления проверки обстоятельств соблюдения требований технических регламентов при предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, что противоречит положениям части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком Администрацией города Алушты Республики Крым в материалы дела представлены две копии градостроительного обоснования составленного ООО «СПЛАЙН».
При этом, содержание разделов описания текущей градостроительной и текущей проектной ситуации в градостроительном обосновании, представленном суду первой инстанции (т. 1 л.д. 114-125), отличается от содержания градостроительного обоснования, представленного на запрос суда апелляционной инстанции (т. 3 л.д.164-175).
Из первого градостроительного обоснования (т. 1 л.д.114-123) усматривается, что проектом предусмотрено возведение двух 12 этажных сблокированных жилых корпусов из монолитного железобетона, разделённых брандмауэром, имеющих отдельные входы с незадымляемыми лестницами типа Н-1, а также 3 блоков механизированных роторных паркингов карусельного типа на 26 а/м ПЛ-25. Имеется ссылка на разработанный проект комплекса (т.1 л.д.117). Коэффициент плотности застройки в границах участка 2,5.
Из второго градостроительного обоснования (т. 3 л.д. 167) следует, что в соответствии с предпроектными архитектурно-строительными проработками в рамках данного градостроительного обоснования, объём нового строительства предполагает:
- возведение двух 12 этажных жилых корпусов из монолитного железобетона, имеющих отдельные входы с незадымляемыми лестницами типа Н-1, с подземным паркингом в двух уровнях;
- этажность - 12 надземных, 2 подземных;
- количество этажей – 14;
- площадь брутто - 12732 кв.м;
- площадь нетто - 11458,8 кв.м;
- площадь подземного паркинга (нетто) - 1598,4 кв.м;
- площадь продаваемая - 7886,4 кв.м;
- площадь жилая - 6309,12 кв.м;
- обеспеченность парковочными местами достаточна в соответствии с нормативными требованиями,
- проектная площадь площадок для отдыха взрослого населения соответствует нормативной, определённой СП 42.13330.2016,
- проектная площадь площадок для занятий физкультурой и для игр детей дошкольного возраста соответствует нормативу, определённому СП 42.13330.2016,
- количество надземных этажей - 12 шт., что не превышает предельный параметр определённый градостроительным регламентом,
- коэффициент застройки - 888,00 кв.м./4000,0 кв.м. = 0,22, что не превышает предельный параметр определённый градостроительным регламентом;
- количество квартир - 186
- коэффициент плотности застройки в жилищном фонде (в пределах рассматриваемого земельного участка) - 3,2.
Указывается, что в случае возведения проектируемых к постройке зданий жилых домов коэффициент плотности застройки квартала составит 0,61, для рассматриваемого земельного участка - 2,5. Учитывая все указанные основания, а также принимая во внимание наличие ограничений по застройке, установленных ОУИТ, получение разрешения на отступление от предельных параметров застройки не нарушит качество застройки и является обоснованным.
При наличии указанных противоречий следует отметить, что согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта от 20 ноября 2020 года, ею был изучен проект обоснования отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, выполненный ООО «СПЛАЙН».
Вместе с тем, из заявления ФИО3 от 14 октября 2020 года, а также поданного к нему дополнения от 16 октября 2020 года не усматривается, что на рассмотрение Администрации города Алушты Республики Крым было подано градостроительное обоснование или проект обоснования отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, подготовленный ООО «СПЛАЙН».
Кроме того, в представленных документах градостроительного обоснования, в части, которая не содержит противоречий, выявлены несоответствия с техническим отчётом в части уровня сейсмичности 9 (8) баллов, ветровой и снеговой нагрузки, наличия или отсутствия подтопляемости территории.
При этом, с учётом отсутствия на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым проекта обоснования предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, также невозможно сделать вывод о том, какой проект был вынесен на публичные слушания.
Согласно положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утверждённых документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учётом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов (часть 3).
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (часть 4).
В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:
1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);
2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);
3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) посредством записи в книге (журнале) учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 10).
Предложения и замечания, внесённые в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11).
Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путём предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций) (часть 16).
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
На территории муниципального образования «Города Алушты» решением Алуштинского городского совета Республики Крым 47 сессии 1 созыва от 24 августа 2018 года №47/127 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Алушта Республики Крым, которое подлежало обязательному применению на территории города Алушта при принятии оспариваемого постановления.
Пунктом 4.1 названного Положения определено, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на Официальном сайте и (или) в Информационной системе, и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Пунктом 4.2 названного Положения определено, что кроме информации, указанной в пункте 5.1, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об Официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или Информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.
Как установлено судебной коллегией, административным ответчиком в нарушение указанных положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4.1 Положения, не размещён проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта, при этом, как указывалось выше, в материалы дела представлено два разных, противоречащих друг другу градостроительных обоснования, подготовленных ООО «СПЛАЙН».
При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления, реализуя дискреционные полномочия, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей Алушты, комплексного учёта потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, не создал необходимых условий обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоёв населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям для получения общественной оценки принимаемого правового акта.
Выявленные нарушения являются существенными и недопустимыми при принятии муниципальных актов.
Также, судебная коллегия обращает внимание, что неблагоприятные для застройки характеристики земельного участка, в силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечёт обязанность администрации выдавать указанное разрешение, учитывая лишь факт наличия таких характеристик. Согласно действующему законодательству разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства выдаётся в исключительных случаях.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие что конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки спорного земельного участка, что также является позицией Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, выраженной в письме от 24 июня 2021 года (т. 1 л.д. 32-38).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При этом принятие немотивированного решения в отсутствие каких – либо доказательств наличия оснований для его принятия, исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является достаточным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Относительно мнения суда первой инстанции о том, что административный истец не доказал нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц оспариваемым решением, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
При реализации этих полномочий прокурор, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 названного Закона, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 поименованного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая во внимание указанные положения закона, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу, что в настоящем административном деле прокурор надлежащим образом обратился в защиту прав и законных интересов других лиц на благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена, в связи с чем, постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>» нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В связи с указанным, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления с признанием постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 незаконным.
В удовлетворении требований об отмене постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года №3506 следует отказать, поскольку признание постановления незаконным фактически ведёт к аннулированию всех правовых последствий, в связи с чем, указание о его отмене не требуется.
С учётом изложенного, коллегия судей не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления в данной части заявленных требований.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора города Алушты Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованные лица Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ООО «Порте-Маре», ООО «Парк-отель «Порто-Маре 21», ООО «Омега», ФИО3, ФИО4, о признании незаконным постановления - удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 26 ноября 2020 года № 3506 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>».
В остальной части административного искового заявления – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи О.А. Шидакова
ФИО1