ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5801/18 от 27.09.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5801/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 27 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Шадриной Е.В.,

судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области к Андрееву Александру Викторовичу о взыскании обязательных платежей по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 июля 2018 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области Семеновой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Андреева А.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области (далее – межрайонная ИФНС № 7 по Ленинградской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением (уточнённым в прядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Андрееву А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 37 725 руб., ссылаясь на то, что административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате налога, а потому задолженность подлежит взысканию принудительно.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 июля 2018 г. межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе межрайонная ИФНС № 7 по Ленинградской области просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что согласно сведениям, содержащимся на сайте Почты России, административный ответчик налоговое уведомление и требование об уплате налога получил. Кроме того, налоговое уведомление и требование об уплате налога административным ответчиком получены через личный кабинет налогоплательщика. Дополнительным подтверждением того, что Андрееву А.В. было известно о налоговой обязанности является то, что по поводу правильности начисления транспортного налога межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области велась переписка по его обращениям, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области досудебный порядок урегулирования административного спора соблюдён.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации и статьёй 3 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, областным законом Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. № 51-оз «О транспортном налоге».

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Из материалов дела следует, что на основании налогового уведомления от 29 июля 2016 г. № 107367177 Андрееву А.В. надлежало в срок до 1 декабря 2016 г. уплатить за 2015 год транспортный налог в размере 87 750 руб.

В соответствии с требованием № 4371 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16 декабря 2016 г. у Андреева А.В. имелась задолженность по уплате транспортного налога в сумме 40 625 руб., которую следовало уплатить в срок до 24 января 2017 г.

Требования межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки не исполнены.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области не соблюдён досудебный порядок урегулирования административного спора, а именно, не исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования об уплате налога по месту жительства административного ответчика.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит нормам материального права, которые регламентируют правоотношения, по поводу которых возник спор.

Действительно, материалами дела подтверждается, что налоговое уведомление и требование об уплате налога межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области по адресу места жительства Андреева А.В. не направлялись, доказательств получения административным ответчиком названных документов по адресу места его жительства не представлено.

Между тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы налогового органа о направлении налогового уведомления и требования об уплате налога административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации формы и форматы документов, предусмотренных данным Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены этим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен данным Кодексом. Лицам, на которых данным Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признаётся равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Статьёй 11.2 Налогового кодекса установлено, что личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке (пункт 1).

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2015 г. № ММВ-7-17/260@ утверждён Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее – Порядок), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 Порядка он разработан в целях реализации налогоплательщиками – физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и определяет среди прочего перечень документов (информации), сведений, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно пункту 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).

Пунктом 21 Порядка установлено, что в случае получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения налоговыми органами начинают направляться налогоплательщику документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через личный кабинет налогоплательщика. При этом направление налогоплательщику налоговыми органами указанных документов (информации), сведений на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика, если иной порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 23 Порядка датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днём размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Как видно из документов, представленных межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области по запросу суда апелляционной инстанции, Андреевым А.В. 30 октября 2013 г. подано заявление на подключение к интернет-сервису Федеральной налоговой службы «Личный кабинет».

На основании указанного заявления налоговым органом Андрееву А.В. представлена регистрационная карта на предоставление услуг интернет-сервиса Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику 6 октября 2016 г. направлено налоговое уведомление от 29 июля 2016 г., 16 декабря 2016 г. – требование № 4371 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

Получение налогового уведомления и требования через личный кабинет налогоплательщика Андреевым А.С. в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.

Уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе Андреевым А.В. не подавалось.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога межрайонной ИФНС № 7 по Ленинградской области направлены Андрееву А.В. через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном действовавшим законодательством, и им получены, а потому административным истцом досудебный порядок урегулирования административного спора соблюдён.

Согласно абзацу первому статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 данного Кодекса.

Из налогового уведомления от 29 июля 2016 г. № 107367177 усматривается, что транспортный налог начислен на транспортное средство <...> в размере 48 750 руб. и на транспортное средство <...> в размере 39 000 руб.

По информации управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 апреля 2018 г. транспортное средство <...> состояло на государственном регистрационном учёте за Андреевым А.В. в период с 10 июля 2009 г. до 20 октября 2016 г. Транспортное средство <...> состояло на государственном регистрационном учёте за Андреевым А.В. в период с 27 января 2015 г. до 4 мая 2016 г.

Следовательно, транспортный налог на указанные транспортные средства налоговым органом в налоговый период 2015 г. начислен обоснованно.

Правомерность расчёта судебной коллегией проверена и административным ответчиком под сомнение не ставится.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а административное исковое заявление налогового органа о взыскании с Андреева А.В. недоимки по транспортному налогу – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 июля 2018 г. отменить, принять по административному делу новое судебное постановление, которым административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области удовлетворить.

Взыскать с Андреева Александра Викторовича недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 37 725 руб.

Взыскать с Андреева Александра Викторовича государственную пошлину в доход Гатчинского района Ленинградской области в размере 1 331,75 руб.

Председательствующий

Судьи

Судья Гиренко М.В.