ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5806-2020 от 23.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Янова О.В.

Судья-докладчик Бутина Е.Г.

№ 33а-5806-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-108/2020 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить выполнение работ

по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительства Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 марта 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области законодательства при реализации мероприятий, связанных с предупреждением экологической катастрофы на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» в г. Усолье-Сибирское. На территории города Усолье-Сибирское с 1936 года велось производство химических веществ (ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб» (далее промышленная площадка «Усольехимпром»). Производства химических веществ были взаимосвязаны, имели единую систему водоотведения промышленных сбросов, единые объекты размещения отходов, единую сеть энерго -, и водоснабжения. С 2009 года производства химических веществ начали закрываться. По результатам проверки Ангарской природоохранной прокуратуры, проведенной в августе-сентябре 2019 года с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора Иркутской области, установлено, что территория ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» имеет масштабные химические загрязнения. Выявленные превышения по специфическим загрязняющим веществам свидетельствуют о комплексном загрязнении окружающей среды, возникшем в результате эксплуатации взаимосвязанных объектов, входящих в единый комплекс предприятий, осуществляющих деятельность по производству химических веществ. Причиной наличия загрязнения химически опасными веществами территории ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» стало отсутствие запланированных и реализованных при ликвидации промышленных комплексов мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Наличие объектов, содержащих химически опасные вещества, стало причиной ряда чрезвычайных ситуаций, произошедших на данной территории. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на промплощадке, связанных с распространением опасных веществ, введен режим «Чрезвычайная ситуация» (действует до настоящего времени); с угрозой аварийной ситуации, связанной со сбросом химически опасных веществ, на территории Иркутской области введен режим «Повышенная готовность» (действует по настоящее время). Однако принятых мер недостаточно, наличие химически опасных веществ на территории промплощадки продолжает являться источником аварийных ситуаций, которое создает угрозу причинения вреда. В связи с непринятием надлежащих мер, связанных с предотвращением распространения экологического загрязнения промплощадки, Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором неоднократно вносились представления в Правительство региона, Губернатору области в 2018-2019 гг. Территория до настоящего времени не обследована, объекты и источники химического загрязнения не проинвентаризированы, параметры загрязнения не оценены, мер к включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде территории промплощадки с расположенными на ней источниками загрязнения, федеральными, региональными органами государственной власти не принято, что создает условия для дальнейшего загрязнения окружающей среды, угрожает возникновением новых аварийных ситуаций. Отсутствие достоверных данных о локализации, виде, составе, объемах химического загрязнения, не позволяет уполномоченным органам оценить и спрогнозировать риск развития, масштабы чрезвычайной ситуации, принять меры к ее предупреждению, своевременному реагированию, ликвидации ее последствий. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии реальной угрозы причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного Ангарский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнения требований, просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России), Правительства Иркутской области, выразившееся в отсутствии обеспечения проведения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Иркутской области обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 04.03.2020, с учетом определения об исправлении описки от 14.07.2020, административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель Минприроды России Геворков И.С. просит отменить решение в части признания незаконным бездействия Минприроды России и возложении на него обязанности обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее объектов НВОС, ОНВОС), образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Усольехимпром. В обоснование доводов к отмене решения указывает на непринятие судом во внимание отсутствие у Минприроды России полномочий по выявлению и оценке объектов НВОС. Указанные полномочия возложены только с 07.01.2020, в то время как административный иск по настоящему делу поступил в суд 28.11.2019. Ранее в соответствии с действующим законодательством и в рамках государственных программ, федеральных проектов полномочия Минприроды России ограничивались лишь представлением субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Выражает несогласие с выводом суда в части отсутствия мер по выявлению, оценке и включению в государственный реестр ОНВОС, поскольку данный вывод сделан без учета представленных в материалы дела документов о поступлении на рассмотрение Минприроды заявления Правительства Иркутской области от 06.02.2020 о включении в государственный реестр ОНВОС выведенного из эксплуатации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское. Считает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального права по причине его неисполнимости, поскольку судом не конкретизировано место расположения объектов НВОС на территории определенных земельных участков. При этом полномочия министерства по выявлению и оценке распространяются только на объекты, расположенные на находящихся в федеральной собственности участках. Указывает, что приведение решения суда к немедленному исполнению сделано без учета необходимости осуществления ряда последовательных мероприятий, регламентированных статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2020 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды).

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Правительства Иркутской области Якушин Д.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку привлечение к участию в деле Правительства Иркутской области в связи с заменой ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области сделано без учета того, что указанные органы являются самостоятельными органами государственной власти и разными юридическими лицами. При этом после замены ответчика на Правительство Иркутской области суд не известил последнего о рассмотрении дела, дате и времени судебного заседания, в связи с чем лишил возможности реализовать свои процессуальные права, в том числе права на судебную защиту своих прав и законных интересов. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, поскольку судом не исследована структура промплощадки, не в полном объеме исследована структура зарегистрированных прав на неё, не исследованы обстоятельства соответствия требованиям в прошлом. Обращает внимание на непривлечение судом к участию в деле юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на территории промплощадки, Правительства Российской Федерации, кредиторов Усольехимпром в качестве заинтересованных лиц, чьи права и обязанности затрагивает вынесенное решение, а также органов местного самоуправления муниципального образования «город Усолье-Сибирское» в качестве ответчика. Указывает, что обжалуемое решение определяет механизм ликвидации вреда, не соответствующий действующему законодательству в области экологии и охраны окружающей среды, в связи с чем является неправомерным. Ссылается на то, что возложение обязанности по проведению мероприятий, направленных на выявление, оценку и последующую ликвидацию вреда окружающей среде, сделано судом без учета незавершенной экономической деятельности ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» и отсутствия решения об их ликвидации; без учета отсутствия полного прекращения любой хозяйственной деятельности на территории промплощадки, а также без исследования факта нахождения земельных участков ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» в собственности субъекта Российской Федерации. Указывает на необоснованность решения и в части немедленного исполнения, поскольку судом не в полном объеме исследованы обстоятельства дела, в том числе вопросы о сроках, в течение которых должны быть реализованы, возложенные решением суда мероприятия, не учтены положения национального проекта «Экология», поручения Президента Российской Федерации. Обращает внимание, что расходование средств областного бюджета на мероприятия в отношении объектов, не находящихся в собственности Иркутской области, может быть признано незаконным. Полагает решение неисполнимым, поскольку судом не установлено на какой территории накопленный вред окружающей среде будет являться вредом, нанесенным в результате прошлой экономической деятельности предприятий Усольехимпрома. Указывает, что в связи с вступлением 21.07.2020 новой редакции пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» на Минприроды России возложена обязанность по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде в том числе в случаях выявления и оценки таких объектов на земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В связи с чем, вынесенным решением осуществлено вторжение в компетенцию федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвинова Т.Г. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда в части обязанности органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления осуществлять природоохранную деятельность, в том числе посредством выявления, оценки, учета, ликвидации объектов накопленного вреда, поскольку действующее федеральное и региональное законодательство не содержит специального установленного полномочия субъекта Российской Федерации по выявлению, оценке, учету, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. Ссылается на необоснованность указания судом довода об отсутствии финансирования на мероприятия по обеспечению выполнения работ, в то время как было заявлено об отсутствии расходных обязательств по финансированию таких мероприятий. Полагает, что судом не было принято во внимание отсутствие у Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области полномочий по контролю и надзору за осуществлением предприятиями и организациями природоохранных мероприятий. Указывает на непринятие судом во внимание довода о ненадлежащем исполнении своих полномочий органом, обеспечивающим государственный экологический надзор. Обращает внимание, что судом не дана надлежащая оценка действиям Министерства и Правительства Иркутской области, свидетельствующим об отсутствии бездействия по оспариваемым вопросам, в том числе по подготовке проектной документации по ликвидации (демеркуризации) выведенного из эксплуатации цеха ртутного электролиза, обращению в Минприроды России о включении объекта в государственный реестр ОНВОС, вывозу баллонов с ртутью с территории промплощадки, введению режима функционирования повышенной готовности, проведению обследований промплощадки и др.

В возражениях и дополнениях к ним на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, Пириятина О.В., полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц Управления Росприроднадзора по Иркутской области, МТУ Росимущества в Иркутской области, администрации г. Усолье-Сибирское, ООО «Усольехимпром», конкурного управляющего ООО «Усолье –Сибирский Силикон», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Минприроды России Сорокина И.А., представителей Правительства Иркутской области Якушина Д.Ю., Хороших К.А., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвиновой Т.Г., поддержавших доводы своих жалоб, объяснения прокуроров Рягузовой Н.А., Пириятиной О.В., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществлением мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указанные положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Законе об охране окружающей среды, согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Статья 80.1 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде (пункт 2 статьи 80.1 Закон об охране окружающей среды).

Положения статьи 80.1 Закона об охране окружающей среды не ограничивают полномочия органов по проведению работ по выявлению и оценке объекта накопленного вреда с наличием вещных прав на земельные участки, объекты, расположенные на такой территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80.2 Закона об охране окружающей среды ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что Минприроды России проводит:

а) выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки таких объектов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, а также на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации;

б) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях организации таких работ на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, а также на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» утверждены правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, в которых указано что государственный реестр ведется Минприроды России на основе материалов выявления и оценки объектов.

Согласно перечню поручений по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению (утв. Президентом Российской Федерации 12.09.2019 № Пр-1818) Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области необходимо обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал; Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с ФСБ России и МВД России дать правовую оценку деятельности работников организаций и должностных лиц органов исполнительной власти всех уровней, включая контрольно-надзорные органы, на Байкальской природной территории: а) по исполнению законодательства Российской Федерации в области охраны озера Байкал, в том числе федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»; б) по проведению неотложных селезащитных и противопаводковых работ; в) по включению объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, в соответствующий реестр и ликвидации негативных экологических последствий;

Судом установлено, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области законодательства при реализации мероприятий, связанных с предупреждением экологической катастрофы на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» в г. Усолье-Сибирское Иркутской области.

Как следует из выписок из Единого государственно реестра юридических лиц ОАО «Усольехимпром» (ОГРН (данные изъяты)), созданное в результате приватизации ПО «Химпром», ликвидировано (дата изъята). При этом вновь образованное предприятие ООО «Усольехимпром» (создано (дата изъята) ОГРН (данные изъяты)) правопреемником ОАО «Усольехимпром» не является.

Производства химических веществ были взаимосвязаны, имели единую систему водоотведения промышленных сбросов, единые объекты размещения отходов, единую сеть энерго-, водоснабжения.

Все производства химической продукции и химических веществ были единым производственным комплексом ПО «Химпром», затем ОАО «Усольехимпром», затем ООО «Усольехимпром».

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (номер изъят) от 04.07.2019 предприятие ООО «Усольехимпром» находится в стадии ликвидации.

В период с 12.08.2019 по 15.08.2019 в ходе проведения обследования территории ООО «Усольехимпром» установлено, что территория подверглась загрязнению вредными веществами, захламлению отходами.

В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.08.2005 (номер изъят) право пользования недрами по указанной лицензии переоформлено на ООО «СольСиб». Выдана новая лицензия (номер изъят) с целевым назначением добычи поваренной соли и размещения отходов производства ЭПХГ в отработанную подземную камеру скважины № Р-2х. Лицензия является действующей по настоящее время.

Для реализации своего права на размещение отходов ЭПХГ, предоставленного ООО «СольСиб» в соответствии с лицензией на право пользование недрами (номер изъят), между ООО «СольСиб» и ООО «Усольехимпром» был заключен договор (номер изъят) от 01.01.2011 на хранение, в соответствии с которым организация ООО «Усольехимпром» своими силами размещает отходы в отработанную солевую камеру на временное хранение, а ООО «СольСиб» осуществляет хранение отходов и получает вознаграждение. Срок действия договора до 31.12.2011 с автоматической пролонгацией на последующие годы.

13.05.2019 регистрирующим органом принято решение об исключении ООО «СольСиб» из ЕГРЮЛ по причине наличия в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

ООО «Усольехимпром» не осуществляет производственную деятельность с 2016 года, эксплуатация производственных зданий, строений и сооружений прекращена. До настоящего времени обществом не разработан и не утвержден проект по организации и проведению работ по выводу из эксплуатации и демонтажу объектов с предусмотренными мероприятиями по восстановлению природной среды.

Общество с ограниченной ответственностью «Усолье-Сибирский силикон» зарегистрировано в качестве юридического лица (дата изъята). Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (номер изъят) от 09.08.2019 предприятие находится в стадии ликвидации. Решением Арбитражного суда Иркутской области от (дата изъята) по делу (номер изъят) ООО «Усолье-Сибирский Силикон» находится в стадии банкротства (ликвидации).

В соответствии с выпиской из Единого реестра юридических лиц (номер изъят) от 09.08.2019 основным видом деятельности ООО «Усолье - Сибирский силикон» является производство прочих основных неорганических химических веществ (ОКВЭД 20.13).

ООО «Усолье-Сибирский силикон» не осуществляет производственную деятельность с 2016 года, эксплуатации производственных зданий, строений и сооружений прекращена. До настоящего времени ООО «Усольехимпром» не разработан и не утвержден проект по организации и проведению работ по выводу из эксплуатации и демонтажу объектов с предусмотренными мероприятиями по восстановлению природной среды.

По результатам исследования проб почв, воды отобранных на территории промплощадки «Усольехимпром» выявлены неоднократные превышения над фоновыми и предельно-допустимыми значениями концентраций вредных (загрязняющих) веществ по следующим компонентам: ртуть, железо, цинк, свинец, медь, нефтепродукты. В непосредственной близости от зданий ООО «Усолье-Сибирский силикон» выявлены превышения содержания кремния в пробах воды из канализационных колодцев.

Неизвестные отходы, обнаруженные на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром», по результатам биотестирования отнесены к I-IV классам опасности для окружающей среды.

На основании заключения от 27.09.2019 установлено, что в результате деятельности предприятий, расположенных на промышленной площадке ООО «Усольехимпром», на указанной территории осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду: образование отходов I-IV классов опасности для окружающей среды, сброс сточных вод в водные объекты, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства ЭПХГ в отработанную подземную камеру скважины № Р-2х.

При ликвидации ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности не проводились.

Выявленные превышения по специфическим загрязняющим веществам (ООО «Усольехимпром»» - ртуть, группа металлов (железо, медь, свинец, цинк), ООО «Усолье-Сибирский силикон»- кремний) свидетельствуют о комплексном загрязнении окружающей среды, возникшем в результате эксплуатации взаимосвязанных объектов, входящих в единый комплекс предприятий, осуществляющих деятельность по производству химических веществ и в связи с отсутствием мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при их ликвидации.

Научными организациями проводились работы по оценке состояния загрязнения ртутью Братского водохранилища (Институтом геохимии СО РАН, ГФУГП «Иркутскгеология», ГП «Сосновгеолсервис», НИИ медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН и НИИ биологии при Иркутском государственном университете).

В связи с установлением массового загрязнения ртутью рыбы в Ангарской части Братского водохранилища от деятельности производства хлора и каустика ртутным методом постановлением администрации Иркутской области «О мерах по прекращению загрязнения окружающей среды ртутью», приказом ОАО «Усольехимпром» от 24.09.1998 (номер изъят) «О ликвидации мощности производства соды каустической ртутной», в г. Усолье-Сибирское закрыто производство хлора и каустической соды (цех 2101). Мероприятие по демеркуризации цеха ртутного электролиза включено в федеральную и областную программы.

По результатам прокурорских проверок выявлено, что не все источники ртутного загрязнения учтены при разработке мероприятий, направленных на ликвидацию ртутного загрязнения промплощадки: не учтены канализационные сети, дренажные канавы, имеющие выход в р. Ангара, грунтовые подземные воды на территории промплощадки, шламонакопитель. По данным постоянного мониторингового наблюдения промплощадки «Усольехимпром», проводимого Институтом геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН, несмотря на прекращение деятельности ООО «Усольехимпром», цех ртутного электролиза, грунты под ним, прилегающая к нему территория, шламонакопитель, организованные и неорганизованные водосборники, площадки, канализационные сети с выпусками в р. Ангара являются источниками поступления ртути в окружающую среду. Опосредованное влияние ртути приводит к ее накоплению в виде донных отложений в Братском водохранилище, накоплению в рыбе, накоплению в растениях, и, как следствие, - оказывает негативное воздействие на здоровье населения за пределами города Усолья-Сибирского вниз по течению р. Ангары.

С 2014 года фактически производственная деятельность ООО «Усольехимпром» прекращена. Решением Арбитражного суда Иркутской области от (дата изъята) по делу (номер изъят) ООО «Усольехимпром» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (продлено до марта 2020 года).

В состав производства Усольехимпром входили опасные производственные объекты (ОПО): «группа резервуаров и сливо-наливных устройств автомобильной заправочной станции», «площадка солепромысла», «площадка по производству жидкого хлора», «площадка воздухоразделительной установки», «участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом», «цех железнодорожный», «Площадка по производству ацетиленовой группы», «участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом», которые законсервированы. А также незаконсервированные ОПО: «шламонакопитель», «цех транспортный», «участок трубопроводов теплосети», о чем свидетельствует информация Енисейского управления Ростехнадзора.

В 2005 году образовано отдельное предприятие ООО «Усолье-Сибирский силикон» (ИНН (номер изъят)) на базе производств Усольехимпром по производству поликремния. В производственной деятельности использовались и производились химически опасные вещества - хлорсиланы (например, тетрахлорсилан, четыреххлористый кремний - 1 класс опасности). Фактически производство прекращено в 2013 году, планируемые производственные цеха построены на 75 %.

По информации Енисейского управления Ростехнадзора в состав производства ООО «Усолье-Сибирский Силикон» входил опасный производственный объект «Площадка по производству трихлорсилана (ТХС) и четырёххлористого кремния (ЧХК)», рег.(номер изъят) от 12.01.2009,1 - класса опасности, который не является законсервированным, ликвидированным объектом.

Согласно части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании частей 3,4 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Соответственно, вывод из эксплуатации объекта, его ликвидация должны проходить на основании проектной документации, предусматривающей обязательный раздел по охране окружающей среды, а также конкретные меры по восстановлению нарушенного состояния природной среды.

Данные требования закона при ликвидации, выводе из эксплуатации объектов, входящих в единый имущественный комплекс ООО «Усльехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» выполнены не были, природоохранные мероприятия при ликвидации предприятий не были запланированы и проведены.

Таким образом, территория, ранее используемая для производственной деятельности ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», содержит источники химического загрязнения. При этом составы источников химического загрязнения до настоящего времени достоверно неизвестны.

С ноября 2017 года не осуществляет деятельность ООО «СольСиб», с ноября 2018 года находилось в стадии ликвидации на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от (дата изъята) по делу (номер изъят), ликвидировано (дата изъята).

По результатам проверки Ангарской природоохранной прокуратуры, проведенной в августе-сентябре 2019 года с привлечением специалистов Управления Росприоднадзора Иркутской области, установлено, что территория ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» имеет масштабные химические загрязнения.

Таким образом, в результате прошлой деятельности предприятий, на промышленной площадке в результате химического загрязнения, допускается негативное воздействие (образование отходов I-IV классов опасности для окружающей среды, сброс сточных вод в водный объект, поступление вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства ЭПХГ в отработанную подземную камеру скважины № Р-2х) на все компоненты природной среды: атмосферный воздух, почву, водный объект (р. Ангару), подземные воды.

В соответствии с заключением Управления Росприоднадзора по Иркутской области в нарушение части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды, при ликвидации промышленных комплексов ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности не проводились.

Выявленные превышения по специфическим загрязняющим веществам (ООО «Усольехимпром» - ртуть, группа металлов (железо, медь, свинец, цинк), ООО «Усолье-Сибирский силикон» -кремний) свидетельствуют о комплексном загрязнении окружающей среды, возникшем в результате эксплуатации взаимосвязанных объектов, входящих в единый комплекс предприятий, осуществляющих деятельность по производству химических веществ. Причиной наличия загрязнения химически опасными веществами территории ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон» стало отсутствие запланированных и реализованных при ликвидации промышленных комплексов мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В связи с большой концентрацией химических веществ на территории площадки существует риск возникновения чрезвычайной ситуации, связанный с возможным выбросом в атмосферу химических веществ, загрязнением компонентов природной среды. До настоящего времени в связи с отсутствием лабораторных исследований тип химически опасных веществ, их объем, и, соответственно, возможная потенциальная опасность для населения и территории не определены.

Наличие объектов, содержащих химически опасные вещества, стало причиной ряда чрезвычайных ситуаций, произошедших на данной территории.

В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на промплощадке, связанных с распространением опасных веществ решением КЧСиПБ муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 06.11.2018 введен на территории промлощадки ООО «Усольехимпром» режим «Чрезвычайная ситуация» (действует до настоящего времени).

В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 07.02.2019 № 24-уг, в связи с угрозой аварийной ситуации на территории промышленной площадки «Усольехимпром», связанной со сбросом аварийно химически опасных веществ, на территории Иркутской области введен режим «Повышенная готовность» (действует в настоящее время).

Промплощадка «Усольехимпром» и функционально связанные с ней объекты расположены на землях, находящихся в федеральной, частной, муниципальной собственности, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, цех ртутного электролиза - на земельном участке Иркутской области.

Промплощадка «Усольехимпром» - результат воздействия единого промышленного комплекса, чьи промышленные объекты были связаны друг с другом функционально (промышленные трубопроводы, коммуникации водоотведения, водоснабжения, единые места размещения отходов, дороги). Соответственно, на этой территории выявление и оценка объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) должна осуществляться как результат воздействия единого объекта. Выделение отдельных земельных участков и их обследование не повлечет достижения результата - полной ликвидации химического загрязнения. Параметры, подлежащие установлению для оценки ОНВОС, исчерпывающим образом не будут определены.

Судом установлено, что территория ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», а также объекты, ранее используемые в прошлой экономической деятельности предприятий, в совокупности обладают признаками объекта накопленного вреда окружающей среде.

Данные обстоятельства административными ответчиками не оспаривались.

Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что территория до настоящего времени не обследована, объекты и источники химического загрязнения не проинвентаризированы, параметры загрязнения не оценены, мер к включению в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде территории промплощадки ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «Усольехимпром» с расположенными на ней источниками загрязнения, федеральными, региональными органами государственной власти не принято, что создает условия для дальнейшего загрязнения окружающей среды, угрожает возникновением новых аварийных ситуаций. Отсутствие достоверных данных о локализации, виде, составе, объемах химического загрязнения не позволяет уполномоченным органам оценить и спрогнозировать риск развития, масштабы чрезвычайной ситуации, принять меры к ее предупреждению, своевременному реагированию, ликвидации ее последствий. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что бездействие Минприроды России, Правительства Иркутской области по решению вопроса об обеспечении выполнения работ повыявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб» приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Усолье-Сибирское и Усольского района, а также иных территорий, подвергшихся негативному воздействию вредных веществ, что нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Иркутской области в той части, что судом нарушены нормы процессуального права и настоящий спор рассмотрен в отсутствие Правительства Иркутской области без его надлежащего извещения противоречат материалам дела.

Как следует из материалов дела, 21.02.2020 в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором в качестве административных ответчиком указаны Правительство Иркутской области и Минприроды России.

Протокольным определением от 21.02.2020 уточненное административное исковое заявление судом принято к рассмотрению, судебное разбирательство отложено на 28.02.2020.

Судебная повестка и уточненное исковое заявление направлены на электронный адрес ответчика mail.govirk.ru 25.02.2020 (л.д. (данные изъяты)).

Согласно телефонограмме от 25.02.2020 Правительством Иркутской области уточненное административное исковое заявление и судебное извещение получено представителем Правительства А. (л.д. (данные изъяты)).

Доводы жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на территории промплощадки «Усольехимпром», кредиторов ООО «Усольехимпром», Правительства Российской Федерации, а также в качестве ответчика администрации МО «город Усолье - Сибирское» не могут быть приняты во внимание.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 47 КАС РФ заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что в целях реализации права на судебную защиту, по правилу, закрепленному в части 2 статьи 295 КАС РФ, лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, принадлежит право апелляционного обжалования решения суда, а также в силу статьи 217 КАС РФ они не лишены возможности обжаловать решение суда, вступившее в законную силу, в порядке, предусмотренном главой 36 КАС РФ.

При этом судебная коллегия учитывает, что материалы дела не содержат доказательств того, что принятым судебным актом могут быть нарушены права и законные интересы лиц, указанных в жалобе, что судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Доводы жалоб, направленные на несогласие с решением суда в части приведения решения суда к немедленному исполнению, судебная коллегия находит несостоятельными.

Учитывая объемы накопленного на промплощадке «Усольхимпром» вреда, длительность непринятия мер по его выявлению и оценке, принимая во внимание право граждан на благоприятную среду, суд правомерно обратил решение к немедленному исполнению.

При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что немедленное исполнение решения, исходя из существа и предмета спора, объема необходимых работ, означает немедленное начало выполнения работ, а не его окончание, которое должно производиться в соответствии с утвержденной дорожной картой.

Разрешая доводы жалоб Правительства Иркутской области и Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о незаконности судебного акта в части признания незаконным бездействия и возложении на Правительство Иркутской области обязанности обеспечить выполнение работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье- Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания статей 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (ст. 26.3, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в ГРОНВОС, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 4 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды понятие охраны окружающей среды включает в себя, в том числе, деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Из взаимосвязи приведенных норм статей 1, 3, пунктов 1 и 3 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды следует, что закон обязывает органы государственной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществлять природоохранную деятельность, в том числе посредством выявления, оценки, учета, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. Формулировка пункта 3 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды - «вправе» (в значении «уполномочен») предоставляет органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления в равной мере, в рамках полномочий реализовывать обязанность по выявлению и оценке ОНВОС, не освобождая от данной обязанности, закрепленной в общих нормах.

Реализацию данной обязанности обеспечивает соответствующий орган власти в зависимости от полномочий, определённых законом.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно статье 9 Закона об охране окружающей среды разграничения полномочий в сфере отношений, связанных с охранной окружающей среды между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами. При этом, в силу п. 2 данной статьи в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ заключаются соглашения о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии со статьей 32 Устава Иркутской области, государственная политика Иркутской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в целях обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития Иркутской области, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в благоприятной окружающей среде, сохранения уникальных природных объектов, обеспечения экологической безопасности.

Правительство Иркутской области является органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере обеспечения охраны окружающей среды участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды; разрабатывает и реализует государственные программы Иркутской области в сфере охраны окружающей среды. Данные функции также выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп).

Согласно статьям 1, 4, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, принятия мер к ликвидации чрезвычайной ситуации должно быть обеспечено прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, что возможно при наличии сведений о пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществах.

На региональном уровне орган, уполномоченный на проведение работ по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, не определен.

Анализируя приведенные нормы, а также принимая во внимание, что поступающее загрязнение с промплощадки «Усольехимпром» через р. Ангару, атмосферный воздух, подземные воды создает угрозу окружающей среде и здоровью населения на территории муниципальных образований, сопредельных с городом Усолье-Сибирское, выполнение полномочий, перечисленных в ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды, работы, связанные с исполнением указанных полномочий должны быть организованы Правительством Иркутской области.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30.04.2012, предусматривают, что при решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются, в частности, следующие механизмы: инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью; организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности.

Вопросы обеспечения экологической безопасности входят в систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая характеризуется состоянием защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Цели обеспечения экологической безопасности - это сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также на реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия. (Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации до 2024 года. Достижение национальных целей должно обеспечиваться реализацией национальных проектов, в том числе НП «Экология», который предусматривает, что Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия, в том числе: создаст инфраструктуру безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, включая ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде (Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утв. Правительством РФ 29.09.2018).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по выявлению и оценке объектов НВОС, образовавшихся в результате прошлой экономической деятельности указанных в исковом заявлении предприятий, в том числе и на Правительство Иркутской области.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы Минприроды России о том, что отсутствует бездействие, поскольку, по мнению Министерства, до 07.01.2020 у них отсутствовали полномочия по выявлению и оценке объектов НВОС.

Федеральным проектом «Чистая страна» НП «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 №16) предусмотрено мероприятие по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Ответственным исполнителем является Миниприроды России.

Планом деятельности Минприроды России на 2019 - 2024 годы (утв. Минприроды России 28.06.2019 № 0010/12) предусмотрено, что для достижения перечисленных в национальном проекте целей и задач необходимо обеспечить реализацию федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», в том числе посредством заключения соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326), федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847. Обе эти программы в качестве одного из основных мероприятий предусматривают ликвидацию накопленного экологического вреда с привлечением субъектов РФ и предоставления им межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Главой XIV Закона об охране окружающей среды, регулируются вопросы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ).

Таким образом, федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления в равной мере включены в правоотношения по выявлению, оценке, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде с 01.01.2017.

Приведенные положения являются опровержением довода о том, что обеспечение выполнения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде не является прямой обязанностью Минприроды России и Правительства Иркутской области, а может быть осуществлено только в рамках предоставленного права и в данном случае обязанность по обеспечению выполнения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде должна быть возложена именно на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительство Иркутской области.

Доказательств того, что до обращения в суд прокурора административные ответчики принимали какие-либо меры по надлежащему обеспечению выполнения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде суду не представлено.

Как верно указал суд, имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о достаточности предпринятых мер для обеспечения проведения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации.

Образование объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», на значительной площади и объема на спорной территории свидетельствует о длительном бездействии, которые при надлежащей организации контроля со стороны административных ответчиков должны были своевременно выявляться и включиться в ГРОНВОС и последующим ликвидированы.

Судом дана надлежащая оценка доводам Минприроды России относительно отсутствия регламента по обеспечению проведения работ по выявлению, оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности организаций в целях включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидацией признаются несостоятельными, поскольку Минприроды России, как орган исполнительной власти, осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды, соответственно не препятствует разработке данного регламента.

Экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами субъекта власти в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления, оценки и своевременного устранения объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ПО «Химпром», ОАО «Усольехимпром», ООО «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский силикон», ООО «СольСиб», в целях включения его (их) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение административными ответчиками своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для устранения причин.

Таким образом, в реализации экологической функции государства, административные ответчики должны принимать активное участие, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения согласуется с основной целью Российской Федерации, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения. Это предполагает, что на административных ответчиков могут быть возложены законом как создание условий для ненадлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по его ликвидации.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

Постановлением от 18.07.2020 № 1070 Правительством Российской Федерации внесены изменения в постановление от 25.12.2019 № 1834, в соответствии с которым изменен объем полномочий Минприроды России.

Согласно указанным изменениям на Минприроды России возложена обязанность провести выявление и оценку ОНВОС на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, а также на иных земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и химических продуктов на территории городского округа г. Усолье - Сибирское Иркутской области.

Таким образом, на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции перераспределены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ. При этом Правительство Иркутской области остается участником правоотношений по выявлению и оценке ОНВОС от деятельности химических предприятий на территории г. Усолье - Сибирское.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30.07.2020 № 189-рп создана межведомственная рабочая группа по обеспечению предупреждения и устранения загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ. Согласно Положению о межведомственной рабочей группе, группа образована для организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций в целях обеспечения предупреждения и устранения загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции. В состав данной группы вошли, наряду с другими должностными лицами, временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области, исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Иркутской области.

В рамках работы межведомственной рабочей группы создан единый штаб по решению вопросов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности химических предприятий на территории г. Усолье- Сибирское Иркутской области под руководством Губернатора Иркутской области. В соответствии с протоколом первого выездного заседания единого штаба от 11.08.2020 Правительству Иркутской области поручено решение конкретных вопросов, связанных с реализацией первоочередных мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от деятельности химических предприятий на территории г. Усолье-Сибирское.

Согласно разработанному во исполнение распоряжения Президента РФ плану мероприятий Правительство Иркутской области участвует в мероприятиях по приему земельных участков, объектов, расположенных на территории ОНВОС, в областную собственность, обеспечивает работу оперативного штаба.

Перераспределение полномочий между органами, уполномоченными на осуществление природоохранной деятельности, возможно в любое время реализации конкретных мероприятий, запланированных до 2024 года, в том числе посредством заключения соглашения о передаче на региональный уровень осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст.9 Закона об охране окружающей среды).

При указанных обстоятельствах вопрос об объеме полномочий с учетом принятых Правительством российской Федерации постановлений после принятия судом первой инстанции решения, подлежит выяснению на стадии его исполнения.

Вместе с тем перераспределение полномочий органов государственной власти не влияет на законность принятого судебного акта, поскольку оно принято в соответствии с требованиями закона, действующими на момент его вынесения.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителями жалоб в суде первой инстанции, не влияют на выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлиять на содержание постановленного решения, а также правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 марта 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Е.Г. Бутина

Судьи

Л.В. Гусарова

Н.М. Усова