ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5827/2023 от 10.07.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Боси Е.А.

Дело № 33а-5827/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 10 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Мостовенко Н.Р., Холодной Е.И.,

при секретаре Пилипенко О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-944/2022 по административному исковому заявлению Пономаревой Н.И. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Захарченко И.В., заинтересованные лица: администрация г. Судака Республики Крым, нотариус нотариальной палаты Республики Крым Судакского городского нотариального округа Журба Н.В,, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года, которым удовлетворён административный иск.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пономарева Н.И. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от 5 сентября 2022 года № КУВД-001/2022-38159217/1; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Пономаревой Н.И. о государственном кадастровом учёте № КУВЛ-001/2022-38159217 от 31 августа 2022 года.

Требования мотивированы тем, что согласно архивной выписке №13-20/2205 от 29 августа 2022 года, выданной архивным отделом администрации г. Судака Республики Крым, в похозяйственных книгах Дачновского сельского совета (Дачновский сельский совет народных депутатов Судакского городского Совета Республики Крым, Дачновский сельский совет Судакского городского совета Автономной Республики Крым) в лицевых счетах за 1971-2014 годы значатся зарегистрированными как главы по домохозяйству в <адрес>, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (за 1971-1973 годы), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (за 1974-1979 годы), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1980-2014 годы, за 2011-2014 годы выбыла, в связи со смертью (умерла ДД.ММ.ГГГГ). В целях завершения наследственных прав на вышеуказанный земельный участок, после смерти родного брата ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Пономарева Н.И. 1 сентября 2022 года обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 800 кв. метров, с приложением архивной справки из похозяйственной книги, архивной справки из поземельной книги, копии похозяйственной и поземельной книг за период 1971-2014 годы. Уведомлением от 5 сентября 2022 года № КУВД-001/2022-38159217/1 административный ответчик отказал в постановке на кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка. С данным уведомлением административный истец не согласна, считает его не обоснованным и не основанным на нормах закона.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года административный иск Пономаревой Н.И. удовлетворён.

Не согласившись с решением суда, представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Товт Н.Б. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда от 24 ноября 2022 года отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что Пономаревой Н.И. подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учёта, а именно: внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 800 кв. метров, с приложением копии свидетельства о смерти ФИО12, копии свидетельства о смерти ФИО6, копии свидетельства о рождении Климовой Н.И., архивной выписки от 29 августа 2022 года № 13-20/2204, архивной выписки от 29 августа 2022 года № 13-20-2203, а также копии похозяйственных и поземельных книг за период 1971-2014 годы.

Указанное заявление было подано Пономаревой Н.И. в целях завершения наследственных прав на вышеуказанный земельный участок после смерти родного брата – ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 сентября 2022 года №КУВД-001/2022-38159217/1 Пономаревой Н.И. отказано в постановке на кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, так как в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» представленный документ не может являться основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом, так как он не соответствует утверждённому постановлением перечню, утверждённому Советом министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264, и Приказу Росреестра от 28 октября 2021 года № П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».

Кроме того, административному истцу рекомендовано представить выписку согласно Приказу Росреестра от 28 октября 2021 года № П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок».

Согласно архивной выписке № 13-20/2205 от 29 августа 2022 года, выданной архивным отделом администрации г. Судака Республики Крым, в похозяйственных книгах Дачновского сельского совета (Дачновский сельский совет народных депутатов Судакского городского Совета Республики Крым, Дачновский сельский совет Судакского городского совета Автономной Республики Крым) в лицевых счетах за 1971-2014 годы значится зарегистрированными как главы по домохозяйству в <адрес>: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за 1971-1973 годы (похозяйственная книга № 1 с. Каменка, лицевой счёт № 296); ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: за 1974-1976 годы (похозяйственная книга № 2 с. Каменка, лицевой счёт № 312), за 1977-1979 годы (похозяйственная книга № 2 с. Каменка, лицевой счёт № 322); ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: за 1980-1982 годы (похозяйственная книга № 3, лицевой счёт № 92), за 1983-1985 годы (похозяйственная книга № 1, лицевой счёт № 25); за 1986-1990 годы (похозяйственная книга № 1, лицевой счёт № 89); за 1991-1995 годы (похозяйственная книга № 2, лицевой счёт № 86, в земельнокадастровой книге № 87); за 1996-2000 годы (похозяйственная книга № 5, лицевой счёт № 438, в земельнокадастровой книге № 87); за 2001-2005 годы (похозяйственная книга № 2, лицевой счёт № 120, в земельнокадастровой книге № 87); за 2006-2010 годы (похозяйственная книга № 2, лицевой счёт № 120, в земельнокадастровой книге № 87); за 2011-2014 годы (похозяйственная книга № 4, лицевой счёт № 0121-1) – выбыла, в связи со смертью (умерла ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно похозяйственным книгам Дачновского сельского совета в период с 1971 по 2014 годы площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с 1971 года по 2014 года составляет 0,08 га.

Из архивной выписки из приказа совхоз-завода «Судак» Судакского РАПО от 30 июня 1988 года № 160 усматривается, что по состоянию на 15 июня 1988 года за ФИО7 числится земельный участок в <адрес>, площадью 0,08 га.

Согласно архивной выписке № 13-20/2206 от 29 августа 2022 года, выданной архивным отделом администрации г. Судака Республики Крым, в документах архивного фонда № 7 «Дачновского сельского совета и его исполнительный комитет» земельнокадастровая книга Дачновского сельского совета Автономной Республики Крым за 1990-2014 года содержатся следующие сведения: в личном пользовании ФИО6 находится приусадебный земельный участок, общей площадью 0,08 га, расположенный по адресу: <адрес>.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что выводы административного ответчика о том, что представленные административным истцом выписки из похозяйственной и поземельной книг не являются документом – основанием для регистрации ранее возникшего права на земельный участок являются необоснованными, поскольку представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Согласно части статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

По общему правилу части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно части 4 статьи 69 указанного Федерального закона технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.

Статьёй 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301 источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:

- документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществлённые до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учёта, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций);

- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования.

Из указанного следует, что необходимым условием для внесения в ГКН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости является осуществлённые в установленном действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ законодательством, государственная регистрация права и технический учёт объектов недвижимого имущества.

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ранее учтёнными земельными участками являются:

- земельные участки, государственный кадастровый учёт которых осуществлён в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);

- земельные участки, государственный кадастровый учёт которых не осуществлён, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтённых земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» могут быть внесены в ЕГРН на основании:

- имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтённом земельном участке;

- представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтённом земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

- представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный учёт земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

В силу части 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Пунктом 25 части 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определён перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен этот земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Одним из документов-оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, указанный в части 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР».

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учёта в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учёта хозяйств.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1).

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2).

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).

Форма похозяйственной книги и порядок её ведения (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345.

В соответствии с пунктом 34 Порядка любой член хозяйства вправе получить выписку из похозяйственной книги в любом объёме, по любому перечню сведений и для любых целей; выписка из похозяйственной книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выписка из похозяйственной книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.

Из материалов дела следует, что административный истец, как один из членов хозяйства, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив архивную выписку из приказа совхоза-завода «Судак» Судакского РАПО от 22 июня 1990 года № 164, архивную выписку из приказа совхоза-завода «Судак» Судакского РАПО от 22 июня 1988 года № 160, копии похозяйственных книг за период 1971-2014 годы.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения ответчиком не учтено, что архивные выписки, а также копии похозяйственных книг, представленные административным истцом, подтверждает наличие у неё ранее возникшего права на данный объект недвижимости.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательства, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку судом первой инстанции верно установлено, что регистрирующему органу представлены документы в объёме, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, то оспариваемое решение административного ответчика является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года по административному делу № 2а-944/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июля 2023 года.

Председательствующий

Л.А-В. Юсупова

Судьи

Н.Р. Мостовенко

Е.И. Холодная