ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-582/2016 от 11.02.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Гончарук С.Е. Дело № 33а-582/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Варлакова В.В.,

судей Лукиных Л.П., Пшеничникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 февраля 2016 года административное дело по иску Неустроева А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области о признании налогового уведомления недействительным в части,

по апелляционной жалобе Неустроева А.А. на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 16 декабря 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Неустроева А.А. к Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области о признании налогового уведомления от 08.07.2015 в части оплаты земельного налога за 2014 год за земельные участки, расположенные по <адрес>, с кадастровыми номерами и недействительным и возложении обязанности внести изменения в указанное налоговое уведомление, произвести перерасчет в части оплаты земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки по налоговой ставке 0,3 %, и о возмещении судебных расходов в сумме <...> рублей отказать».

Заслушав доклад судьи Лукиных Л.П. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Неустроев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области) о признании налогового уведомления недействительным в части. В обоснование указано, что 23 июня 2015 года он получил налоговое уведомление от 8 июня 2015 года об оплате земельного налога, с которым не согласен в части оплаты за 2014 год по налоговой ставке 1,500 % за 6/12 месяцев в году за два земельных участка, расположенных по <адрес>, с кадастровым номером в размере <...> руб. и с кадастровым номером в размере <...> руб. Выразил несогласие с применением ответчиком указанной налоговой ставки и предъявленных сумм налога за данные земельные участки, поскольку решениями Шатровской сельской Думы от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года налоговая ставка земельного налога по данным земельным участкам ему была уменьшена на 2014 год до 0,3 %, в связи с тем, что земельные участки не используются в промышленных целях. Указал, что ответчик в нарушение ст. 53 НК РФ самостоятельно применил повышенную ставку налога. В сентябре 2015 года он получил ответ из Шатровской сельской Думы об отмене решений Шатровской сельской Думы от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года . С учетом изложенного, просил признать налоговое уведомление от 8 июня 2015 года недействительным в части оплаты земельного налога за 2014 год за земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по <адрес>, по налоговой ставке 1,500 % за 6/12 месяцев в году, соответственно, в сумме <...> руб. и <...> руб.; обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Курганской области внести изменение в налоговое уведомление и произвести перерасчет в части оплаты земельного налога за 2014 год за указанные земельные участки по налоговой ставке 0,3 %, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <...> руб. и расходы на юридические услуги – <...> руб.

В судебном заседании административный истец Неустроев А.А. поддержал исковые требования, просил об их удовлетворении.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области – Холкин В.В. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указал, что налоговая инспекция, установив, что Шатровская сельская Дума вышла за пределы своих полномочий, произвольно изменив решениями от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года ставку земельного налога до размера 0,3 % в отношении конкретных земельных участков, не учитывая их категорию, произвела начисление земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: и , расположенными по <адрес>, с применением ставки в размере 1,5 %, поскольку данные земельные участки отнесены к категории земель – земли населенных пунктов, и имеют вид разрешенного использования – для производственных целей. Впоследствии по протесту прокурора Шатровского района данные нарушения со стороны Шатровской сельской Думы были устранены. Решением Шатровской сельской Думы от 15 сентября 2015 года ранее принятые решения Думы были отменены, ставка земельного налога за 2014 год в отношении спорных земельных участков установлена в размере 1,5 %. Кроме того, указал, что нельзя признать ухудшающим положение налогоплательщика акт, отменяющий незаконно установленное льготное налогообложение. Считал действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области правомерными. Размер заявленных судебных расходов полагал необоснованным. Просил в удовлетворении иска отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Неустроев А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение в соответствии с заявленными требованиями. Решение суда считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указывает, что согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами: и отнесены к категории земель – земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования – для производственных целей и подлежат налогообложению по ставке земельного налога в размере 1,5 %. По его заявлению Шатровской сельской Думой 31 октября 2014 года и 21 ноября 2014 года были приняты решения и соответственно об установлении земельного налога на 2014 год в отношении принадлежащих ему земельных участков в размере 0,3 % в связи с фактическим изменением целевого назначения указанных земельных участков. С учетом изложенного указывает, что им в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый период была в полном объеме исполнена обязанность по уплате земельного налога за указанные земельные участки в размере, установленном представительным органом муниципального образования –Шатровской сельской Думой. Впоследствии решения Думы были отменены, ставка земельного налога в отношении указанных земельных участков установлена в размере 1,5 %. Считает, что выводы суда о невозможности применения положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с незаконностью ранее установленного льготного режима налогообложения, не основаны на фактических обстоятельствах дела, так как в материалах дела отсутствуют сведения о признании ранее принятых Шатровской сельской Думой решений от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года незаконными. Имеется лишь решение об их отмене, что в свою очередь свидетельствует именно об ухудшении положения истца как налогоплательщика.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

Земельный налог относится к местным налогам, и в соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента – в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, или 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков.

Из материалов дела следует, что в налоговый период 2014 года объектом налогообложения у Неустроева А.А. являлись земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области направила налогоплательщику Неустроеву А.А. налоговое уведомление от 8 июня 2015 года, в котором произведен расчет земельного налога за 2014 год по указанным земельным участкам по ставке 1,5%. Сумма исчисленного налога по земельному участку с кадастровым номером: составила <...> руб., по земельному участку с кадастровым номером: <...> руб.

Согласно решению руководителя УФНС России по Курганской области от 7 октября 2015 года жалоба Неустроева А.А. на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области, выразившиеся в начислении земельного налога за 2014 год по вышеуказанным земельным участкам с кадастровыми номерами и по ставке 1,5% оставлена без удовлетворения.

В данном решении указано, что ставки земельного налога на 2014 год на территории Шатровского сельсовета были установлены решением Шатровской сельской Думы от 11 ноября 2013 года «Об установлении земельного налога на территории Шатровского сельсовета». В соответствии со сведениями из государственного кадастра недвижимости спорные земельные участки отнесены к категории земель – земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования – для производственных целей. При таких обстоятельствах Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области при расчете земельного налога правомерно применена ставка налога в размере 1,5 %.

Согласно решениям Шатровской сельской Думы от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года на основании заявления Неустроева А.А. в связи с тем, что земельный участок не используется в промышленных целях ставка земельного налога на 2014 год на земельные участки, расположенные по <адрес>, с кадастровыми номерами и установлена в размере 0,3 %.

Решением Шатровской сельской Думы от 15 сентября 2015 года в связи с протестом прокуратуры Шатровского района от 11 сентября 2015 года Шатровская сельская Дума отменила ранее принятые решения Думы от 31 октября 2014 года и от 21 ноября 2014 года . Ставка земельного налога за 2014 год установлена в размере 1,5 %.

Разрешая настоящий спор, установив вышеуказанные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Неустроева А.А. о признании налогового уведомления недействительным в части.

Доводы апелляционной жалобы Неустроева А.А. не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что ставка земельного налога в отношении принадлежащих Неустроеву А.А. указанных земельных участков, установленная представительным органом местного самоуправления в октябре и ноябре 2014 года, не могла применяться для целей налогообложения по земельному налогу за 2014 год, поскольку нормативные правовые акты о снижении налоговой ставки вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.

При таких обстоятельствах, в силу ч. 1 ст. 5 НК РФ положения решений Шатровской сельской Думы от 21 ноября 2014 года и от 21 ноября 2014 года для целей налогообложения подлежали применению с 1 января 2015 года. При этом, в данных решениях отсутствует указание на распространение их действия на правоотношения за предыдущие периоды.

В статье 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации отражен общий основной принцип действия закона во времени. Придание обратной силы закону относится к прерогативе законодателя исходя из специфики регулируемых правом общественных отношений.

В силу ч. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Из изложенного следует, что довод жалобы Неустроева А.А. о возможности применения к возникшим правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации в части действия нормативного акта во времени, не основан на законе, поскольку в силу ст. 1 НК РФ применению в данном случае подлежат нормы законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенными по <адрес>, начислен правомерно с применением ставки земельного налога в размере 1,5 %.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем, они не могут рассматриваться как состоятельные.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и вынес решение в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Каргапольского районного суда Курганской области от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Неустроева А.А. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: