Судья Бакулина Н.В. Дело № 33а-583/2022
УИД 70RS0008-01-2021-001201-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Бондаревой Н.А., Кулинченко Ю.В.
при секретаре Волкове А.В.,
помощнике судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-874/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Колпашевскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, главному специалисту – главному государственному инженеру-инспектору по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области Инспекции государственного технического надзора Томской области ФИО2, Инспекции государственного технического надзора Томской области о признании незаконным отказа в замене паспорта самоходной машины, возложении обязанности произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 ФИО3 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 25 ноября 2021 года,
заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А.,
установила:
ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Колпашевскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование – ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области), главному специалисту – главному государственному инженеру-инспектору по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области Инспекции государственного технического надзора Томской области ФИО2, в котором с учетом изменения заявленных требований просил
признать незаконным отказ ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области от 07.06.2021 в замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/, выданного 19.07.2021, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы;
признать незаконным отказ главного специалиста – главного государственного инженера-инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области Инспекции государственного технического надзора Томской области от 05.07.2021 в замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/, выданного 19.07.2021, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы;
возложить обязанность на административных ответчиков произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/, выданного 19.07.2012, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является собственником самодельной колесной машины марки ЗИЛ-131, 1990 года выпуска, государственный регистрационный знак /__/. Его представитель обратился к административным ответчикам с заявлением от 01.06.2021 о замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/, выданного 19.07.2012, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы.
По результатам рассмотрения заявления ОМВД Российской Федерации по Колпашевскому району 07.06.2021 дан ответ о невозможности проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства, не имеющего идентифицирующих документов, и замены паспорта самоходной машины и других видов техники.
Главный специалист – главный государственный инженер-инспектор по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области в ответе от 05.07.2021 также указал, что регистрационные действия в виде внесения изменений в регистрационные документы (выдача дубликата паспорта самоходной машины и других видов техники) на транспортное средство, принадлежащее ФИО1, не могут быть проведены, поскольку согласно выписке из протокола № 3-16 от 16.05.2016 регистрационные действия в отношении самоходного шасси на базе автомобиля ЗИЛ-131, принадлежащего ФИО1, признаны недействительными с рекомендацией снять с регистрационного учета в органах гостехнадзора и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД УМВД России по Томской области.
Решения административных ответчиков об отказе в замене паспорта самоходной машины и других видов техники на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы является незаконным, нарушает право собственности административного истца, поскольку создает препятствия в пользовании и распоряжении данным имуществом.
Определением судьи от 30.09.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Инспекция государственного технического надзора Томской области; определением от 09.11.2021 - в качестве заинтересованного лица - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование - УМВД России по Томской области).
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что при покупке транспортного средства в 2012 году продавец передал ему свидетельство транспортного средства старого образца, в котором указано, что это ассенизаторская машина. Предыдущим собственником на автомобиль установлен дизельный двигатель ЛТЗ 245, автоцистерна и вакуумный насос; рама, рулевое управление, тормозная система остались прежними. Самостоятельно ФИО1 никаких изменений в транспортное средство не вносил. После покупки он обратился с заявлением о постановке транспортного средства на учет в Гостехнадзор, где ему был выдан паспорт самоходной машины и новый технический талон; в ДРСУ прошел техосмотр, о чем выдан соответствующий талон. При оформлении транспортного средства на себя ему выдано свидетельство нового образца; в личном деле указано, что транспортное средство собрано из узлов и агрегатов заводского исполнения, переделок нет. В 2016 году после вынесения Инспекцией государственного технического надзора Томской области решения о признании недействительными регистрационных действий в отношении его транспортного средства обратился в органы ГИБДД, где ему сообщили, что оснований для постановки транспортного средства на учет нет, поскольку наличие одного лишь паспорта самоходной машины недостаточно для постановки на учет. В Гостехнадзоре ему объяснили, что если бы скорость машины была меньше 50 км/ч, транспортное средство могло бы использоваться. В органы сертификации по определению типа транспортного средства и соответствию его требованиям безопасности не обращался, экспертиза по определению типа транспортного средства не проводилась.
Административный ответчик главный специалист – главный государственный инженер-инспектор по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области ФИО2 в письменных возражениях и в пояснениях в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Указал, что транспортное средство административного истца не является самоходной техникой; технический паспорт серии /__/ от 05.10.1999 на самодельную машину выдан с нарушениями установленной формы документа. На момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины регистрационные действия были аннулированы, регистрационные документы 2012 года признаны недействительными, что исключает возможность их замены.
Представитель административного ответчика начальник ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области ФИО4 возражал против удовлетворения административного искового заявления, в соответствии с представленным отзывом и пояснениями в судебном заседании указал, что автомобиль марки ЗИЛ-131 претерпел конструктивные изменения, доказательств того, что данная машина как полнокомплектное транспортное средство подвергалась сертификации и имеет одобрение типа транспортного средства административным истцом не представлено, как и доказательств того, что у него имеется документ, содержащий сведения о соответствии данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Транспортное средство ФИО1 является самодельной колесной машиной марки ЗИЛ-131, согласно техническим характеристикам, указанным в паспорте самоходной машины и других видов техники, не относится к категории автотранспортных средств, соответственно, не подлежит государственной регистрации в органах ГИБДД. У административного истца отсутствует паспорт транспортного средства, позволяющий идентифицировать транспортное средство как автомобиль, установить наличие и (или) отсутствие внесения конструктивных изменений.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика Инспекции государственного технического надзора Томской области, заинтересованного лица УМВД России по Томской области.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 25.11.2021 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО3 просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что судом не приняты во внимание положения пунктов 14-16 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, согласно которым на транспортные средства, не имеющие электронных паспортов, при проведении регистрационных действий, не связанных с прекращением государственного учета или снятием с государственного учета, на основании волеизъявления их владельцев выдаются паспорта транспортных средств взамен утраченных, непригодных для использования или не соответствующих установленному образцу, а в паспорта транспортных средств вносится запись о всех утраченных или непригодных для использования паспортах транспортных средств. При этом до 01.11.2021 допускается по заявлению собственника транспортного средства оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком ее заполнения, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Инспекцией государственного технического надзора Томской области представлены письменные возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца ФИО1, административных ответчиков ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, главного специалиста – главного государственного инженера-инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области ФИО2, Инспекции государственного технического надзора Томской области, заинтересованного лица УМВД России по Томской области, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом к решениям относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из приведенных нормативных положений следует, что решения могут быть признаны незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В ходе рассмотрения дела совокупность названных условий не установлена.
Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 принадлежит самодельная колесная машина марки ЗИЛ-131, 1990 года выпуска, государственный регистрационный знак /__/ на основании договора купли-продажи самоделки-асанизатора от 03.07.2012, заключенного с М. (л.д. 115).
Согласно карточке учета самоходной машины, самодельная колесная машина марки ЗИЛ-131, 1990 года выпуска, заводской номер машины (рамы) /__/, двигатель /__/, цвет защитный, 19.07.2012 поставлена на учет в Инспекции государственного технического надзора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области (л.д. 145-147); ФИО1 выданы паспорт самоходной машины и других видов техники серии /__/, свидетельство о регистрации машины серии /__/ (л.д. 9-10).
Распоряжением Инспекции государственного технического надзора Томской области от 27.05.2016 № 59 регистрационные действия органа государственного технического надзора Томской области от 19.07.2012 по государственной регистрации самодельного транспортного средства на базе автомобиля ЗИЛ-131, принадлежащего ФИО1, признаны недействительными в связи с нарушением Правил государственной регистрации; паспорт самоходной машины серии /__/ и свидетельство о регистрации машины серии /__/ от 19.07.2012 признаны недействительными с 16.05.2016 (л.д. 21).
Указанное распоряжение получено ФИО1 06.07.2016, о чем свидетельствует его подпись на выписке из протокола № 3-16 от 16.05.2016 (л.д.11-12); в установленном законом порядке не оспорено.
01.06.2021 представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 обратился с заявлением в Отдел ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области о замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/, выданного 19.07.2012, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы (л.д. 54-62).
Заявление аналогичного содержание было направлено в адрес главного специалиста – главного государственного инженера-инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Инспекции государственного технического надзора Томской области ФИО2 (л.д. 13).
В ответе от 07.06.2021 ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области со ссылкой на положения пункта 3 части 1 статьи 15, пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 117 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, указало, что регистрационные действия, а также замена паспорта самоходной машины в отношении транспортного средства, не имеющего идентифицирующих документов, не могут быть проведены; для получения паспорта самоходной машины и других видов техники рекомендовано обратиться в Инспекции государственного технического надзора Томской области (л.д. 14).
Главный специалист – главный государственный инженер-инспектор по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Томской области ФИО2 в ответе от 05.07.2021 указал, что в соответствии с решением комиссии Инспекции государственного технического надзора Томской области по спорным вопросам технического осмотра (регистрации) машин (прицепов), поднадзорных органам государственного технического надзора, от 16.05.2016 регистрационные действия в отношении принадлежащего ФИО1 транспортного средства «Самодельная колесная ЗИЛ-131» ГРЗ /__/ признаны недействительными. Согласно пункту 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507, в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. Основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные является обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации (пункт 58 Правил). В связи с чем регистрационные действия в виде внесения изменений в регистрационные документы - выдача дубликата паспорта самоходной машины и других видов техники на транспортное средство, принадлежащее ФИО1 «Самодельная колесная ЗИЛ-131» ГРЗ /__/, не могут быть проведены (л.д. 15).
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к правильному выводу о законности оспариваемых решений, поскольку транспортное средство ранее не было зарегистрировано в органах ГИБДД, а регистрационный действия, совершенные Инспекцией государственного технического надзора Томской области, признаны недействительными; в отсутствие документов, идентифицирующих транспортное средство, и учетных данных на данную технику у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для замены паспорта самоходной машины и других видов техники серии /__/ от 19.07.2012 на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы.
Указанные выводы суда мотивированы, основаны на законе и обстоятельствах дела, и не соглашаться с такими выводами судебная коллегия оснований не усматривает.
В статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3).
После внесения изменения в конструкцию состоящих на государственном учете транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия (пункт 4).
Согласно статье 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом, является обязательным.
Решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 28 этого же Федерального закона).
Региональный государственный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление регионального государственного надзора (пункт 4 Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1540).
Пунктом 3 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507 (далее - Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники), закреплено, что государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Постановлением Губернатора Томкой области от 04.04.2012 № 35 создана Инспекция государственного технического надзора Томской области, утверждено Положение об Инспекции государственного технического надзора Томской области.
Целью деятельности данного органа является региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 31.05.2021 № 213а утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 16 Административного регламента правовым основанием предоставления государственной услуги среди прочих является постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники».
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (долее – Правила) в соответствии с пунктом 1 определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).
Согласно пункту 4 названных Правил государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем 6 данного пункта).
В органах гостехнадзора не регистрируются, в том числе, транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные закреплен в пункте 58 Правил, одним из которых является обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с названными Правилами (абзац 1).
Данное основание содержится также в подпункте 1 пункта 21 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2021 № 213а.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации.
С 01.01.2016 вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
В соответствии с абзацем 4 статьи 3 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено 15.08.2014 Правительствами государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в г. Москве) (далее - Соглашение) основные требования к единым формам паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, порядок их заполнения и порядок обмена сведениями о бланках паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники, а также сроки начала их применения утверждаются Евразийской экономической комиссией.
Соглашение от 05.08.2014 о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов было заключено в целях создания условий для обеспечения свободного обращения транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники на единой таможенной территории Таможенного союза и определения порядка оформления паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники по единым формам.
Под паспортом самоходной машины и других видов техники Соглашение понимает паспорт, выдаваемый на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель (ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним (абзац третий статьи 2).
Подпунктом «в» пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» предусмотрено, что до 01.11.2022 включительно допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком ее заполнения, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100.
Единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, паспорт оформляется организациями-изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств-членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр, по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100.
Из приведенного положения следует, что паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы оформляется только организациями - изготовителями машин (заводы) и уполномоченными органами (таможня).
Согласно пункту 2 того же Порядка до 01.01.2016 допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена (подпункт «в»); не допускается одновременное оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена, и по единой форме и в соответствии с Порядком заполнения, которые утверждены настоящим Решением (подпункт «д»); переоформление паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленных по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена, с целью замены на паспорта, оформленные по единой форме и в соответствии с Порядком заполнения, которые утверждены настоящим Решением, не требуется (подпункт «е»).
В силу пункта 17 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники при проведении государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные) на основании заявления владельца техники выдается дубликат паспорта техники или выписка из электронного паспорта техники взамен утраченного, непригодного для использования или не соответствующего установленному образцу.
Пунктом 9 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100, также предусмотрено, что в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается: изготовителем, выдавшим паспорт, - в отношении изготовленной им машины, выпущенной в обращение, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию; уполномоченным органом (организацией), выдавшим паспорт, - в отношении машины, ввезенной на таможенную территорию Союза, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию; органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.
В силу приведенных выше правовых предписаний орган, уполномоченный на регистрацию машин, - Инспекция государственного технического надзора вправе выдавать дубликаты паспортов самоходных машин взамен утраченных, непригодных для использования или не соответствующих установленному образцу, в том числе паспортов самоходных машин и других видов техники единой формы, только на те машины, которые зарегистрированы ранее в соответствии с законодательством за лицом, обратившимся с соответствующим заявлением.
Таким образом, обращение представителя административного истца о замене паспорта самоходной машины на паспорт самоходной машины единого образца на принадлежащее ФИО1 транспортное средство «Самодельная колесная ЗИЛ-131» ГРЗ /__/, в отношении которого регистрационные действия, а также паспорт самоходной машины и свидетельство о регистрации машины распоряжением Инспекции государственного технического надзора Томской области от 27.05.2016 № 59 признаны недействительными, правомерно должностным лицом Инспекции государственного технического надзора Томской области оставлено без удовлетворения, поскольку оно не основано на требованиях приведенного выше законодательства, регулирующего порядок выдачи единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники. Кроме того, как обоснованно отмечено в оспариваемом ответе от 05.07.2021, поскольку органы гостехнадзора не вправе производить регистрацию индивидуально собранных транспортных средств, в связи с чем осуществить замену паспорта самоходной машины по причинам, не указанным в пункте 17 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, также не имеют полномочий.
Порядок регистрации транспортных средств определен Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказом Министерства внутренних дел от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств».
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
Статьей 10 приведенного Федерального закона предусмотрено, что регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
К регистрационным действиям относятся, в том числе оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления, в том числе, документов, идентифицирующих транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных.
Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), свидетельство о регистрации транспортного средства (части 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ).
Непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание, в силу пункта 4 части 5 статьи 20 названного Федерального закона является основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 14 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014.
Вместе с тем как следует из ответа ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области от 19.11.2021 автомобиль марки ЗИЛ-131, 1990 года выпуска, заводской номер шасси (рамы) /__/, двигатель /__/, цвет защитный, согласно ФИС ГИБДД-М не значится. С данным номером шасси ранее числилось два автомобиля марки ЗИЛ, которые утилизированы 10.06.2004 и 21.05.2013 соответственно; с указанным номером двигателя также числилось два автомобиля ЗИЛ, которые также утилизированы 24.05.2006 и 08.07.2003 соответственно (л.д. 131).
Обращаясь с заявлением в Отдел ГИМБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, представителем административного истца не были представлены документы, идентифицирующие транспортное средство, без которых, как правомерно отмечено судом первой инстанции, совершить регистрационные действия не представляется возможным. Поскольку ранее транспортное средство, принадлежащее ФИО1, не состояло на регистрационном учете в органах ГИБДД, соответственно, паспорт транспортного средства не был выдан, требование к данному органу о замене паспорта самоходной машины, к тому же признанного недействительным, не согласуется с указанными правовыми нормами, регулирующими отношения по государственной регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора не приняты во внимание положения пунктов 14-16 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании указанных положений. Так, согласно приведенным пунктам регистрационные действия производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства или электронного паспорта транспортного средства со статусом «действующий» в системе электронных паспортов транспортных средств. Однако у административного истца отсутствует паспорт транспортного средства как таковой, соответственно, названные положения неприменимы к рассматриваемым правоотношениям.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО3 – без удовлетворения;
кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Колпашевский городской суд Томской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение принято 21 марта 2022 года