ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5857/2016 от 19.07.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2016 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего судьи Волкова А.Е.

судей Симоновича В.Г. и Погорельцевой Т.В.

при секретаре Ершовой И.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску (ФИО)1 к Управлению Федеральной налоговой службы России no ХМАО - Югре и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по ХМАО - Югре об оспаривании решения органа государственной власти и перерасчете транспортного налога,

по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по ХМАО - Югре на решение Пыть - Яхского городского суда ХМАО - Югры от 27 апреля 2016 года, которым суд постановил:

Признать решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре № 07/074 от 18 марта 2016 года по жалобе Гурылева Андрея Анатольевича незаконным.

Устранить допущенные нарушения прав административного истца путем перерасчета Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № “ по» ХМАО - Югре в городе Нефтеюганске сумм транспортного налога а период с 2007 года по 2014 год на автомобиль ГАЗ - 2217, г с) дарственный регистрационный знак Е 962 PH 86 по ставке налога за легковой автомобиль мощностью двигателя свыше 100 л.с.».

Выслушав объяснения представителя налогового органа Капаевой Ю М., заслушав доклад судьи Погорельцевой Т В., судебная коллегия

установила:

Гурылев А. А. обратился в суд с административным иском к управлению Федеральной налоговой службы России по ХМАО - Югре (далее по тексту - Управление ФНС России по ХМАО - Югре) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по ХМАО - Югре (далее по тексту МРИ ФНС России № 7 по ХМАО - Югре) об оспаривании решения органа государственной власти и перерасчете транспортного налога. В обоснование требований указал, что является собственником транспортного средства ГАЗ -2217, государственный регистрационный знак Е 962 PH. В октябре 2015 года он получил налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2014 год, рассчитанного по

ставке для автобусов. Не согласившись с представленным расчетом, 18 февраля 2016 года обжаловал размер начислений в порядке подчиненности в вышестоящий налоговый орган. 05 апреля 2016 года получил решение Управления ФНС России по ХМАО - Югре об оставлении его жалобы без удовлетворения С указанным решением не согласен, так как его транспортное средство отнесено к категории «В», то есть к легковым автомобилям. Начисление транспортного налога по ставке для автобусов является незаконным и необоснованным. В связи с указанным, просит признать решение Управления ФНС России по ХМАО - Югре № 07/074 от 1 марта 2 То года незаконным и обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по ХМАО - Югре произвести перерасчет суммы транспортного налога за период с 2007 года по 2014 год.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана

выше.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России №7 по ХМАО - Югре просит решение суда отменить как незаконное. В К" ванне доводов жалобы указывает, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и категорию транспортных средств. При исчислении суммы налога показатели типа и категории ТС определяются на основании данных, представленных ГИБДД МВД России. Док ментом для регистрации ТС и их допуска к эксплуатации является ПТС, который подтверждает наличие Одобрения типа транспортного средства. В строке 4 ПТС Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория та, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.) Перевод категорий ТС, указанных в Одобрении типа ТС, в категории по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий ТС по Классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской /Экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. В третьей строке «Наименование (тип) ТС» ПТС указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа ТС - «Легковой», «Автобус», Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран и т.д. В строке 2 паспорта транспортного средства Марка, модель ТС в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например 1 - легковой автомобиль; 7 - фургоны: 1 - специальные. Принадлежность ТС административного истца к типу - автобус подтверждается цифровым обозначением марки ТС «2217», где вторая цифра 2 означает автобусы. Кроме того, в соответствии с

Отраслевой нормалью ОН025 270-66, в идентификационном номере второй знак второй части идентификационного номера также указывает на принадлежность ТС административного истца к автобусам. Кроме того, решение суда в части перерасчета транспортного налога с 2007 года не мотивировано, необоснованно не применен трехлетний срок давности для такого перерасчета.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИНФС России № 7 по ХМАО - Югре Канаева Ю.М. на доводах апелляционной жалобы настаивала в полном объеме.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения представителя налогового органа Капаевой Ю.М.. исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Гурылев А.А. оспаривает начисление Инспекцией транспортного налога за 2007-2014 годы за транспортное средство Г АЗ 2217.

В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являются, в том числе, автомобили и автобусы. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для автобусов в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Транспортный налог на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры введен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее Закон ХМАО N 62-оз), которым установлены ставки этого налога для легковых транспортных средств и автобусов, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств.

В соответствии со ст. 2 Закона ХМАО N 62-оз, размер налоговой ставки по объекту налогообложения «Автомобили легковые» с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. составляет 7 рублей за одну лошадиную силу. Размер налоговой ставки по объекту налогообложения «Автобусы» с мощностью двигателя от 110 л.с. до 200 л.с. составляет 50 рублей за одну лошадиную силу.

Материалами дела установлено, что с 14 июня 2007 года Гурылев А.А. является собственником автомобиля марки ГАЗ 2217, 2007 года выпуска, идентификационный номер Х(номер), тип (номер) - Специальное пассажирское транспортное средство (6 мест), категория (номер) - В, мощность двигателя 140 л.с., разрешенная максимальная масса 2900 кг.

Согласно налоговому уведомлению от 04 апреля 2015 года № 597692 за 2014 год административному истцу произведен расчет транспортного налога по автомобилю ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак Е"62РН86. исходя из налоговой базы (мощности двигателя) - 139,9, налоговой ставки по объекту налогообложения «Автобусы» - 50 рублей за одну лошадиную силу.

Оспаривая представленный Инспекцией расчет, Гурылев А.А. указывает, что налоговым органом неверно определен тип его автомобиля как Автобусы» вместо «Легковые автомобили».

Налоговый кодекс РФ и Закон ХМАО N 62-оз не определяют понятия легкового автомобиля и автобуса для целей налогообложения.

Отсутствуют эти понятия и в тексте Конвенции о дорожном движении и ОКОФ от 26 декабря 1994 года № 359, руководствоваться которыми необходимо при определении видов автотранспортных средств в соответствии с п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177.

Поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ (статья 11 Налогового кодекса РФ).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 301) к легковым автомобилям относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.

В Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, зарегистрированном в Минюсте Российской Федерации от 14.05.1997 N 1302 и действующим на момент выдачи административному истцу ЯТС, "автобус" представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8.

В "Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)" НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г.. ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО "ОТЭК" 20 октября 2004 г.) содержится определение термину автобус, согласно которому это автомобильное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.

Таким образом, автобусом является автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения

(помимо сиденья водителя) более 8.

Кроме того, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортном} средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, должны руководствоваться сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ).

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N "О порядке регистрации транспортных средств", основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.98 N "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496,

Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 2:. (>0.2005 ( зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), в строке 4 "Категория ТС (А, В, С. D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со pin hi цельно if таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).

В соответствии с приложением 3 к Положению, к транспортным средствам категории В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (М-1, легковые) и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (N 1, грузовые).

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории В» свидетельствует о том, что такое транспортное средство относится либо к легковому либо к грузовому транспортному средству, но не автобусу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что отнесение принадлежащего административному истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции, анализ его технических характеристик четырехколесное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее менее 8 мест для сидения) дает право применять ставки, установленные Законом ХМАО 62-оз для легковых автомобилей, поскольку регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «D».

Ссылки налогового органа на Отраслевую нормаль ОН 025 270-66 Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями > судебная коллегия находит необоснованными, поскольку указанный национальный нормативный акт содержит иную (по предметному признаку), по сравнению с международными соглашениями Российской Федерации, классификацию транспортных средств.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах

толкуются в пользу налогоплательщика, судебная коллегия находит решение суда в данной части не подлежащим отмене.

Между тем, правильно установив тип транспортного средства, суд первой инстанции свои выводы о необходимости перерасчета истцу транспортного налога за период с 2007 года по 2014 год не мотивировал.

В соответствии с ч.ч. 9,11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

В нарушение указанной правовой нормы Гурылев А.А. доказательств нарушения своих прав в результате неверного исчисления транспортного налога за 2007 - 2013 годы (налоговые уведомления, налоговые требования, квитанции об уплате налога и т.д.) в суд не представил.

При таких обстоятельствах его требования о перерасчете транспортного налога за указанный период времени удовлетворению не подлежат.

В связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, л*-тонны в решении суда, обстоятельствам административного дела, решение подлежит изменению.

Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО -

Югре удовлетворить частично.

Решение Пыть - Яхского городского суда от 27 апреля 2016 года изменить:

Устранить допущенные нарушения прав (ФИО)1 путем перерасчета Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО - Югре в городе Нефтеюганске сумм транспортного налога за 2014 год на автомобиль марки ГАЗ 2217. государственный регистрационный знак Е 962 PH 86 по лавке налога за легковой автомобиль мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с.

В остальной части решение Пыть — Яхского городского суда от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной 1 (ФНС России № 7 по ХМАО — Югре— без удовлетворения.

Председательствующий

Волков А.Е.

Судьи

Погорельцева Т.В.

Симонович В.Г.