Судья: Голубев И.А. Дело № 33а-5863
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2019 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения культуры (далее – ГУК) «Государственный музей К.А. Федина» к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным пункта предписания, по апелляционной жалобе Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу на решение Волжского районного суда города Саратова от 09 апреля 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя ГУК «Государственный музей К.А. Федина» Попова Д.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
установила:
ГУК «Государственный музей К.А. Федина» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным пункт 3 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 17 октября 2018 года № 8 об устранении выявленных нарушений.
В обоснование заявленных требований указывало, что на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 11 сентября 2018 года № 111 в отношении ГУК «Государственный музей К.А. Федина» проведена плановая документарная и выездная проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание. Пунктом 3 данного предписания учреждению указано на необходимость в срок до 01 апреля 2020 года произвести учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) ГУК «Государственный музей К.А. Федина» с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении (тома № № 1-49), о чем проинформировать Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу. Полагало, что оспариваемый пункт предписания не соответствует закону и нарушает права и интересы административного истца, поскольку учреждением при осуществлении учета музейных предметов соблюдаются требования, установленные пунктом 13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 (далее также Положение), доказательства обратного контролирующим органом не представлены.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 09 апреля 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу обратилось в Саратовский областной суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. В доводах жалобы выражает несогласие с выводами суда о незаконности пункта 3 предписания и соблюдении учреждением требований пункта 13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179. Полагает, что отражение местонахождения музейных предметов исключительно в топографических описях, относящихся к документам вспомогательного учета и формируемых по территориальности, не позволяет оперативно получать необходимую информацию из основных учетных документов, что создает угрозу сохранности и безопасности объектов культурного наследия.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ссылается на законность и обоснованность принятого судом решения.
На заседание судебной коллегии представитель административного ответчика Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 26 мая 1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ) определено, что музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Статьей 6 Закона № 54-ФЗ регламентировано, что музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.
Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.
Форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений устанавливаются едиными правилами.
В силу пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).
Из материалов административного дела усматривается, что распоряжением и.о. руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 11 сентября 2018 года № 111 в период с 20 сентября 2018 года по 17 октября 2018 года назначено проведение плановой документарной и выездной проверки ГУК «Государственный музей К.А. Федина» на предмет соблюдения в деятельности учреждения требований, установленных главой 2, статьями 14, 16, 27 Закона № 54-ФЗ, Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179, пунктами 48-50 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1099 (л.д. 122).
По результатам проверки установлено, что в нарушение пункта 13 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179, главные инвентарные книги (книги поступлений основного фонда) ГУК «Государственный музей К.А. Федина» не содержат сведений о местонахождении музейных экспонатов, что явилось основанием для указания о выявленном нарушении в пункте 3 предписания от 17 октября 2018 года № 8, выданного учреждению главным государственным инспектором Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Также данным пунктом на ГУК «Государственный музей К.А. Федина» возложена обязанность в срок до 01 апреля 2020 года устранить выявленные нарушения пункта 13 Положения, обеспечить учет музейных предметов в главных инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда) учреждения с соблюдением требований по внесению сведений об их местонахождении (тома № № 1-49); о чем проинформировать Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание в оспариваемой части незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что требования Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179, соблюдение которого являлось предметом проверки должностного лица Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, в деятельности учреждения не нарушены. ГУК «Государственный музей К.А. Федина» осуществляет учет музейных предметов с использованием специальной учетной документации, перечень которой в силу Положения не является закрытым, и которая в своей совокупности позволяет обеспечить возможность идентификации музейных предметов и содержит сведения об их местонахождении, как того требуют предписания пункта 13 Положения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
По смыслу норм Закона № 54-ФЗ, Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179, музеи ведут учет музейных предметов и музейных коллекций, осуществляют ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями в соответствии с едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, которыми, в том числе должна быть установлена форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 116 отменен приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08 декабря 2009 года № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации», в связи с чем учетная обработка музейных предметов и музейных коллекций (описание, измерение, маркировка), а также типовые формы основных учетных документов в настоящее время регламентируются положениями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17 июля 1985 года № 290 (далее – Инструкция).
Согласно пунктам 83, 84 Инструкции основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения. Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.
В соответствии с пунктами 149-151 Инструкции вспомогательный музейный учет осуществляется для оперативной и научной работы с коллекциями музея и преследует в основном цели справочного характера. Проводится этот учет посредством карточек, книжек хранителя и различных вспомогательных описей. Музеи могут вести самые различные картотеки: учетную, инвентарную, топографическую, предметную, картотеку сохранности, картотеку временных поступлений, временных выдач и т.п.
Одной из обязательной для ведения картотек является топографическая, предназначенная для быстрого нахождения любого из музейных предметов.
В силу пункта 112 Инструкции при исключении музейного предмета из инвентаря музея на основании приказа министра культуры СССР, министра культуры союзной республики (или их заместителей), руководства других министерств и ведомств в графе «примечания» в книге поступлений основного фонда и инвентарной книге делается об этом специальная отметка с обязательной ссылкой на документ, содержащий разрешение на выдачу или исключение предмета. Отметка об исключении предмета из книги поступлений, инвентарной книги музея должна быть подписана директором музея и главным хранителем и скреплена печатью музея.
Приложением № 9а «Книга поступлений музейных предметов (основного фонда) на постоянное хранение (для музеев, кроме художественных) Инструкции утверждена типовая форма книги поступлений музейных предметов, которая наряду с графами, позволяющими установить наименование, описание предмета, количество, материал, сохранность, стоимость, содержит графу «Примечание. Место нахождения предмета (запись карандашом). Акты о временной передаче, изъятии».
Исходя из содержания акта проверки № 17 от 17 октября 2018 года, составленного должностными лицами Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, неуказание ГУК «Государственный музей К.А. Федина» в книгах поступлений основного фонда в графе «примечание» сведений о местонахождении музейных предметов, является нарушением пункта 13 Положения, в целях устранения которого учреждению выдано оспариваемое в части предписание.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия учитывает, что в силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку в рассматриваемом деле районным судом установлено, что заполнение графы «примечание» производится в определенных Инструкцией случаях, местонахождение музейных объектов фиксируется ГУК «Государственный музей К.А. Федина» в топографических карточках, ведение которых является обязательной формой вспомогательного учета, совокупность специальной учетной документации, использующейся в деятельности музея, позволяет обеспечить полную идентификацию музейных предметов, в том числе относительно их местонахождения, что согласуется с требованиями пункта 13 Положения, суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого пункта предписания контролирующего органа положениям закона и удовлетворении административного иска.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию, изложенную в письменных возражений административного ответчика, представленных в суд первой инстанции, выражают безосновательное несогласие ее автора с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. Оснований для отмены судебного решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: