Судья Царёва Т.С. Дело № 33а-586/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«01» апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Администрации города Костромы Беловой Т.М. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 29 декабря 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора города Костромы; признано незаконным бездействие Администрации города Костромы в части непринятия Перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений; на Администрацию города Костромы возложена обязанность разработать и утвердить перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя Администрации города Костромы Беловой Т.М. и представителя МКУ г.Костромы «Городская служба захоронений» Гурьева О.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Костромской области Хрящевой Е.Ю., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Костромы, указав, что на основании поручения прокуратуры области в августе 2018 года прокуратурой города Костромы проведена проверка соблюдений требований законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности Администрации города Костромы. В ходе проверки установлено, что в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с погребением умерших на семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области, регулируются вступившим в силу с 01 октября 2017 года Законом Костромской области от 11 июля 2017 года № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области», частью 3 статьи 3 которого установлено, что перечни общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в ведении которых находятся общественные кладбища. Постановлением Администрации города Костромы от 13 марта 2018 года № 425 были внесены изменения в Порядок деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденный постановлением Администрации города Костромы от 23 апреля 2015 года № 837, и названный Порядок дополнен разделом 4.1 «Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ». Согласно пункту 2 постановления оно вступает в действие со дня вступления в силу постановления Администрации города Костромы, утверждающего перечень общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений. На данный момент такой перечень не разработан, что нарушает права неопределенного круга лиц быть похороненным с учетом их волеизъявления, поскольку в них отсутствует возможность реализовать свое право. Просил признать бездействие Администрации города Костромы в части непринятия перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, незаконным, и обязать административного ответчика разработать и утвердить такой перечень.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений», государственно-правовое управление Костромской областной Думы, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (до 01 ноября 2018 года - Управление строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы Белова Т.М. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не исследованы и не учтены в полном объеме доводы, изложенные ответчиком в ходе рассмотрения дела. Указывает, что федеральное законодательство гарантирует погребение умершего рядом с ранее умершим лишь при наличии свободного места для такого погребения и не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, а перечни общественных кладбищ для создания семейных (родовых) захоронений органы местного самоуправления утверждают, исходя из возможности создания на имеющихся кладбищах зон семейных захоронений. На территории города Костромы местами погребения являются общественные кладбища по улицам Костромская, Галичская, Ярославская, Магистральная и вероисповедальное мусульманское кладбище по улице Нариманова. На кладбищах по улицам Галичская, Ярославская, Нариманова свободная площадь для предоставления новых мест для захоронений исчерпана, захоронения производятся лишь в ранее выделенные участки (в ранее существующую ограду). На общественных кладбищах по улицам Костромская и Магистральная ввиду ограниченности свободной территории и ее быстрой заполняемостью участки для создания зон семейных захоронений отсутствуют. Создание зоны семейных (родовых) захоронений предусмотрено на вновь создаваемом кладбище у н.п.Будихино, строительство которого еще не завершено. Ввиду приведенных обстоятельств на данный момент невозможно утвердить Перечень общественных кладбищ для создания семейных (родовых) захоронений. До настоящего времени в Администрацию города Костромы не поступило ни одного обращения по вопросу выделения места под семейное захоронение, и достаточных оснований полагать о нарушении вследствие непринятия Перечня прав неопределенного круга лиц не имеется. Также ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела ответчик заявлял ходатайство о направлении в Костромскую областную Думу запроса о толковании положений части 3 статьи 3 Закона Костромской области от 11 июля 2017 года № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области», однако судом в удовлетворении данного ходатайства отказано, что в совокупности с неправильной оценкой доводов ответчика повлияло на исход дела и привело к принятию судом незаконного и необоснованного судебного акта.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор города Костромы Безрукавый А.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие представителей Костромской областной Думы и Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что Администрацией города Костромы допущено незаконное бездействие, заключающееся в непринятии перечня общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, и необеспечении тем самым возможности реализации гражданами права на получение участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений.
Данный вывод судом достаточно подробно мотивирован с приведением норм закона, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела не противоречит, и судебная коллегия с ним соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
В силу статьи 18 и пункта 2 статьи 25 указанного Федерального закона, а также пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация похоронного дела, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, относится к вопросам местного значения городского поселения и осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом под волеизъявлением умершего о достойном отношении к его телу после смерти согласно пункту 1 статьи 5 этого же Федерального закона понимается пожелание этого лица, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.
Для погребения умерших с учетом их волеизъявления предназначены общественные кладбища, которые находятся в ведении органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
В соответствии со статьей 21 названного Федерального закона гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Данная норма в системной взаимосвязи с иными положениями этого же Федерального закона, в том числе с положениями пункта 1 статьи 1, статьей 7, направленными на реализацию гарантий осуществления погребения с учетом волеизъявления лица при жизни и пожеланий родственников, направлена на реализацию волеизъявления лица (лиц) о получении на общественных кладбищах земельных участков для создания единых мест захоронения скончавшихся членов семьи и родственников.
Таким образом, в силу приведенных норм обязанность по обеспечению условий реализации гражданами прав на погребение с учетом их волеизъявления, в том числе на получение участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, лежит на органах местного самоуправления, ответственных за организацию похоронного дела.
Статьей 3 Закона Костромской области от 11 июля 2017 года № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области» определено, что семейные (родовые) захоронения - места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших. На семейном захоронении могут быть погребены супруг (супруга), близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, бабушки, дедушки, внуки) лица, на которое зарегистрировано семейное (родовое) захоронение (часть 1); места для создания семейных захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения (часть 2).
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что перечни общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в ведении которых находятся общественные кладбища.
Постановлением Администрации города Костромы от 23 апреля 2015 года № 837 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ города Костромы, в который постановлением Администрации города Костромы от 13 марта 2018 года № 425 внесены изменения, в том числе, Порядок дополнен разделом 4.1. «Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ».
Согласно пункту 4.1.1. названного Порядка (с учетом указанных изменений) на общественных кладбищах города Костромы предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, а также под будущие семейные (родовые) захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4.1.3. этого же Порядка предусмотрено, что перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, утверждается постановлением Администрации города Костромы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации города Костромы от 13 марта 2018 года № 425 оно вступает в силу со дня вступления в силу постановления Администрации города Костромы, утверждающего перечень общественных кладбищ города Костромы, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования городской округ город Кострома расположено 5 кладбищ: общественные кладбища по ул. Костромской, по ул. Галичской, по ул. Ярославской, по ул. Магистральной, и вероисповедальное мусульманское кладбище по ул. Нариманова, собственником земельных участков под которыми является Администрация города Костромы.
Между тем до настоящего времени Администрацией города Костромы, в ведении которой находятся указанные объекты, перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, не утвержден.
Это свидетельствует о невыполнении административным ответчиком вытекающей из федерального закона обязанности по обеспечению реализации гарантированных законом прав граждан на получение участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений и погребения с учетом их волеизъявления, выраженного при жизни.
Невыполнение указанной обязанности является бездействием, нарушающим права неограниченного круга лиц, поэтому решение суда об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материальный закон применен и истолкован судом правильно, все доводы сторон, в том числе и те, что приведены в апелляционной жалобе, судом проверены и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении, достаточных оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на обстоятельства, которые имеют значение для дела, но не проверены судом, апелляционная жалоба не содержит.
Мнение автора апелляционной жалобы о том, что закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению гражданам участков земли для создания семейных захоронений, поскольку право быть похороненным рядом с ранее умершим не является абсолютным, и предоставление таких участков допускается лишь при наличии свободного места, основано на ошибочном толковании законодательства.
Действительно, в силу закона (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле») возможность исполнения волеизъявления умершего быть похороненным на указанном им месте рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на этом месте свободного участка земли.
Между тем предоставление участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений федеральным законом в зависимость от указанного обстоятельства не поставлено.
Закон Костромской области от 11 июля 2017 года № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области», определяя порядок создания семейных захоронений, также не связывает возможность предоставления участков под семейные захоронения с наличием свободного места.
Ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о направлении запроса о толковании регионального законодательства, поводом к отмене решения суда не является.
Из материалов дела следует, что заявленное представителем административного ответчика в судебном заседании 29 декабря 2018 года ходатайство было разрешено судом в соответствии с требованиями 154, 198 КАС РФ, при этом безусловной обязанности по удовлетворению заявленного ходатайства на суде не лежало.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 1 статьи 310 КАС РФ отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Иных предусмотренных данной статьей оснований для отмены судебного решения также не имеется.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 29 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Костромы Беловой Т.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: