Апелляционное дело № 33а-5881/2017 Судья Салдыркина Т.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2017 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Смирновой Е.Д., Алексеева Д.В., при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования г.Чебоксары о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации г.Чебоксары на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2017 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования г.Чебоксары, выразившееся в необеспечении объектами инженерной инфраструктуры земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д.Кадикасы Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики;
обязать администрацию муниципального образования г.Чебоксары обеспечить объектами инженерной инфраструктуры земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д.Кадикасы Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
И.о. прокурора Ленинского района г. Чебоксары, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Чебоксары о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д.Кадикасы Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики объектами инженерной инфраструктуры.
Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО1 по вопросу необеспечения администрацией г.Чебоксары инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных лицам, имеющим трех и более детей, в д.Кадикасы Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, установлено, что между администрацией г.Чебоксары и администрацией Моргаушского района заключено соглашение от 22 ноября 2012 года, в котором оговорено обязательство администрации г.Чебоксары обеспечить за счет собственных средств земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры. Распоряжениями Кабинета Министров Чувашской Республики из государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность г.Чебоксары переданы земельные участки, расположенные на территории Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрацией г.Чебоксары сформировано 535 земельных участков в д.Кадикасы Кадикасинского сельского поселения, по результатам открытого конкурса с ООО «Проектный институт «Суварстройпроект» заключен муниципальный контракт на проектирование объектов инженерной инфраструктуры, по условиям которого срок выполнения работ установлен в течение шести месяцев с момента заключения контракта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы, то есть не позднее 16 июля 2015 года. Однако администрацией г.Чебоксары топографическая съемка участка предоставлена подрядной организации только 27 июля 2015 года, из-за чего работы по муниципальному контракту выполнены ООО «Проектный институт «Суварстройпроект» лишь 27 января 2016 года, на проекты водоснабжения, водоотведения, сетей связи и электроснабжения получено отрицательное заключение государственной экспертизы, одной из причин этого явились отсутствие гидрогеологического заключения по оценке запасов подземных вод и отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории земельных участков для размещения линейных объектов. В целях устранения замечаний администрацией г.Чебоксары с ООО «УЮТ» заключены муниципальные контракты на разработку соответствующих проектов, по результатам публичных слушаний ООО «УЮТ» даны замечания по проектам, однако они не устранены. В итоге, на протяжении более двух лет администрацией г.Чебоксары не приняты меры по обеспечению вышеназванных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, чем существенно ущемляются права многодетных семей, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством. Указывается, что в результате бездействия администрации г.Чебоксары предоставленные земельные участки в отсутствие сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения не могут быть использованы по их целевому назначению, нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования по изложенным основаниям.
Заинтересованное лицо ФИО1 просил удовлетворить административные исковые требования, указав, что он является одним из граждан, которым земельные участки предоставлены в д.Кадикасы. На неоднократные обращения в течение двух лет администрация г.Чебоксары сообщает, что решение об обеспечении земельных участков инженерными коммуникациями находится на стадии подготовки технической документации.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация г.Чебоксары, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, приводя доводы о действиях администрации в целях обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, полагая, что они подтверждаются имеющимися материалами дела и изложенными в самом решении суда сведениями. Указывается, что получению положительного заключения государственной экспертизы препятствовало ненадлежащее исполнение ООО «Проектный институт «Суварстройпроект» муниципального контракта. Администрацией заключены контракты с ООО «Уют» для разработки проекта планировки и проекта межевания территории размещения внеплощадочных сетей линейных объектов, проведены публичные слушания, соответствующая документация направлена в Управление архитектуры и градостроительства администрации, после чего документация направлена в Кадикасинское сельское поселение и проекты были утверждены 01 августа 2017 года. Изложенное свидетельствует о принятии необходимых мер для создания инженерной инфраструктуры, при таких данных утверждение о бездействии администрации является несостоятельным, учитывая, что строительству предшествует множество процедур. В нарушение положений процессуального закона в мотивировочной части решения суда отсутствуют нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также необходимые обоснования выводов; не изложено, какие мероприятия являются необходимыми и достаточными; в резолютивной части решения суда не указано на необходимость принятия решения по конкретному вопросу совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Также указывается, что судом необоснованно, без учета возможностей возникновения различных обстоятельств, указан срок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы и представивших сведения о деятельности администрации, направленной на реализацию закона о предоставлении земельных участков многодетным семьям, в том числе сведения о результатах заключения муниципального контракта, сведения о финансировании расходных обязательств, объяснения прокурора Власовой Ю.М. и заинтересованного лица ФИО1, просивших оставить решение суда без изменений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и исходил из вывода о том, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям, может быть выполнена муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Судом при разрешении названного выше административного иска было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, которое повлияло на исход дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Согласно статье 37, частям 1, 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к лицам, участвующим в деле относятся, в том числе стороны и заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Согласно пункту 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 15 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются субсидии.
Кабинетом Министров Чувашской Республики распоряжением от 29 марта 2013 года № 210-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, которым (в редакции распоряжения от 26 декабря 2016 года №919-р) предусмотрено, что софинансирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов по строительству объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства многодетным семьям, осуществляется в рамках реализации мероприятия «Строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства» подпрограммы «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года №530.
Учитывая, что органом, ответственным за составление и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики, является Министерство финансов Чувашской Республики, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, постановив вышеуказанное решение, тем самым разрешил спор о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует также принять во внимание состав работ, которые прокурор в административном иске относит к обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, порядок включения в проекты соответствующих бюджетов определенных расходов, и в зависимости от этого решить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле других лиц, учитывая нормы статей 45, 46, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2017 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: Е.Д.Смирнова
Д.В.Алексеев