ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Денисова Н.А.
дело № 33а-595 пост....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 7 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.
судей коллегии Захарова Е.И., Назимовой П.С.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение по апелляционной жалобе МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» на решение Октябрьскогорайонногосуда г.Улан-Удэ от 6 декабря 2017 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:
признать отказ Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ от 4 октября 2017 года в выдаче ФИО1 разрешения на строительство объекта: «индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: <...> – незаконным.
Обязать Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ выдать ФИО1 разрешение на строительство указанного объекта.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» (далее также - Комитет по строительству) № 01531009 от 4 октября 2017 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Также просила обязать административного ответчика восстановить ее нарушенное право путем выдачи разрешения на строительство указанного объекта недвижимости.
Требования основаны на том, что 26 сентября 2017 года ФИО1 обратилась в Комитет по строительству с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <...>, на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером .... Оспариваемым решением в выдаче указанного разрешения на строительство заявителю отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка территория строительства находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4), где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. По мнению ФИО1, решение Комитета является незаконным, так как земельный участок, на котором планируется строительство, находится в ее собственности, относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для размещения жилого дома. Ранее на указанном земельном участке в собственности ФИО1 находился одноэтажный жилой дом, ... года постройки. Указанный дом пришел в негодность и был разобран, после чего снят с кадастрового учета.
В суд первой инстанции ФИО1 не явилась, ее представитель ФИО2 требования поддержал.
Представитель административного ответчика МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» ФИО3 административный иск не признала.
Районный суд постановил приведенное выше решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» ФИО3 просит решение суда отменить, полагая, что суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению. Указывает, что федеральное законодательство ограничивает право собственника земельного участка на строительство объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо соответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и установленными законом ограничениями. Представленная истцом схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного регламента, что влечет отказ в выдаче разрешения на строительство.
В суде представитель МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» ФИО3 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Административный истец ФИО1, в суд не явилась, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещена. Ее представитель ФИО2 возражал доводам жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановленного решения.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ ФИО4 доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, с марта 2014 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения жилого дома. Ранее на указанном земельном участке был расположен жилой дом, <...> года постройки, площадью <...> кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО1 Указанный объект недвижимости был снят с кадастрового учета 22 августа 2017 года в связи с тем, что он был разобран правообладателем по причине его ветхости.
Судом установлено, что 26 сентября 2017 года ФИО1 обратилась в Комитет по строительству с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером ....
Оспариваемым решением Комитета по строительству от 4 октября 2017 года ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство по тем мотивам, что территория строительства находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд, руководствуясь положениями статьи 40 Земельного кодекса РФ, статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, исходил из того, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и видом его разрешенного использования. Оснований для отказа ФИО1 в выдаче разрешения на строительство у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 9 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит:
проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ, где содержится указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка необходим для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и в силу статьи 57.3 этого Кодекса выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
По смыслу приведенных нормативных предписаний градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Исходя из части 1 и части 11 статьи 51 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо наличие не только такого критерия как допустимость размещения объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и установленными законом ограничениями, но и соответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из Градостроительного плана земельного участка 03:24:033509:23, утвержденного Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г.Улан-Удэ 13 сентября 2017 года по заявлению правообладателя ФИО1, земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4). Градостроительный регламент предусматривает возможность строительства на нем многоквартирных жилых домов (высотная застройка). Строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне не предусмотрено.
Градостроительный план земельного участка был представлены заявителем в числе прочих документов в Комитет по строительству для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В нем имеется ссылка на Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» и на Проект планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ, согласно которым в районе размещения земельного участка ФИО1 индивидуальная жилая застройка не предусматривается.
Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 817-82 «О правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) принято уполномоченным органом и официально опубликовано для всеобщего сведения.
Указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не был оспорен в установленном порядке, на момент принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство являлся действующим.
Из Проекта планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ, утвержденного распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 16 октября 2015 года № 526-р, видно, что в зоне, в которой расположен принадлежащий ФИО1 земельный участок, строительство индивидуальных жилых домов не допускается.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отношении планируемого к застройке земельного участка имелся утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент. Представленная заявителем схема планировочной организации земельного участка содержала информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту, Правилам землепользования и застройки г.Улан-Удэ, Проекту планировки центральной части Октябрьского района г. Улан-Удэ.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что строительство объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, действия Комитета по строительству по отказу административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома соответствуют нормам права, регламентирующим порядок выдачи такого разрешения, и не противоречат положениям части 8 статьи 36 ГрК РФ.
Неправильное применение норм материального права привело к принятию неверного решения, что является основанием для его отмены с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по изложенным выше мотивам.
При принятии решения по данному делу суд апелляционной инстанции исходит из того, что ФИО1 в настоящее время не лишена возможности разрешить спорный вопрос в ином порядке. Ее доводы о том, что с ... года на земельном участке находился жилой дом, и что земельный участок имеет вид разрешенного использования «для размещения жилого дома», могут иметь значение в случае рассмотрения вопроса о внесении изменений в муниципальные нормативные правовые акты территориального планирования или их оспаривания.
Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 6 октября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности устранить нарушение.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Е.И. Захаров
Судьи: П.С. Назимова